Заочный турнир как форма подготовки младших школьников к предметным олимпиадам

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Одной из форм подготовки обучающихся к школьным предметным олимпиадам является заочный турнир "УМка", который я провожу во втором полугодии 1 класса. На уроках обучения грамоте ребята знакомятся с разнообразными занимательными заданиями - филвордами, анаграммами, ребусами, головоломками, учатся их понимать и решать. На уроках математики детям в качестве разминки предлагаются логические задачи, занимательные примеры.

Во втором полугодии в классе начинается заочный турнир "УМка", представляющий собой серию выпусков с системой заданий по русскому языку и математике. Задания вклеиваются в отдельную тетрадь. Дети могут и вписывать ответы, и, при необходимости давать полные ответы на страницах тетради.

Такая форма работы способствует повышению интереса младших школьников к изучению учебных предметов, развитию интеллектуальных способностей, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности и подготовке к предметным олимпиадам.

В данной статье представлены 8 выпусков турнира "Умка."

Выпуск 1

1. Сколько лет Юре? Для того, чтобы это узнать, необходимо из самого маленького двузначного числа вычесть наименьшее четное число. Напиши решение.

2. Четыре друга подели между собой поровну 7 пакетов фруктовых соков емкостью 1л, 2л, 3л, 4л, 5л, 6л, 7л. Как они это сделали?

  • Первому -
  • Второму -
  • Третьему -
  • Четвертому -

3. Коля задумал число и прибавил к нему 3. Сумма получилась на 2 меньше, чем 10. Какое число было задумано?

4. Гномы: Бим, Бом, Бам жили в разных домах. Один дом с окном и без трубы, второй с окном и трубой, третий без окна и с трубой. Бим и Бам живут в домике с трубой, а Бам и Бом живут в домике с окном. В каком домике живёт каждый?

5. Расставь буква в алфавитном порядке и запиши получившееся слово:

Щ, о,р, б ; Е,л,о, д ; Н, ы, о, т.

6. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые, названия блюд подчеркни:

салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.

7. Подчеркни слова, в которых все согласные глухие.

  • У папы три капли упали со шляпы.
  • Кошка согрела озябшие лапы.

Выпуск №2

1. Раздели предложение на слова черточками. Напиши готовое предложение.

МАШАКОРМИТКОТАБАРСИКАСМЕТАНОЙ

2. Нарисуй четыре фигуры в следующем порядке: треугольник, квадрат, круг и пятиугольник. Определи цвет каждой фигуры, если известно, что красная фигура находится между голубой и жёлтой, розовая рядом с жёлтой, а круг разукрашен жёлтым цветом: к – красный, ж – жёлтый, г – голубой, р – розовый.

3. Серёжа выше Саши, Олег ниже Саши, а Миша выше Серёжи. Кто из мальчиков самый высокий? 

4. Собери пословицу и запиши её: не, поймаешь, воробей, вылетит, не, слово 

5. Подчеркни слова, в которых 6 букв и 6 звуков: письмо, караси, зорька, яблоко, кубок, зелень.

6. Анаграммы. В каждом слове поменяй буквы местами и получи новое слово. 

РАКЕТА - _______________ , ЛАПОТЬ - _____________ , 
КОЧАН - ________________ , КАМЫШ - ____________ , 
ИКРА - __________________ , ЖИЛЫ - ______________

7. Сколько слогов в слове? 

Яма ____________ Осина ___________

День__________ Ворона____________

Выпуск №3

1. У Кати вчера был день рождения. Завтра будет пятница. В какой день недели был день рождения Кати? ____________________________

2. В стакан, кружку и чашку налили молоко, простоквашу и кефир. В кружке не кефир. В чашке не кефир, и не простокваша. Что куда налили? Напиши ответ.

В кружку -  ______________________________ 

В стакан -  ______________________________ 

В чашку -   ______________________________

3. Расставь знаки “+” или “-”

11…2…4…5…=9

1…2…3…4…5…=7

4. Три котенка — Касьянка, Том и Плут — съели плотвичку, окуня и карася. Касьянка не ел ни плотвичку, ни окуня. Том не ел плотвичку. Какую рыбку съел каждый котенок?

5. Представьте, что у Вас 5 палочек. Сколько станет палочек, если разломать две из них на половинки? ___________________

6. Обведи ту группу букв, которая является частью алфавита

1) К, М,О,Р,Т

2) У,Ф,Х,Ц,Ч

3) А,Б,Д,Е,Ж

7 . Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв

маяк. поют. люстра, лямка. якорь, ёжик, звёзды

Найди неизвестное слово

12345 АВТОР
34215 ?

Выпуск №4

1. Замени одним словом:

  • Сидеть сложа руки - ___________________________
  • Во весь дух -___________________________________
  • Повесить нос -_________________________________
  • Как сельдей в бочке -____________________________

2. Поставь ударение в словах. Воспользуйся помощью взрослых, словарем: звонит, цемент, творог, свекла

3. ОН, ОНА или ОНО?

Тюль -_______

Шимпанзе-______________

Шампунь-_________

Кунгуру-__________________

4. За квадратный стол могут сесть одновременно 4 гнома, по одному с каждой стороны. Для вечеринки 7 таких столиков составили в ряд (вплотную один к другому). Сколько гномов могут сесть за получившийся длинный стол?

5. Во всех словах, кроме одного, можно переставить буквы так, что получится название растений. Кроме какого? Подчеркни это слово.

насос, мошкара, пила, корма, мышка

6. Два отца и два сына съели по 2 апельсина. Сколько съел каждый из них?_______________________________

7. На тарелке лежали 6 пирожных. 3 из них разрезали пополам. Сколько стало пирожных на тарелке?__________________

8. В магазине стоит очередь. Один человек оказался пятым с конца и третьим с начала. Сколько всего человек в очереди?

Выпуск №5

1. Впиши названия.

2. К Мише на день рожденье пришли друзья - мальчики и девочки. Девочки съели по 5 печений а мальчики съели по 7. Всего они съели 24 печений. Сколько всего мальчиков и сколько девочек пришли в гости к Мише?

3. Две сливы весят, как одно яблоко. Что тяжелее: 5 слив или 3 яблока?

4. В поезде 22 вагона. Класс расположился в 11 вагоне. Сколько вагонов перед ними и сколько за ними?

5. К остановке подъехали: троллейбус, трамвай и автобус. В каком порядке они стоят, если автобус — не первый, а трамвай – не третий и не первый?

6. Какое слово состоит только из твердых согласных звуков?

килька, комарик, корка, майка

7. Какое слово нужно писать с заглавной буквы и почему?

А) орел, Б) дятел В) воробей Г) сорока

8. В каком слове звуков больше, чем букв?

Собака, армия, телевизор, мост

Выпуск 6

1. Вставь “+” или “-”. Разные варианты решения приветствуются

5…4…3…2…1=3

5…4…3…2…1=5

2. В предложении Зима кончается. спрятано слово мак . Найди названия птиц и цветов в этих предложениях:

Врачи ждут. Лилипут кашляет. Метро закрыто. Сестрица пляшет. Дети рисуют.

3. В какой из пар слова не могут обозначать один и тот же предмет. Попытайся объяснить.

Лиса-лисица; роща-рощица; вода-водица; кора-корица.

4. Мою родную сестру зовут Анна Павловна. Мою маму зовут Светлана Дмитриевна, а моего деда зовут Иван Петрович. Как зовут моего отца?

5. Из чисел 1,3, 5, 7 выбери такие числа, сумма которых равна 16. Найди несколько способов. Каждое число можно брать не один раз.

6. Подчеркни слова, которые пишутся с большой буквы. При необходимости сделай пояснения:

ЕКАТЕРИНА, ВОЛГА, ИВАНОВ, МАШИНА, РОССИЯ, ГОРОД, ОДУВАНЧИК, ЛАМПОЧКА, КОТЁНОК, ДРУЖОК, МОСКВА, ДЯТЕЛ

7. Подчеркни    слова, которые    можно переносить:   чайка, стриж, снегирь, енот, волк, заяц   

8. В гонках стартовали три машины в таком порядке: жёлтая, красная, синяя. К финишу они пришли в таком порядке: “Хонда”, “Мерседес”, “Ауди”. При этом ни одна машина не финишировала по счету такой же, как стартовала. Какого цвета марки машин, если “Ауди” не жёлтая?

Выпуск 7

1. Сколько раз в этих строчках из детской песенки встретился звук [ы]?

В маленьком домишке жили-были мышки.

Жили - не тужили, с кошками дружили. __________________

2. Замени каждое из слов словом, имеющим такой же смысл

Приятель-_____________________

Доктор-_______________________

Шагать-______________________

Работа-_______________________

Красный-_____________________

3. Подчеркни слова, в которых букв меньше, чем звуков:

Ячмень, усы, пять, яркое, семья, отъезд, поют, вьюга

4. Первая буква этого слова стоит в алфавите последней, вторая -перед буквой И, третья-гласная, которая никогда не бывает заглавной, а четвертая - стоит после буквы И._________________

5. Петя поднимается с 1 этажа на 4 за 4 минуты. А Маша с 4 этажа на 7 – за 3 минуты. Кто из них поднимется быстрее с 1 этажа на 7 и на сколько минут? _________________________

Комментарий. Все лестницы между этажами устроены одинаково.

6. Аня, Женя и Нина за контрольную работу получили разные оценки, но двоек у них не было. Отгадайте, какую оценку получила каждая из девочек, если у Ани не “3”, у Нины не “3” и не “5” (3 балла).

Ответ: у Ани___, у Нины ____, у Жени_____.

Выпуск №8

1. Запиши по 3 слова, где: а) букв больше, чем звуков; б) звуков больше, чем букв.

2. Подчерни слова, которые следует писать с большой буквы?

(м)арина огурцы (м)ариновала. (м)ила (м)алину перебирала. (м)алина (м)анила (м)арину и (м)илу. (м)арине и (м)иле (м)алина (м)ила.

3. Знайка приготовил секретное сообщение, в котором зашифровал число. Помоги жителям Цветочного города разгадать шифровку.  Для этого зачеркни все буквы, встречающиеся более одного раза, а оставшиеся буквы соедини:

один два три сто сода руль ива 

Полученное слово обозначает число: _________________

4. Поставь ударение и посчитай, сколько слов здесь записано:

замок, дорога, ужи, село, крыша, стрелки, самолёт, жаркое, вычитать, уже

5. Катя, Галя и Оля, играя, спрятали по игрушке. Они играли с медвежонком, зайчиком и слоником. Известно, что Катя не прятала зайчика, а Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. У кого какая игрушка?

6. Лист бумаги сложили поровну, потом ещё раз сложили поровну, а потом ещё раз поровну. И за тем разрезали. Сколько кусочков бумаги получилось?

7. На столе на тарелке лежат ягоды. Их можно разделить поровну между 2 или 3 ребятами. Сколько ягод лежит на тарелке, если известно, что их меньше 10?

8. Вставь вместо многоточия ... действия "+" или "-", чтобы равенство стало верным:

9 ... 3 ... 5 ... 3 ... 6 = 2

4 ... 5 ... 3 ... 4 ... 2 = 8

Литература.

1. Маслова А.Н. https://urok.1sept.ru/articles/313836/ Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся начальной школы.

2. Томашова Л.В.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/11/15/olimpiada-2-klass-shkolnyy-tur Олимпиада по математике 2 класс.

3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 1 классе / М. Илекса, 20008.

4. Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад/М. “Вако”, 2010.

5. Г. Александрова “Занимательный русский язык” / С-П., Тригон, 1998.