Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ по рассказу Дж.Кимельфельда "Санька"

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательные цели:

Способствовать глубокому и осознанному запоминанию материала

Развивающие цели:

Содействовать формированию умения работать с текстом и дополнительной литературой; структурировать предложенный текст; делать выводы; составлять планы и обобщения; продолжить формирование познавательного интереса учащихся

Воспитательные цели:

Воспитывать социально-значимую позицию

Межпредметные связи: 

 литература

Познавательные УУД: 

Совершенствуют технику смыслового чтения; извлекают необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста; определяют основную и второстепенную информацию; устанавливают причинно-следственные связи между объектами;

Коммуникативные УУД: 

Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации; формируют умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществляют и совершенствуют владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка 

Регулятивные УУД:

Овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы , включая способность принимать и сохранять учебную цель

Личностные УУД:

Осуществляют ориентацию в нравственном содержании  как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с общепринятыми правилами поведения; осознают важность хорошо исполненного дела; осуществляют личностную рефлексию

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня мы знакомимся с удивительным литератором 21 века – Джонатаном Кимельфельдом. Он ваш ровесник, родился в 1996 году в Москве. Таких еще называют дети Индиго, Дети Солнца, дети Будущего. Мальчик с 5 лет пишет философские стихи, прозу. Он стал самым юным лауреатом Московского конкурса молодых журналистов 2005 года и получил специальную премию «За мудрость сердца», принят в Международную ассоциацию молодых писателей и публицистов. Произведения Джонатана поражают глубиной понимания человеческой психологии, искренним состраданием.

2. Актуализация знаний

 Эпиграфом к нашему уроку я взяла его слова Д. Кимельфельда: «Спасая только одну душу, мы спасаем целый мир».  Как вы понимаете эти слова? Ответ: Человек должен исполниться милостью и состраданием к ближнему, жить сердцем, и тогда мы спасем этот мир.

3. Организация познавательной деятельности

На основе  рассказа «Санька»   наша задача - еще раз обратить внимание на структуру сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.
Рассказ вы читали сами. Получили групповые задания, но я хочу, чтобы он сегодня прозвучал. Приложение 1.  (чтение под музыку с показом слайдов)
Каждая группа свой материал оформляла в виде таблицы, обмен материалом

Первая группа должна была определить проблемы, поднимаемые в данном рассказе и продумать вступления разных видов:
Напомню, что это могут быть

1. вопросно-ответное единство
2. цепочка вопросительных предложений
3. назывные предложения
4. риторические предложения
5. цитаты в качестве зачина
6. ключевое слово текста

Чтение вступлений.

Проблема

Вступление

Утраты нравственных ценностей

Нравственность – одна из важнейших категорий. К сожалению, сейчас ей уделяется все меньше и меньше внимания, а такие понятия, как милосердие, гуманность постепенно отходят на второй план – на смену приходят безразличие и равнодушие к чужим проблемам, а иногда и жестокость. Проблему утраты нравственных ценностей поднимает в своем рассказе «Санька» Дж. Кимельфельд

Воспитания в семье

 

Милосердия

 

Материнской любви

 

Проблемы, которые определила я, практически совпали с вашими, только я добавила  проблему ответственности за близких,  детской жестокости.

Вторая группа работала над текстом, вела диалог с автором, создавала комментарий.

Перед вами вопросы текстуального комментария:
1. К какой категории вы можете отнести названные проблемы?
Названные проблемы мы можем отнести к нравственным. Все они очень актуальны.
2.  На какие аспекты обращает внимание автор?
- Кимельфельд обращает внимание на то, что все исходит от семьи, от воспитания в семье. Если мать любит своих детей, какими бы они ни были, то и дети растут внимательными, заботливыми.
А также автор показывает нам мир здоровых людей, который подчас жесток, циничен особенно с теми, кто не такой.
Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?

Выступление учащихся:

В данном рассказе автор использует цветопись. Мир Саньки светлый, теплый, солнечный. «Солнце дарит Саньке свои поцелуи». Ветер нежно ласкает его светло-русые волосы. Русый + это цвет, с которым ассоциируется слово «Русь», это наше духовное начало. Над ним бесконечное лазурное небо – это цвет мира, добра, мечты. Лабродоритовые глаза очень необычны. В словаре иностранных слов мы нашли, что лабродорит – это минерал темно-серого, сине-зеленого цвета. Глаза Саньки – это тоже частичка неба. И вот на фоне этого светлого мира, мы видим мир здоровых людей, полный жестокости. Серости, сигаретного мира. Огромный синий шар в конце рассказа – это символ постоянства и истины. А истина в том, что любой человек, каким бы он ни был, имеет право на счастье. Таким образом, прием противопоставления позволяет увидеть два мира: добра и зла.
Почему именно эти аспекты волнуют автора?
Наш мир становится более жестким, грубым, утрачиваются вековые духовные и нравственные ценности. Черствость сердца – это страшный порок. Нельзя отворачиваться от людей, которые ждут от тебя доброго слова, помощи.

Комментарий и позиция

Проблема

Комментарий

Утраты нравственных ценностей

Комментируя данный вопрос, хочется отметить актуальность данной нравственной проблемы. На примере судьбы ребенка инвалида автор обращает внимание на то, что в наше время люди стали более жестоки, глухи к чужой беде. Прием противопоставления позволяет Джонатану Кимельфельду показать  два мира: добра и зла. Черствость сердца – это страшный нравственный порок.
Позиция автора в данном художественном тексте выражена прямо.  Писатель  осуждает тех, кто утратил в себе гуманные ценности. Он напоминает нам: « не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой»

 

Проблема материнской любви

Комментируя данный вопрос, хочется отметить  важность данной нравственной проблемы. Рассказывая  о ребенке с отклонениями, автор обращает наше внимание на то, что каждый человек создан для счастья, каким бы он ни был. И что с ним будет, как сложится его жизнь, зависит от людей, которые его окружают. А самым главным в судьбе такого ребенка является мать. Прием противопоставления эмоционально воздействует на читателя. Мы осуждаем мамаш, которые сами калечат своих детей, и любуемся мамами, которые не способны бросить, отказаться от своего ребенка.
Позиция автора в данном художественном тексте выражена прямо. Автор восхищен мужеством, всепобеждающей любовью настоящей матери, которая воспитывает своих детей в любви и согласии.

Какова позиция автора?

Позиция автора выражена прямо.
Не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой; восхищен матерью, проникся глубоким уважением к Димке.

Третья группа готовила аргументы к поставленным проблемам.

Были названы следующие произведения:

  1. Л.Н.Толстой «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»,
  2. В.Г.Короленко «Слепой музыкант», Н.В. Гоголь «Мертвые души», И.С. Тургенев «Муму», А. Платонов «Юшка», Л. Улицкая «Дочь Бухары».

Аргументы

Проблема

Аргументы

Проблема утраты нравственных ценностей

И.С. Тургенев в рассказе «Муму», раскрывая образ глухонемого Герасима, показывает нам, насколько жесток, лицемерен мир здоровых людей. Это и вздорная, капризная барыня, и дворня, которая делает все, лишь бы угодить ей.
В поэме «Мертвые души» во вставной повести о капитане Копейкине Н.В. Гоголь сатирически обрисовал равнодушие правящей петербургской знати к нуждам простых людей, в частности к капитану Копейкину, инвалиду войны 1812 года.

4. Закрепление материала

Соберем все части и  посмотрим, что у нас получилось (чтение сочинения)

Какие пункты нужно еще добавить?  (Свою позицию и вывод).

Нравственность – одна из важнейших категорий. К сожалению, сейчас ей уделяется все меньше и меньше внимания, а такие  понятия, как милосердие, гуманность постепенно отходят на второй план - на смену приходят безразличие и равнодушие к чужим проблемам, а иногда и жестокость. Проблему утраты нравственных ценностей поднимает в своем рассказе «Санька» К.

Комментируя данный вопрос, хочется отметить актуальность данной нравственной проблемы. На примере судьбы ребенка инвалида автор обращает внимание на то, что здоровые люди подчас бывают жестоки, циничны с теми, кто от них отличается. Прием противопоставления позволил Кимельфельду подчеркнуть главную мысль. Нельзя отворачиваться от таких детей, нужно помогать и словом, и делом.
Позиция автора выражена прямо. Джонатан Кимельфельд осуждает тех, кто утратил в себе нравственные, гуманные ценности. Он напоминает нам: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой.

С мнением автора нельзя не согласиться. Подтвердить обоснованность суждения можно литературным произведением. Например, Иван Сергеевич Тургенев не только великий писатель, но и активный защитник слабых, униженных. В рассказе «Муму» он, раскрывая образ глухонемого Герасима, показал, как он терпит много обид от властной и капризной барыни и дворовых людей, которые, стремясь угодить ей, глухи к чужой беде.

Данная проблема неоднократно поднималась и в телепередачах Андрея Малахова. Поражаешься порой тому, какими беспринципными бывают люди, насколько они черствы душой. Но, к счастью, есть и такие, которые помогают. Откликаются на чужую боль.
Рассказ Джонатана Кимельфельда  полон глубокого сопереживания к тем, кто страдает от человеческого безразличия и цинизма. Обращение к духовной основе человека, его совести на меня оказало сильное воздействие.

5. Домашнее задание. 

Напишите сочинение на одну из проблем (на выбор)

6. Рефлексия

Надеюсь, что рассказ «Санька» никого сегодня не оставил равнодушным. И я советую вам познакомиться с Джонатаном Кимельфельдом поближе.
Поделись своими эмоциями, которые ты испытывал во время урока?

Ответь на предложенные вопросы:

Рефлексия

 

Вопрос

Ответ

Помог ли вам сегодня урок?

 

Чему учит работа в команде?

 

Как вы оцениваете свою работу?

 

Приложение 1

Рассказ «Санька» Джонатан Кимельфельд

Они часто приходят вдвоём на спортивную площадку нашего двора. Два брата. Старший Дима и маленький шестилетний Санька. Одиннадцатилетний Дима не по-детски усаживает Саньку на ближайшую лавочку и бежит играть в футбол. Стоя на воротах или бегая за мячом, он часто бросает заботливый и тревожный взгляд на младшего брата. Санька улыбается во весь рот, болтает весело ногами. Ему хорошо. Солнце дарит Саньке свои поцелуи, ветер нежно ласкает светло-русые волосы на макушке. Дети вокруг бегают, скачут, прыгают. Взрослые быстро проходят по своим всегда важным делам, а Санька рад, всегда рад. Потому что дышит, потому что живёт, может слышать задорное чириканье воробьёв и видеть причудливо искривлённые ветви старых тополей и сидящих на них кумушек-ворон. И над всем этим нескончаемый лазурный океан Неба. Саньке предназначена такая судьба. Он инвалид детства. Что-то случилось с его головным мозгом, он отстаёт в своём развитии. Санька почти не говорит, а то, что пытается произносить, понять почти невозможно. Но улыбка его осмысленна, как будто он пытается общаться с окружающим его жёстким и жестоким миром именно ей. Он улыбается, и его лабродоритовые глаза молвят: «Да, я такой! Я радуюсь миру! Принимайте меня таким! Любите меня таким!» Он пытается привлечь к себе внимание и громко кричит от избытка через край рвущихся чувств. Что очень нервирует и раздражает мам, прогуливающихся рядом со своими маленькими детьми. Слышится шипяще-недоброе: «Ну надо же, что за мать. Ведь он же совсем идиот. Неужели нельзя было сдать в интернат?» При этом они затягивают сигареты, выдыхая зловонный воздух почти в личики своим чадам. А Санька улыбается и кивает головой, ведь он не понимает, о чём они судачат, безгранично рад хоть такому вниманию. Дима выбегает со спортивной площадки и пересаживает Саньку на другую лавочку.

А я в своём воображении низко кланяюсь Санькиной маме (хотя не знаю её) за то, что не бросила сынишку в холодные государственные руки, за то, что Санька знает запах своего дома и вкус пирогов, испечённых мамиными руками. Я для таких матерей придумал бы медаль «За материнское мужество». Старший брат защищает Саньку от более омерзительной злобы и неприязни — детской. В шестилетнего мальчика плевками летят слова: «Опять пришёл урод! Уходи отсюда, придурок!» При этом обязательно толкают, щипают. Будто получают наслаждение, причиняя боль. Неужели вам, сильным и здоровым, «благополучным» и закормленным сложно понять, что не вина эта Санькина, неужели вас не учили не обижать слабых, а тем более глумиться над ними. Ведь и вы, дорогие мои ровесники, не защищены от Господина Рока, который может превратить вашу красоту в безобразность, силу — в немощность, наглую улыбку — в заискивающий взгляд. И что тогда? Есть истина, закон, формула бытия: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой!

Наверное, не просто так приходят в мир такие Саньки. Их посылают специально для нас, более сильных, умных, красивых, чтобы они служили зеркалами для наших сердец, наших поступков. И нельзя отвернуться, просто надо помогать, чем можешь. Ласково поговорить, посидеть рядом, погладить по голове, рассказать добрую сказку.

А ещё я проникся глубоким уважением к Диме. В его недетском лице столько мужественности и воли, и огромная преданность и любовь к своему необычному брату. Я восхищаюсь его великим смирением и ответственностью за Саньку. И он не боится и не стыдится её.

Смеркается. Спортивная площадка пустеет. Дима осторожно берёт за руку Саньку, и они медленно бредут домой. Я заметил, что Санька любит надувать воздушные шарики, завтра постараюсь подарить ему огромный синий шар.