И.Бунин «Лапти». План урока по технологии «Шести шляп»

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Продолжить формирование навыков анализа рассказа
  2. Активизировать творческую деятельность учащихся
  3. Формирование знаний, умений, навыков благодаря нетрадиционной форме организации учебного процесса

Ход урока

1. Орг. момент

Учитель кратко рассказывает ученикам о методе «Шести шляп» (Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим).

Белая шляпа – факты

Красная шляпа – эмоции

Черная шляпа – проблемы, противоречия

Желтая шляпа – позитивное мышление

Зеленая шляпа – творчество

Синяя шляпа - обобщение

2.  1 стадия – вызов

Ассоциативный ряд. (Ученикам демонстрируется первая шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная человеческая реакция). На экран проецируется картинка, на которой изображены лапти.

- Наш рассказ называется «Лапти». Ребята, какие у вас возникают ассоциации с этим словом? Подберите слова-ассоциации и  запишите их в карту урока.

­ Варианты записи: «село», «деревня», «крестьяне», «крестьянский быт» и т.д. Важно настроить ребят на то, что при выполнении этого задания нет правильных или неправильных ответов.

Рассказ-предположение (вторая шляпа - зеленая : отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов.)
- Попробуйте спрогнозировать сюжетную канву по опорным, ключевым словам (слова заранее записаны на доске).

ВЬЮГА-РЕБЕНОК-НЕФЕД-БЕСПОМОЩНОСТЬ-ГОРЕ-ГОСПОДИ-ЗАЩИТИ-ЛАПТИ

(Ребята записывают рассказ-предположение в карту урока. Работают индивидуально, затем заслушиваются несколько вариантов работ, обсуждаются)

3. 2 стадия - осмысления. Чтение текста по учебнику. (третья шляпа – белая: сосредотачиваемся на имеющихся в распоряжении данных. Пытаемся понять, где найти информацию, как использовать уже известные факты.)

Чтение с остановками, выделением  непонятных, сомнительных слов. По ходу чтения учащимся необходимо подчеркивать ключевые слова и словосочетания. Чтение текста до слов «А когда наконец рассвело…». Толкование непонятных слов. Чтение опорных слов.

- Какие слова в этом отрывке непонятны? (Варианты ответов: хутор, сумрак, верста, топка, фуксин, зипун) Где можно узнать лексическое значение слова? (В интернете, в толковом словаре) Найдите значения слов в толковом словаре? (Словари раздает учитель, ребята зачитывают определения)

- Какие опорные слова вы подчеркнули в тексте? (Несло вьюгой, большое горе, болен ребенок, просил дать красные лапти, верно, не выживет, надо добывать, где же в такой ужас дойти, Нефеда не было)

- Где происходят события рассказа? (В хуторском доме, в шести верстах – деревня Новоселки)

- Кто такой Нефед? Что мы узнаем о нем из текста? (Крепостной в доме барыни, барыня обращается с ним ласково, называет его «Нефедушкой»)

- Почему Нефед отправился за лаптями? («Значит, душа желает» - желание умирающего ребенка, верил, что сможет помочь больному ребенку).
- Большое внимание в рассказе уделяется природе. Найдите и подчеркните описание природы. («Непроглядная вьюга», «в белом от снега», «в такую страсть», «все в снегу, все обмерзло», «утопая по сугробам», «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «бездна снежного урагана и мрака») Как изображает автор природу? (Угрожающе, страшно, свирепо)

- Найдите в тексте определения слову «вьюга» (Вьюга = море во время урагана)

4. 3 стадия - прогнозирование. (четвертая шляпа – зеленая: отвечает за творчество, поиск необычных идей и неординарных взглядов. )

- Ребята, как вы думаете, чем закончится рассказ? Допишите возможные концовки, опираясь на имеющие сведения. (В карту урока) Чтение возможных концовок.

Чтение рассказа до конца.

5. 4 стадия - обобщение. Стадия рефлексии. (пятая шляпа - синяя)

Заполнение трехчастного дневника. (В карту урока)

КТО?

КАКОЙ?/КАКАЯ?

ЧТО ДЕЛАЕТ?

Ребенок

Больной, беспомощный

Болеет, лежит в жару, плачет, просит лапти

Мать

Не отходившая от постели, беспомощная

Плакала, кидалась на колени, била себя в грудь

Нефед

Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки
(Бунин дает Нефеду портрет без глаз, без взгляда?)

Принес соломы, дыша холодом, задумался, притворив дверь, ушел ни слова не говоря

Природа

Страшная бездна, ураган, мрак

Топит, губит

6. Д/з. Написать сочинение-рассуждение на тему «В жизни всегда есть место подвигам» от лица барыни или ее мужа.

Карта урока

1.Ассоциативный ряд.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

2. Рассказ-предположение
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

3. Прогнозирование. Допишите финал.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

4. Заполнение трехчастного дневника.

Кто?

Какой?/Какая?

Что делает?