Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ

Разделы: Коррекционная педагогика


Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.

Сроки реализации проекта: долгосрочный.

Актуальность проекта: для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья социальная адаптация является важным условием для будущей самостоятельной жизни. Прежде чем ребёнок полностью сможет адаптироваться к окружающей действительности, ему необходимо пройти несколько этапов обучения, а именно, овладеть навыками самообслуживания и культурно-гигиеническими навыками, расширить представления и знания об окружающем, научиться играть, а также овладеть навыками хозяйственно-бытового труда. Это все важные этапы в развитии самостоятельности ребёнка. И для того, чтобы все эти знания и умения ребёнка закреплялись, важна помощь со стороны родителей, благодаря которым у ребёнка будет формироваться мотивация к обучению.

Постановка проблемы: работая на данной группе, мы увидели проблему в обучении детей социальной адаптации со стороны родителей. Родители относятся к своим детям с большой опекой, не допускают в действиях детей ошибок, боятся, что дети смогут навредить себе. Поэтому мы приняли решение, что необходимо обучать социальной адаптации не только детей, но и их родителей. Чтобы родители научились взаимодействовать с детьми, овладели специальными приёмами и методами обучения детей, и могли закреплять дома умения и навыки ребёнка, полученные в дошкольном учреждении.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

ЦЕЛЬ проекта: создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой сферы, познавательной и игровой деятельности, посредством социальной адаптации детей с ОВЗ к социальной действительности.

ЗАДАЧИ по реализации проекта с детьми:

  • Активизировать и расширять пассивный и по возможности активный словарь детей (учёт индивидуальных особенностей контингента);
  • Развивать у детей навыки коммуникации;
  • Учить детей наблюдать за предметно-игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям;
  • Учить детей воспроизводить цепочку игровых действий;
  • Учить детей использовать в игре натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;
  • Учить детей осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;
  • Развивать способность детей отражать в играх приобретённый жизненный опыт;
  • Учить детей принимать на себя роль другого лица;
  • Формировать у детей навыки ролевого и ситуативного поведения;
  • Приобщать детей к элементарным нормам и правилам взаимодействия;
  • Воспитывать интерес к выполнению предметно-игровых действий;
  • Воспитывать у детей эмоционально отношение к обыгрываемому предмету или игрушке;
  • Знакомить детей с конкретными трудовыми процессами;
  • Формировать у детей основы культуры труда;
  • Формировать у детей умение выполнять элементарные практические действия с предметными орудиями по односложной речевой инструкции;
  • Формировать у детей умения выполнять простейшие трудовые действия с опорой на представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, и образец их выполнения, предложенный взрослым;
  • Формировать у детей элементарные орудийные действия в процессе самообслуживания;
  • Формировать у детей элементарные представления об элементах быта, необходимых в жизни человека;
  • Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы.
  • Формировать у детей адекватные формы поведения в воображаемой ситуации;
  • Способствовать у детей интеграции полученных игровых действий в бытовые ситуации;
  • Формировать у детей первоначальные представления об опасных предметах дома;
  • Воспитывать у детей положительное отношение к труду взрослых;
  • Воспитывать бережливость, аккуратность в процессе действия с предметами;
  • Способствовать у детей развитию психических процессов (внимание, память, мышление и др.);

 ЗАДАЧИ по реализации проекта с родителями (законными представителями):

  • Создать условия для заинтересованности родителей и их педагогического просвещения в вопросе социальной адаптации детей с ОВЗ;
  • Сформировать у родителей убеждённость в необходимости полной адаптации ребёнка с ОВЗ к социальному и бытовому окружению;
  • Познакомить родителей со способами и методами обучения детей с бытовыми предметами и предметами домашнего обихода;
  • Содействовать умению родителей переносить приобретённый опыт взаимодействия с ребёнком в домашний быт.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПРОЕКТА.

ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:

  • Игровые упражнения;
  • Коррекционно-развивающий занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные);
  • Рассматривание предметных картинок и иллюстраций с последующим соотнесением с реальными предметами;
  • Образовательные ситуации;
  • Мини-экскурсии по территории и помещениям детского сада;
  • Экскурсии и целевые прогулки по городу;
  • Предметные игры;
  • Отобразительные игры;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Трудовые действия (ХБТ);
  • Элементы социальной адаптации (приготовление совместных элементарных блюд).

ФОРМЫ РАБОТЫ с родителями (законными представителями):

  • Индивидуальные и групповые консультации;
  • Информационные стенды;
  • «Родительский клуб «Мы-вместе!»
  • Совместные экскурсии и целевые прогулки;
  • Анкетирование;
  • Мастер-классы;
  • Подбор методической и обучающей литературы по запросу родителей;
  • Совместная деятельность детей и родителей под руководством специалистов;
  • Дистанционное обучение.

Перспективный план реализации проекта