Урок по биоадекватной технологии по теме «Правописание безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах. Подготовка к диктанту». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Обобщить знания об окончаниях имён существительных в родительном и дательном падежах;
  • Формировать навык правописания окончаний существительных в родительном и дательном падежах;
  • Овладеть навыками грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе с помощью информационных образов.

Предметные результаты

  • Знания. Воспроизведение знаний об окончаниях -е, -и безударных падежных окончаниях имен существительных.
  • Умения. Обоснование написания падежных окончаний.
  • Навыки. Правильное определение падежа и написание окончания.

УДД:

  1. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей,родителей по исправлению допущенных ошибок
  2. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера
  3. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения предлагать помощь и сотрудничество
  4. Личностные: Смыслообразование: осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир.

Тип урока: повторение изученного материала

Ресурсы урока: Рисунок учителя; цветные карандаши; листы для рисования; индивидуальные карточки с заданием; учебник, гостинец от белочки: орешки.

Ход урока

1. Организация.

- Здравствуйте, ребята.

-  Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Клад - это богатство, деньги, золото.

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Этот клад- знания. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь! (Звучит музыка)

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча».

Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

2. Минутка чистописания.

 - Сегодня мы проведём упражнения для развития свободных движений руки.

- Запишем скороговорку:

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула. (слайд №2)

Работа со скороговоркой:

Обе ладошки лежат раскрытыми на столе. Затем то левая сжимается в кулачок, а правая распрямляется, то наоборот.

3. Словарная работа.

- А сейчас мы с вами повторим словарные слова: (слайд №3, №4)

Есть слова, подобные птице,
КАРКАЮТ на словарной странице:

- Запишем слова в тетрадь, выделим орфограмму.

- Взаимопроверка.

4. Релаксация.

Примите  удобное положение, пусть ничто вам не мешает. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Ещё раз вдох, выдох. Ощутите во всём теле спокойствие, тепло и лёгкость.

Представьте себе, что мы находимся в зимнем лесу. Ярко светит солнышко. Всё вокруг покрыто белым пушистым одеялом. Нелегко приходится обитателям леса в это время года. Трудно из-под снега доставать им корм. Люди приходят на помощь животным и птицам. Школьники вешают для птиц кормушки. Посмотрите, кто прилетел к кормушке? Вот синичка клюёт кусочек сала. Какая она? Рядом утоляет голод снегирь. Рассмотрите его. А вот клёст подхватил орешек и полетел к себе в гнездо. Какой он? А внизу, посмотрите, следы. Кто ещё приходил полакомиться? Это заяц!  А вот белочка.…  Посмотрите, чем она занята? Благодарны пернатые ребятам!!

И мы с вами поблагодарим образы, с  которыми работали. Постепенно каждый в своём темпе возвращаемся в класс. Сделайте вдох, выдох. Ещё раз вдох, выдох. Потянитесь. Медленно открывайте глаза. (слайд №5)

5. Беседа: (слайд №6)

- Удалось ли вам, что-нибудь увидеть? Поделитесь с нами, что вы увидели,  что представили? (отрезок из картины)

- Перед вами листы для рисования. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте то, что каждый из вас увидел. (индивидуальная работа детей 10-15мин)

- Кто из вас покажет нам свой рисунок и расскажет, что на нём изображено. Почему так? (опрашивается несколько детей)

- А вот, посмотрите, я предлагаю вашему вниманию свой вариант рисунка. (слайд №7,8,9,10,11)

6. Работа над текстом. (слайд № 12)

- Послушайте текст.

Ребята с осени запаслись желудями, шишками ели, семенами берёзы и ольхи, веничками из лебеды.
Кормушку повесили они у самой опушки. Установили мальчики дежурство и в любую погоду по очереди навещали пернатых друзей. Приходили к кормушке и зайцы. Об этом ребята узнавали по следам. У кормушки можно было увидеть и белку. Школьники всегда были рады такой встрече.

- Как можно его озаглавить? (варианты ответов, например, «Лесная столовая»). Можно ли дать такое же название нашим рисункам? Почему?

7. Работа по развитию речи. (слайд №13)

-  Ещё раз прочитаем этот текст. (самостоятельное чтение по индивидуальным листочкам).

- Когда ребята запаслись желудями, шишками и семенами?

- Чем ещё запаслись дети? Что такое лебеда? (при необходимости понятие даёт учитель)

- Где они повесили кормушку?

- Что значит «опушка»? значение этого слова…. 

- Кого ещё кроме птиц можно было увидеть около кормушки?

- Как об этом узнавали дети?

- Каким было отношение школьников к гостям?

8. Орфографическая работа. (слайд №14)

- На какие орфограммы нам встретились слова? (называется орфограмма, правило – читаются слова на это правило, если необходимо подбираются проверочные слова).

Возьмём простые карандаши и впишем все пропущенные буквы в словах, кроме выделенных словосочетаний. (учащиеся работают на индивидуальных листочках)

Лесная столовая.

Р..бята  с  осен…  запаслись  ж..лудями, ш..шками ели, с..менами  б..рёзы и ольхи, в..ничками из  лебеды.
К..рмушку  повесили они у самой опушк… . Устан..вили  мальчики д..журство и  в любую  п..году по очеред…  навещали  пернатых  друзей.  Приходили к кормушк…  и зайцы. Об этом  р..бята  узн..вали  по сл..дам.  У кормушк…  можно было увидеть и белку. Школьники  всегда были рады такой встреч…  .

9. Физкультминутка.(под музыку из мультфильма «Фиксики»)

10. Повторение правописания безударных окончаний имён существительных. (слайд №15)

- Давайте вспомним, над какой темой мы работали на предыдущих уроках?

- Какие окончания имеют имена существительные в родительном и дательном падежах?

- Кто расскажет правило?

- Выпишем из нашего текста выделенные словосочетания, определим у имён существительных склонение и падеж, вставим пропущенные окончания.


(уч-ся работают цепочкой у доски)

- Теперь откроем  учебник на странице 104, упражнение 200. и проверим правильно ли мы вставили все пропущенные в словах  орфограммы и  допишем окончания у имён существительных.

11. Итог урока.

Рефлексивная карточка

Я знаю

  • как определить орфограммы
  • как определить падежные окончания
  • как правильно работать с текстом
  • как помочь животным и птицам зимой

Я умею

  • правильно писать падежные окончания имен существительных
  • воспроизвести текст в рисунке, озаглавить

А теперь давайте определим уровень своей успешности. (Метод «Солнышко и тучки»)

Молодцы, вы сегодня хорошо работали на уроке. Белочка решила поделиться с вами своими запасами и принесла вам орешки. Угощайтесь на здоровье!!

ВЫВОД

Целью таких уроков, является цель: помочь учащимся овладеть навыками грамотного письма на уроках русского языка  в начальной школе с помощью информационных образов. Информационный образ это учебный мыслеобраз, сформированный из теоретической информации по теме урока и наложенный на мыслеобраз, используемый учителем в учебной релаксации и органично связанный с темой урока. Этот мыслеобраз, перенесенный учеником на бумагу, служит опорной схемой для запоминания материала урока

Биоадекватное (природосообразное преподавание) - это процесс передачи знаний, умений и навыков путем организованного формирования необходимых единиц сознания - мыслеобразов и реализации заключенной в них энергии. Главным отличием такого преподавания является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней элементов. Суммируясь в личности ученика, они увеличивают его энергетический потенциал. Суммируясь в социуме, они увеличивают уровень пассионарности всего общества. Основной характеристикой биоадекватного преподавания является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего "Я" учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия. Биоадекватное преподавание необходимо с первых ступеней учебы по всем дисциплины.

Задачей биоадекватного (природосообразного) преподавания является обеспечение права человека на экономичное и инструментальное творческое мышление.

Биоадекватное преподавание сокращает время обучения в 3-5 раз, высвобождает ресурсы здоровья учащегося, приводит к экономии материальных затрат и дает возможность во столько же раз повысить эффективность приобретения знаний и умений за период обучения.

Биоадекватная  релаксационно-активная методика преподавания учебных дисциплин позволяет в короткое время усвоить большие объёмы информации, посредством освобождения от стрессов, негативных воздействий и вовлечения в образовательный процесс всех каналов восприятия и центров удовольствия человеческого организма.
Учёные-физиологи доказали, что в процессе релаксации, являющейся неотъемлемой частью биоадекватной методики, биоритм головного мозга составляет 10-12 колебаний в секунду – максимально благоприятный режим периода для восприятия информации. Восприятие учебной информации закрепляется в активном режиме – это следующий этап в процессе познания.

Биоадекватный метод мышления даёт ученику инструмент для решения учебных задач, для преобразовании полученной информации в цельное живое знание, которое позволяет решать и жизненные проблемы.

Фронтальные, групповые и индивидуальные психолого-педагогические исследования подтверждают высокую эффективность ноосферного образования посредством, гармонизации внутренней сферы учащихся и учителя, улучшения качественных характеристик психических процессов (памяти, внимания, саморегуляции, воображения), раскрытия творческих способностей, повышения мотивации к обучению и качественной успеваемости.

Список литературы.

  1. Маслова Н.В. «Ноосферное образование». М,2002.
  2. Пиаже Ж. «Избранные психологические труды». М, 1994.
  3. «Философия образования». М, 1996.
  4. Белякова О.В. «Методические разработки биоадекватных уроков в начальной школе».
  5. Демидова Т.А. «Природосообразные уроки в начальной школе».