Реализация метапредметных связей на уроках музыки в начальной школе

Разделы: Музыка


Консультанты:
Глазырина Е.Ю. – профессор кафедры пения
и методики музыкального воспитания УрГПУ, д.л.н.,
Семенюк Г.Ф. – завуч  МАОУ «Прогимназия «Центр детства»

Актуальность темы

Современные дети живут и воспринимают мир в прекрасном цветном изображении телевидения, они играючи осваивают компьютерные программы, имеют возможность смотреть фильмы в кинотеатрах с объемным экраном и стереофоническим звучанием. Поэтому учебный процесс в школе необходимо приближать к современному технологическому уровню, окружающему нас. Учитель, используя на уроках различные способы межпредметных связей сможет, не уступая в многообразии окружающей информационной доступности, сделать учебный процесс интересным, многообразным, доступным, значительным и эффективным.

В связи с этим общеобразовательная школа вновь претерпевает изменения в направлениях и содержании образования, постепенно осуществляется переход на новую концепцию и программу образования «Школа 2100». В связи с этим остро ощущается потребность в научно-методическом обеспечении путей и способов, приемов и методов образования подрастающего поколения. Положение новой образовательной концепции «Школа 2100», изданные для учащихся учебники и учебные пособия нового поколения, методические материалы. Технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, синтезатор, караоке и др., должны быть осмыслены в широкой учительской практике, апробированы и внедрены в учебно-воспитательный процесс.

Условия возникновения и становления опыта

Экспериментальная работа, начатая в нашей школе в 20015 году, позволила изучить и применить в практической работе образовательную программу «Школа 2100». Для этого я сопоставила программный материал изучения предметов начальной школы: чтение, риторика, ИЗО, окружающий мир, история и общение с программным материалом уроков музыки. Я проанализировала возможности урока музыки как основы для реализации межпредметных связей. Работа в этом направлении позволила приобщить школьников к системному методу мышления, повышению их теоретического и научного уровня обучения, к конструированию содержания изучаемого материала по отдельным учебным предметам.

Осознавая высокий современный технический уровень познания детьми окружающего мира, в своей работе, для слушания музыки использую музыкальный центр со стереофоническим звучанием. Для вокальной работы применяю систему «Караоке». Интерактивная доска, компьютер, магнитофон, музыкальный центр, синтезатор позволяет демонстрировать необходимый видеоматериал.

Накоплен большой музыкальный дополнительный материал на дисках, электронных носителей и аудиокассетах. За пять лет работы подобрано более 300 фонограмм, презентаций. Имеется большой выбор иллюстрированного и дидактического материала.

Все это составляет хорошую практическую и теоретическую базу для знаний.

Теоретическая база опыта.

Для реализации поставленных задач были изучены программы:

  1. «Музыка» 1-4 классы;
  2.  «Музыка» 5-8 классы (под научным руководством Д.Б. Кабалевского);
  3.  Общеобразовательная система «Школа 2100» Бунеев и Бунеева;
  4. Музыкальное образование в школе (под редакцией Л.В. Школяр);
  5. Теория и методика музыкального образования детей (Л.В. Школяр, Е.Д. Критская, А.А. Шеншин и др.);
  6. Дидактические роли межпредметных связей (П.Н. Груздев, Н.П. Шимбирев, И.Т. Огородников);

Труды, оказавшие большое влияние на разработку данной проблематики:

  1. В.Ф. Одоевского, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского и др.
  2. Личностно ориентированный урок: планирование и технология проведения И.Якиманского, О.Якунина, Е.Ю. Глазырина.
  3. Присутствовала на семинарских занятиях по теме: «Этическое воспитание, музыкальный образ» Н.Куприна, в рамках курсов повышения квалификации в 2015 году в г. Новый Уренгой.
  4. Прошла курсы повышения квалификации по теме: «Воспитательный потенциал музыкального искусства» в 2013 году; «Онтогенез музыкальных способностей» Тарасова в 2014 году.
  5. ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» по теме: «Музыка и её преподавание для детей начального, среднего и старшего школьного возраста в образовательных организациях», г. Салехард, 2016 г., 72 часа;
  6. АНО ДПО «УрИПКиП» по теме: «Современные образовательные технологии в начальной и общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС» г. Пермь, 2016г., 108 часов;
  7. ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный институт развития образования» по теме: «Технология аттестации педагогических кадров»
    г. Салехард, 2013 г., 72 часа.

Ведущей педагогической идеей является создание творческой атмосферы на уроках музыки и во внеурочной деятельности, что позволяет учащимся осознать свою личность с положительной оценкой своего «я», а значит, стремиться жить полной, радостной жизнью, приобретать творческий опыт, от которого в будущем зависит самореализация личности учащихся. Научить ребенка сопереживать, ощущать свое единство с другими людьми, научить обращаться к содержанию других учебных предметов и получить разносторонние знания – значит, помочь ему приобрести качества думающей высоконравственной личности.

Что нового вы внесли в технологию обучения?

Новизна моей работы заключается в том, что в ней я проанализировала возможности урока музыки, как основы для реализации межпредметных связей и приемы для установления и реализации метапредметных связей в учебном процессе начальной школы заключаются в следующем:

  • между самими предметами по искусству;
  • между предметами по искусству и учебными дисциплинами, в которых искусство частично входит в их содержание;
  • между предметами по искусству гуманитарного цикла, которые используют художественные произведения с дидактической целью;
  • между предметами по искусству и предметами естественно-математического цикла.

Разработала и апробировала диагностическую методику усвоения знаний с выделением параметров, критериев и уровней для проверки эффективности, и результативности обучающего процесса межпредметной направленности.

В практической работе успешно используются следующие формы метапредметных связей:

  1. Художественное иллюстрирование музыкального произведения примерами из литературы и изобразительного искусства.
  2. Проведение урока музыки в сюжетно-игровой форме, когда школьники в роли персонажей принимают участие в различных видах музыкально-художественной деятельности.
  3. Проведение урока в форме диспута (проверка выполненного домашнего задания) – это обсуждение содержания домашнего задания, которое выявляет возможности, способности и уровень обученности детей. Демонстрирует их знания, умения и навыки по нескольким учебным предметам.

Использование методики проблемного обучения для активизации учебного процесса на уроках и во внеурочной деятельности.
Методы и приемы работы метапредметной связи, используемые мной на практике:

а) Отображение в рисунке образа музыкального произведения (прослушанного или исполненного детьми). Этот прием обогащает эмоционально-образное восприятие учащихся.

б) Передача содержания музыкального произведения вербальными средствами: дети прослушивают произведение программного характера (не зная его названия) и затем устно или письменной форме воспроизводят «увиденные» образы, которые вызвала у них музыка.

Разработала и апробировала диагностические тесты по развитию музыкальных и творческих способностей школьника, с целью отслеживания прочности усвоения учебной программы и оценочного контроля успеваемости учащихся.

Активизирую развитие образного музыкального слуха, голосовых данных в наиболее сложной форме внеурочной  деятельности – постановке музыкальных сказок, инсценировок.

Сущность опыта

Метапредметные связи определяются в педагогике как система обучения, при которой на основе программ и учебников обоснованно используются знания смежных предметов, изучаемых в школе.

К важнейшим направлениям по усовершенствованию учебного процесса на основе метапредметных связей в педагогике относят следующие:

  • повышение теоретического и научного уровня обученности;
  • реализация метапредметных связей способствует приобщению школьников к системному методу мышления, так же формируют научное мировоззрение учащихся;
  • метапредметные связи обеспечивают систему в организации предметного обучения и служат источником конструирования содержания образования по отдельным учебным предметам.

В целях взаимодействия учебных дисциплин необходимо согласовать в начальной школе программы и методику работы по следующим предметам: чтение, русский язык, изобразительное искусство, музыка, художественный труд, риторика, окружающий мир, история и обществознание.

Привлечение к урокам музыки произведений литературы и изобразительного искусства необходимо рассматривать в плане общеэстетической подготовки учащихся, так как литература, живопись, скульптура, графика являются самостоятельными видами искусства. Использование этих видов искусства на уроках музыки имеет самостоятельную эстетическую ценность.

При отборе произведений литературы и изобразительного искусства к урокам музыки учитываю, как художественное содержание, так и психологический настрой, эмоциональную окраску, содержание тех чувств, мыслей, которые они вызывают у учащихся. Весь ход урока музыки, основанного на межпредметных связях, пронизывает идея единства содержания и формы. Привлечение произведения других видов искусства в урок музыки логически вплетается в его общую драматургию. Например, в курсе истории и обществознания «Мое Отечество» (3 класс, I часть) есть прямое сопоставление в содержании данного курса и уроков музыки: тема №6 «За землю русскую» из раздела П «Времена Древней Руси IX-XII века», знакомит младших школьников со сражением русских воинов и рыцарей, произошедшей на льду Чудского озера в 1242 году. В связи с этим школьники изучают вооружение и доспехи русских дружинников, личность князя Александра Ярославовича Невского, репродукцию фрагмента триптиха П. Корина «Александр Невский» и слушают фрагмент из кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте люди русские» и финал кантаты). Музыка кантаты в силу своего воздействия на чувства и настроения детей помогает воссоздать образы русских дружинников, Невского и силу мужества народа победившего врага.

Связь урока музыки с уроками чтения реализуется с помощью следующего учебного материала:

  • слушание колыбельных песен на тексты по чтению (М.Лермонтова, А.Майкова), сочинение школьниками вместе с учителем с помощью этих текстов музыкальных импровизаций в жанре колыбельной песни;
  • разучивание песен на стихи, из книги по чтению, поэтов Г.Горбовского, М.Бородицкой. «Розовый слон» музыка В.Кожлакова, «Колдунья» музыка В.Серебряникова;
  • слушание скороговорок и былин в исполнении профессиональных музыкантов и народных сказителей (ода М.Глинки «Славься», былинные напевы Т.Рябинина, С.Кривополеновой, сестер Крюковых и др.)

Интересная познавательная связь уроков музыки и курса «Окружающий мир» в котором дети знакомятся со странами мира, находят их на географической карте, знакомятся с национальными предметами быта. А музыкальные инструменты и музыкальные символы, композиторы, исполнители, оперные театры, концертные залы и др. изучаются на уроках музыки. Например, великие вокалисты – представители музыкальной культуры разных стран и народов мира (Ф.Шаляпин – Россия, Э.Карузо – Италия и др.)

Метапредметная связь предмета «Музыка» и учебного курса «Риторика в рассказах и рисунках» имеет общие для этих двух предметов разделы:

  • умение выразительно прочесть скороговорки;
  • развитие способности к передаче чувств, настроений и переживаний от какого-либо события в письменной форме;
  • умение выразительно исполнить песню;
  • навыки воспроизведения мелодии песни на прочитанные стихи различного темпа.

Например, на уроках музыки во 2 классе школьники знакомятся со скороговорками, учатся выразительному чтению и пропеванию скороговорок, создают музыкальную импровизацию используя умение определять интонацию и тон говорящего, развитых на уроках риторики.  В свою очередь музыка помогает глубже понять мир чувств и переживаний человека и помогает в обучении азам и законам риторики.

По результатам работы в реализации метапредметных связей я применяю методику анализа по следующим предметам:

  • мотивация в обучении;
  • широта познавательных интересов;
  • прочность усвоения знаний.

Для этого использую следующие приемы работы:

  • индивидуальная или коллективная беседа;
  • проверка домашних заданий;
  • личное наблюдение в учебном процессе;
  • выполнение творческих работ.