Формирование ключевых УУД для подготовки к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на примере аспекта "Внеклассное чтение"

Разделы: Иностранные языки


Аннотация

Предлагаемая статья представляет собой описание опыта учителя английского языка с 6-летним стажем работы.

В статье приводятся различные типы заданий, направленные на подготовку учащихся к итоговой аттестации на примере аспекта Внеклассное чтение, формирующие ключевые УУД.

Данная статья адресована в первую очередь учителям английского языка, работающим по общеобразовательным и углубленным программам, учителям - предметникам, реализующим преподавание предметов гуманитарного цикла, а также может быть полезна широкому кругу читателей, интересующихся современными тенденциями в преподавании иностранного языка.

Ключевые слова: ключевые УУД, коммуникативная компетенция, внеклассное чтение, упражнения в форме ОГЭ/ЕГЭ.

Содержание

  1. Введение.
  2. Внеклассное чтение, как эффективный метод развития коммуникативной компетенции.
  3. Лингвистический аспект в начальной школе. Упражнения в форме ОГЭ и ЕГЭ.
  4. Социокультурный аспект в средней школе. Упражнения в форме ОГЭ и ЕГЭ.
  5. Личностный аспект в старшей школе. Упражнения в форме ОГЭ и ЕГЭ.

В настоящее время обучение английскому языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования. С внедрением ФГОС нового поколения, у учителей появилась возможность по-другому взглянуть на урок и наряду с современными технологиями воплотить новые творческие идеи. Актуальным становится также разработка новых методик для повышения качества преподавания английского языка.

Согласно стандартам, основным назначением иностранного языка является формирование коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. На данный момент контроль выполнения требований ФГОС осуществляет государственная итоговая аттестация по иностранному языку. Подготовить обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ – это значит сформировать у них иноязычную коммуникативную компетенцию на заданном уровне (9 кл. – сложность заданий отвечает языковому уровню А2, 11 кл. по базовой программе – В1, по профильной программе – В2). Для успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации необходимо, прежде всего, организовать процесс обучения совместно с использованием передовых технологий, а также уделить особое внимание типам заданий, характерных для ЕГЭ и ОГЭ.

Для достижения этой цели, я обращаюсь к методу аспектного преподавания. Разделение уроков на отдельные аспекты способствует  более эффективному формированию лексико-грамматических навыков, а также развитию говорения, аудирования и разных видов чтения. Более детально хочу остановиться на таком аспекте как Внеклассное чтение, который, по моему мнению, является уникальным аспектом, позволяющим формировать все ключевые УУД (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные) при подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Безусловно, одним из самых сложных частей экзамена является раздел Чтение, который требует подготовки, начиная с самых первых этапов знакомства с языком. Для того чтобы научить детей работать с текстом и грамотно высказывать своё мнение о том или ином эпизоде, мы вводим Внеклассное чтение, начиная с третьего класса. Основной его целью является формирование коммуникативной, социокультурной и личностной компетенций.

В начальной школе на первое место выходит лингвистический аспект. Ученики знакомятся с текстом, осваивают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение, тренируют основные грамматические конструкции, изучают новую лексику и активизируют ее в речи, отрабатывают произносительные навыки. Разнообразие послетекстовых упражнений позволяет на самом раннем этапе готовить школьника к итоговой аттестации, тренировать лексический и грамматический материал, развивать нывыки аудирования, говорения, чтения, а также письма. Личностные УУД занимают лидирующее положение: наблюдается развитие учебно-познавательного интереса к предмету, проявляются эстетические и эмоционально-нравственные чувства, оценка общечеловеческих ценностей. Такие виды заданий как – true/false/I don’t know, multiple choice, listen and read, use the correct form of the verb, представленные в форме ОГЭ/ЕГЭ позволяют сформировать регулятивные УУД, такие как действие контроля, планирования, коррекции, самооценки. Основная роль в начальной школе отводится проектной технологии. Как правило, после разбора упражнений, учащиеся выходят на продуктивный вид деятельности – говорение: подготовка проектов по теме, либо краткий пересказ текста, тем самым развивая коммуникативные УУД. В начальной школе уместно проводить ролевые игры – work in pairs, read and then act out the following talks или role-play the following scene.

В средней школе, социокультурный аспект преобладает над лингвистическим. Учащиеся приобщаются к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка, сравнивают события, описываемые в произведении с собственным жизненным опытом, дают оценку поступкам персонажей. Такие предтекстовые упражнения, как Look at the picture and try to guess.., Describe the picture.., Answer the questions…, Compare and say…,  Imagine that.., нацелены на достижение личностных, познавательных, а также коммуникативных УУД. Школьники могут самостоятельно выбрать средства для построения высказывания, установить причинно-следственные связи, дать свою точку зрения. Немаловажным является то, что упражнения соответствуют заданиям высокого уровня сложности раздела устная часть ЕГЭ.

Среди послетекстовых заданий появляются новые упражнения, направленные на развитие аудирования, чтения, лексико-грамматических навыков – listen and choose true, false or not stated, match the titles to the extracts of the text, fill in the gaps with the proper grammatical form, формирующие регулятивные УУД.  Новым продуктивным видом речевой деятельности в средней школе становится письмо – write Mary Poppins a letter and answer her questions about yourself and your family.
В старшей школе учащиеся в полной мере могут оценить красоту и сюжетную линию произведения, высказывать свою аргументированную точку зрения, выслушать партнера, согласиться с ним или возразить, прийти к общему мнению в решении спорных вопросов.

В ходе обсуждения прочитанного формируется система ценностей личности, в основе, которой лежат такие понятия, как любовь, семья, дружба, Родина и т.д. Личностный аспект выходит на первый план. На данном этапе стоит выделить такие практические упражнения в форме ОГЭ/ЕГЭ, как – read the text and choose the right sentence, read the text and choose the correct word for each space, fill in the gaps transforming the capitalized words, формирующие регулятивные и познавательные УУД. Такие задания способствуют расширению словарного запаса, а также позволяют быстрее и эффективнее запоминать грамматические структуры и использовать их в речи. Вводится немало структур для оформления своего мнения (linking words), которые в последствие используются при написании эссе – «Susie Boyd felt a pang of jealousy…». Some people think that jealousy is a very destructive emotion. What is your opinion? Do you agree with this statement?

Для развития навыка говорения, учащимся можно предложить разыграть диалог (act out a dialogue between…), либо завершить текст (средний этап), либо написать свою историю (write your story about…), концовку или начало к рассказу (старший этап). Данные типы упражнений развивают творческие способности учащихся, логическую память, абстрактное мышление.

Таким образом, разнообразие заданий на уроках внеклассного чтения позволяет создавать условия для проявления познавательной активности учеников, а также эффективно их готовить к итоговой аттестации, формируя на всех этапах обучения ключевые УУД. Для повышения качества обучения необходимо использовать материалы ОГЭ/ЕГЭ на каждом уроке, начиная с начальной школы и обязательно проводить анализ ошибок после их выполнения.

Презентация.