Импровизация как педагогический прием обучения современным видам хореографии

Разделы: Дополнительное образование


Импровизация (от лат.improvisus - неожиданный, внезапный) - особый вид хореографического творчества, при котором сочинение происходит непосредственно в процессе исполнения.

Импровизация заложена в природу танцевального искусства, собственно танец изначально рождался из импровизации.

Корни импровизации как исследования лежат в начале ХХ века. Среди множества течений, повлиявших на развитие этой категории, можно назвать методы Франсуа Дельсарта, связанные с исследованиями поведения человека, его двигательных реакций в обычных и исключительных ситуациях. Другими источниками были система Эмиля Жака – Далькроза, который шёл от импровизации музыкальной и экспериментов других создателей танца модерн, для которых импровизация являлась источником поиска новых движений. Эти влияния ощутимо сказались на преподавании танца в различных танцевальных школах и студиях. При этом в танцевальной импровизации видели в первую очередь творческое выражение, когда учащимся давались образы или какие-либо качества движения, использование пространства, времени, динамики или какой-либо вид движения. Такой метод обучения позволял получить личный опыт творчества.

Постепенно основные техники современного танца были определены и кодифицированы, а практики импровизации по-прежнему используются в преподавании танца. Практика импровизации была также соединена с психологическими теориями ХХ века, и зародилось понятие «танцевальная терапия».

Импровизация, как приём обучения, современным видам хореографии предполагает наличие определённой техники и школы. Школа импровизации работает на особом структурном уровне – это техники релаксации и осознании тела, тонкого чувствования внутренних сигналов, импульсов движения, чувствование партнёра, пространства или времени как элементов, рождающих композицию. Техника импровизации – это техника раскрытия потенциальных возможностей пустого пространства.

На первый взгляд, импровизация означает спонтанность творческого выражения, но нельзя думать, что эта спонтанность абсолютна. Импровизация – не произвол, не свободное от ограничений самовыражение.

Это организованная система приёмов воплощения содержания, имеющая свои собственные закономерности, свои средства создания. Поэтому импровизацию можно назвать осознанной спонтанностью.

Использование импровизации построено на увеличении сигналов тела, его ощущений, памяти, на способности мгновенно реагировать на импульсы тела из окружающего пространства. Реагируя, учащийся превращает их в историю, может, не всегда ясную и простую, но обладающую смыслом.

Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости предварительно оформленных замыслов, опыта и сиюминутных импульсов. Импровизация основана на памяти и степени подготовки учащегося. Чем богаче выбор выразительных средств, тем оригинальнее и неожиданнее будет импровизация.

Важно учитывать и фактор накопления информации. Система накопления танцевального материала связана с мировоззрением учащегося, окружающей его средой и поставленными перед ним целью и задачами. Музыкально-хореографическая память требует постоянного тренинга. И во время выполнения задания на импровизацию от учащегося требуется умение почерпнуть из памяти нужную информацию в необходимом количестве и с определённой быстротой. Материал для импровизации – это взаимодействие ощущений, воображения и памяти. Во время импровизации на поверхность может неожиданно выйти какой-то личный опыт. У нас есть выбор – позволить образам и чувствам проявиться или не руководствоваться ими.

Можно выделить различные направления импровизации:

1. От слышимых стимулов.

Импровизация, при которой звуки являются стимулом движения. На первом этапе можно использовать усиление или уменьшение громкости звука, что способствует изменению силы движения. Когда учащиеся освоят воспроизведение звука средствами движения, можно использовать ритмическую основу. При использовании голоса необходимо избегать воспроизведения слов и словесных предложений. Далее можно использовать высоту звука и на финальном этапе используется музыка в полном объёме звучания. Главная задача – развить у учащегося умение быстрого нахождения ответа в движении на звук.

2. От визуальных стимулов.

Всё, что видит учащийся, может вызвать в нём ответную реакцию, стимул к движению. Необходимо подобрать визуальный материал, способствующий ответной реакции, выраженной в движении. Стимулами могут быть цвет, разнообразные геометрические формы. Цель этих стимулов ощутить разницу между статическим и динамическим, большим и малым, гармонией и дисгармонией в теле.

3. Осязание.

Практика ощущений предметов различной текстуры и чувствительности к ним различных частей тела. Лучше использовать констатирующие фактуры.

Необходимо научиться ощущению различных поверхностей и контуров, ощущению изменения силы, веса, скорости механических и естественных предметов.

Главная задача импровизации от различных стимулов – развитие чувствительности и быстрой реакции на изменения, вызванные восприятием одушевлённых и неодушевлённых предметов.

Использование техник импровизации позволяет соединять различные навыки, обрести большую целостность и полноту мироощущения и самовыражения.

Многие упражнения на импровизацию выполняются в форме «исполнитель – зритель», что способствует постепенному преодолению страха перед публичным выступлением. Экспериментальный аспект снижает страх оценки, страх неизвестного. Развитие чувствительности готовит к неожиданности.

На данном этапе развития танцевальной культуры импровизация всё больше становится частью обучения танцоров и находит своё место среди других видов сценических искусств.

Импровизация требует высокого мастерства, постоянного совершенствования, универсальных знаний, способности к структурному мышлению, владению системой приёмов и хореографической школой.