Урок по истории в 9-м классе по теме "Нарушение законности и массовые репрессии в 20–30-х годы ХХ века в СССР"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • формировать знания о политическом развитии СССР в 20-30-е годы и показать такие явления, как создание командно-бюрократической системы управления, последствия нарушения законности, массовых репрессиях, выяснить их цели, масштабы и последствия, в том числе и на территории Воронежского края;
  • продолжить развитие умения работать с историческими документами, дополнительной литературой, умения работать в сотрудничестве, вести диалог;
  • воспитание гражданского патриотизма, гуманности, толерантности.

Тип урока: пресс-конференция.

Вид урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблички с надписями государственных деятелей и представителей прессы, компьютер, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-пресс-конференция. Я предлагаю послушать вам отрывок из песни известного певца и композитора, которого к сожалению, нет  в живых «Листая старую тетрадь расстрелянного генерала», слова которой будут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

Данная тема очень важна для нас сегодня потому, что многие явления того периода находят отголоски сейчас. И вам, новому поколению. Нужно осмыслить и понять корни этих явлений, чтобы навсегда очистить от них общество, не допустить ошибок прошлого, чтобы наша Родина была свободной и демократичной. Сегодня нам очень важно выяснить как сложилась командно-административная система управления, насколько серьёзны те деформации, которые претерпело наше общество в эпоху сталинизма. И в ходе сегодняшнего урока мы перелистаем те страшные страницы истории, к которым привёл сталинизм.

На нашей пресс-конференции присутствуют официальные лица, учёные: представитель Министерства обороны РФ, представители МВД и ФСБ, доктора исторических наук, историки, представители прессы: корреспонденты СМИ: «Аргументы и факты», «Литературная газета», «Известия», «Огонёк», «Правда», политический обозреватель ВГТРК, научный сотрудник Воронежского областного краеведческого музея, а также независимые эксперты.

На нашей конференции мы постараемся осветить вопросы политической жизни страны в 20-30 годы ХХ в..

Давайте вспомним термин репрессии?

Вашему вниманию я предлагаю просмотр презентации.

Итак, переходим к обсуждению. У меня вопрос к доктору исторических наук: Скажите, как началось формирование командно-административной системы в нашей страны?

Доктор исторических наук: Говоря о формировании командно-административной системе, необходимо вернуться назад – она начала складываться и сложилась в период «военного коммунизма».Опыт «бюрократического централизма» был уже приобретён. Ленин указывал: «Борьба с бюрократизмом в крестьянской стране требует долгого времени и надо эту борьбу вести настойчиво». И вот в столкновении старого типа управления и нового, рождённого НЭПом, победил старый - почему? Для этого были определённые объективные и субъективные причины. Новая экономическая политика требовала огромного политического искусства, глубоких знаний и высокой культуры. Но Сталин обезглавил политическое руководство страны. Проводить столь сложную и гибкую политику было невозможно. Нужны были компетентность, большие знания в различных областях, но специалистов не было. Возникло противоречие между объективными условиями, требующими дальнейшего развития, и способностью политического руководства. Отсюда более простые методы руководства (командные) и неумение найти оптимальный ответ на запросы общества.

Учитель: Продолжаем нашу конференцию и приглашаем принять участие в ней наших гостей.

Вопрос корреспондента «Аргументы и факты» историку: Вы не могли бы назвать факты и подтвердить документально, что действительно, в течении 20-х годов произошло резкое снижение компетентности руководства партии и страны, снижение уровня его политической культуры?

Историк: Я хочу начать с того, что численность аппарата партийных и государственных органов быстро росла. (за 1930-1935 годы число наркоматов увеличилось с 18 до 41.) Аппарат являлся главной опорой Сталина  в руководстве страной, 70%  секретарей райкомов и горкомов партии имели начальное образование. Естественно, эти люди нуждались в подробных инструкциях. Ещё ниже был уровень у основания пирамиды.

Вопрос представителя «Правды» историку: Почему такое малообразованное и малокомплектное руководство было достаточно прочным и продержалось у власти достаточно долгое время?

Историк: Достаточно прочным это руководство было потому, что отсутствовала гласность и существовала дезинформация, но главная причина прочности была в другом. Не располагая информацией, советские люди не могли допустить даже мысли о преступности Сталина, конечно, они видели и горе, и жестокость, и бесхозяйственность, но недостатки связывали с конкретными людьми, успехи же лишь со Сталиным и его окружением, и тем не менее, народ внушал страх этому руководству. Поэтому уничтожался всякий, кто покушался на интересы системы, делая её ещё прочнее.

Вопрос корреспондента «Известий» представителю ФСБ: С какого момента начинаются массовые репрессии и чем они вызваны?
Представитель ФСБ: Командно-бюракратическая система стала тормозом развития нашего общества. Исполнительный аппарат вопреки Конституции СССР, стал принимать на себя законодательные функции. Уже со второй половины 20-х годов начались аресты участников внутрипартийной оппозиции.

Вопрос корреспондента «Литературной газеты» представителю МВД: Мы знаем, что во время коллективизации репрессиям подвергались значительные слои крестьянства. Не могли ли вы привести для читателей «Литературной газеты» факты по этому поводу.

Представитель МВД: До начала 30-х годов репрессии развёртывались, главным образом, под флагом борьбы с классово-враждебными элементами. Правда, число осуждённых значительно превосходило реальный вес этих групп населения. Но репрессии нарастали как снежный ком и после 1934 года в эту страшную репрессивную машину попали и совершенно случайные люди.

Вопрос корреспондента журнала «Огонёк» представителю МВД: Вы упомянули в своём ответе о деятельности так называемых «троек», расскажите подробнее о них.

Представитель МВД: Обвинения против тех, кто был отнесён к классово-враждебным элементам рассматривали так называемые тройки (1-й секретарь райкома партии, председатель райисполкома, начальник местного отдела ГПУ). Рассмотрение дел было чрезвычайно упрощено. Осуждённые направлялись на принудительные работы в северные и отдалённые районы. Все осуждённые имели буквенное обозначение в статье осуждения:

  • СЭВ - социально вредный элемент;
  • СОЭ – социально-опасный элемент;
  • КРА – контрреволюционная агитация;
  • АСА - антисоветская агитация;
  • КРД - контрреволюционная деятельность;
  • КРТД - контрреволюционная террористическая деятельность;
  • ЧСИР – член семьи изменника Родины.

Вопрос политического обозревателя ВГТРК научному сотруднику областного краеведческого музея: Имеются ли данные о массовых репрессиях в Воронежском крае и каковы их масштабы?

Научный сотрудник Воронежского областного краеведческого музея:

В Воронежском крае в 1930-е годы несколько десятков тысяч человек было приговорено к расстрелу, к различным срокам заключения. Выполняя плановые задания по разоблачению врагов  советской власти, сотрудники органов госбезопасности шли на фабрикацию дел: жалобы на трудности жизни расценивались как «контрреволюционная пропаганда», оплошность или халатность – «как вредительство», общение с иностранцами «как шпионаж». Так, проходившее в Москве в 1930-м году следствие по делу никогда не существовавшей Трудовой крестьянской партии докатились и до Воронежской области: 132 гражданам было предъявлено обвинение во  вредительстве в сельском хозяйстве. Среди «вредителей» оказались профессора Воронежского СХИ, многие учёные в области сельского хозяйства. В это сложное время были переплетены и боль, и радость, и огромные неоправданные людские потери, искалеченные человеческие судьбы, и надежды на новую справедливую жизнь.

Учитель: К сожалению наше время ограничено, поэтому наша конференция заканчивает свою работу. Итак, в ходе сегодняшней беседы мы затронули три аспекта политического развития страны в 20-30-е годы: причины формирования командно-административной системы, массовые  репрессии 20-30-х годов, сопротивление сталинизму. Сегодня у нас с вами состоялся разговор на очень важную и обширную тему.

Мы вместе попытались разобраться – как и почему сформировалось командно-административная система управления, каковы последствия массовых репрессий. Эти мрачные явления исторического прошлого затронули многие семьи. Поэтесса Инесса Леонтьевна Абрашнева (её отца арестовали в 1938 году, мать выгнали с работы, семью –из квартиры) написала стихотворение  о покаянии, с которым обратилась в 2009 году к Президенту РФ Д.А.Медведеву:

«Пусть никогда не будет больше жертв,
И покаяние в России совершиться
Свободная Россия без оков
Пусть к правде. справедливости стремиться.
Две тысячи седьмой, девятый год- кровавый юбилей,
Оковы тяжкие, Бог милостив, упали,
Темницы рухнули, надеемся, навечно,
Но покаянья нет, нет покаянья за кровавый меч,
Что миллионы наших судеб искалечил.
В трагедии национальной нет конца, не кончена в истории трагическая строчка,
Мы - дети жертв, сыны и дочери погибших, мы ждём конца, мы покаянья ждём,
Надеемся, что наш призыв дойдёт, услышим, наконец, мы покаянье.
И скорбный камень с наших душ спадёт.

Учитель: Ребята! В недалёком будущем вы будете принимать самое непосредственное участие в общественной и политической жизни страны, так постарайтесь сделать всё необходимое, чтобы не повторились те страшные 20-30-е годы 20 века.

Звучит песня «Живи, страна».

Домашнее задание.

Выставление оценок.

Спасибо за урок.