Формирование у школьников интереса к физической культуре

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Как сформировать у школьников интерес к физической культуре в нынешних, реальных условиях работы школ? И возможно ли это? Ответ на эти и другие вопросы даёт учебное пособие Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре. Изложенные в нём теоретические и методические аспекты затронутой проблемы помогут будущим и работающим учителям более целенаправленно и успешно решать её в повседневной практической деятельности.

Исследования были посвящены изучению проблемы формирования у школьников интереса к физической культуре. В наше время новые требования к всестороннему совершенствованию личности школьника, к путям и методам решения социально-педагогических задач. Появились новые взгляды и теоретико-практические рекомендации по проблемам физкультурного воспитания школьников, так как в этом возрасте закладываются основы личной физической культуры, фундамент здоровья и здорового образа жизни россиян. Однако и теперь понятно, что школа, семья, общество не справляются с задачами подготовки молодёжи к жизни, производительному труду и к воинской службе. А недопустимо большое количество учащихся имеет не только слабую физическую подготовленность, но и отклонения в состоянии здоровья. И основная причина этого - отсутствие у школьников устойчивого интереса к систематическим занятием.

Проявляет или не проявляет учащийся интерес к занятиям физической культурой - это зависит от многих переменных в его мотивации. К таким переменным относятся: смысл занятий физическими упражнениями и выполнения гигиенических требований для конкретного ученика; мотивы занятий; его умение ставить и реализовывать цели; эмоциональность упражнений. Интерес определяют также условия занятий физической культурой, характер взаимоотношений учащегося с учителем, с товарищами по классу в процессе этих занятий; отношение к занятиям физической культурой у родителей, учителей других предметов, классных руководителей.

Дело в том, что мотивация по отношению к школьнику есть внутренняя и внешняя. Как же определить, каким является тот или иной мотив: внешним или внутренним? Оказывается, очень просто. Если школьнику предоставляется свобода действий, и он бросает занятие, то это значит, что оно мотивировалось внешним мотивом. При воспитании процессуальных мотивов, безусловно, необходимо создавать максимально удовлетворяющие школьников условия занятий физической культурой (разнообразный инвентарь, оборудование, температурные, эстетические, гигиенические условия и т.д.). И в то же время воспитанников нужно готовить к жизни, к реальным условиям и возможностям, имеющимся в нашем обществе для занятий физической культурой. А эти условия у нас крайне неблагоприятные (мизерное количество бассейнов, спортзалов, крытых сооружений и т.д.). Поэтому школьников необходимо приучать заниматься на открытом воздухе. Однако чрезмерное ужесточение, усложнение условий занятий недопустимо с точки зрения формирования внутренней мотивации.

Следование же на поводу прихотей школьников нецелесообразно ввиду бесперспективности таких интересов и привычек в дальнейшем, в жизни. Ведь школа должна готовить своих питомцев прежде всего к реальной жизни. Поэтому и здесь нужна "золотая середина": "надо" должно соответствовать "могу".

Можно задать вопрос: нужна ли тогда вообще внешняя мотивация при формировании интереса к физической культуре? Ответ должен быть уверенным: да, она необходима. Любая деятельность, как и жизнь человека вообще, не может состоять только из одних успехов или только из одних неудач, только из сплошных радостей или только из одних огорчений. Всё должно быть сбалансировано (А.Б. Орлов, 1991). Мотивация занятий физической культурой должна иметь многоуровневый характер: от далёких перспектив в физическом совершенствовании - до ближайших целей, задач, мотивов, доступных для реализации в данный момент и период. Ведь именно удовлетворение процессом занятий и вдохновение успехом вызывают внутренние мотивы (интерес к занятиям). Если таковых не будет, внешние мотивы не будут школьником выбраны, то есть при первой возможности будут им отвергнуты.

Подводя итог сказанному, можно сделать такое заключение: воспитание внешней мотивацией, исходящей от учителя, только тогда достигает цели формирования крупиц интереса, когда требования его соответствуют индивидуальным возможностям ученика, то есть являются для него оптимальными (не очень трудными и не очень лёгкими). Только в этом случае включается механизм внутренней мотивации, определяющий интерес к занятиям физической культурой.

Воспитание внутренних учебно-познавательных мотивов. Воспитание таких мотивов - процесс длительный и сложный. Важно, чтобы средства и методы решения этой задачи соответствовали возрастным возможностям и особенностям школьников. У младших школьников есть естественная, врожденная потребность в новых впечатлениях, в новой информации. Нужно ее всячески удовлетворять, формируя при этом учебно-познавательную мотивацию. Здесь необходимы конкретные, наглядные примеры, яркие, впечатляющие аргументы, убеждающие ребенка в эффективности технически правильного выполнения упражнений, необходимости соблюдения правил личной гигиены, режима дня, питания и т.д. Ведь это все относится к личной физической культуре школьника. Такие знания даются непосредственно в процессе уроков и, в частности, при выполнении упражнений. В средних, а тем более в старших классах подобные сведения целесообразно сообщать на специальных теоретических уроках, которые лучше проводить в помещении класса. В наше время уже есть учебники по физической культуре, нужно требовать от учащихся кратких записей, работы с учебником, а затем проводить зачетные уроки по этому материалу. Ведь  физическая культура - это понятие, прежде всего духовное. Нельзя превращать ее только в тренинг, а тем более в дрессировку, когда дети вообще не знают и не понимают, зачем они бегают, прыгают, передвигаются на лыжах и т.д. Очень важно, чтобы учащиеся убеждались в эффективности соблюдения всех рекомендаций учителя на собственном опыте, на своих результатах, показателях, самочувствии и т.д. В этом случае наиболее успешно формируется внутренняя мотивация, определяющая интерес к физической культуре.

К специальным средствам воспитания учебно-познавательных мотивов следует отнести наглядные пособия, учебные стенды и учебные карточки. К сожалению, эти самые эффективные средства в школах на уроках физической культуры практически не применяются. А ведь стоит только к ним обратиться, и эффект будет очевиден: школьники, да и сами учителя буквально преображаются, интерес учащихся к занятиям возникает моментально. В каждой школе следует иметь "Учебный стенд", на котором вывешиваются схемы, рисунки изучаемых двигательных действий. Лучше делать их цветными. Под рисунками пишутся или печатаются теоретические сведения. Механизм успешной передачи и усвоения информации с помощью наглядности унаследован человеком от животных предков. Изменить или заменить его мы не в состоянии. А вот за игнорирование его приходится, расплачиваться дорогой ценой: школьники не умеют правильно выполнять упражнения, у них отсутствует интерес к обучению, так как они не видят успеха в нем. Многие учителя думают, (Что достаточно только собственного) показа упражнения и нет никакой необходимости в другой наглядности. Это глубокое заблуждение; 95 % информации школьник получает при фиксированных глазах. Поэтому нужна статика, неподвижность при изучении техники. Кроме того, нельзя научить ребенка сразу всему двигательному действию в целом.

Нужно учить правильным рабочим позам, а переход от одной позы к другой - это и есть движение. Соединяя движения, школьники выполняют целостные двигательные действия, определенные программой по физическому воспитанию. А разве можно обучить рабочим позам без схем, рисунков? Ведь учитель не может повиснуть в воздухе, остановиться в полете и т.д. Вот и получается, что ребята не умеют выполнять правильные, красивые движения. Учебные карточки прошли проверку школьной практикой. Они, систематически, начиная с 1970 года, публикуются в журнале "Физическая культура в школе". Их можно размножать, увеличивать и распечатать на цветном принтере. Большое значение в формировании учебно-познавательных мотивов имеет применение видеороликов, безусловно, яркие, убедительные разъяснения учителем всех затрагиваемых в процессе физического воспитания психофизиологических и биомеханических закономерностей. Нужно постоянно воздействовать на ум и в целом на интеллект школьника. Этому обязывает, само название нашего предмета - физическая культура. Название по оригинальности - единственное в школе, но правильное. Нельзя заставить человека работать над собой, совершенствовать себя физически, а за тем поддерживать физические кондиции, сохранять свое здоровье, если он не будет физически культурным человеком. Можно после окончания школы не заниматься физикой, математикой, любым другим предметом, но нельзя бросать занятия физической культурой. Интерес к физической культуре является не только общественно необходимым, но и жизненно важным для каждого человека.

Технические средства воспитания. Музыкальное сопровождение позволяют успешно формировать мотивацию и интерес к занятиям физическими упражнениями, повышать эффективность уроков физической культуры, секционных занятий и внеклассных мероприятий. Однако внедрение технических средств обучения в процессе физического воспитания происходит крайне медленно. Виной тому недооценка таких средств и слабая подготовленность учителей к этому важному для формирования интереса к физической культуре делу.

Традиции урока. Важное значение, в воспитании мотивации учащихся имеют соответствующие желаниям и потребностям школьников традиции уроков физической культуры. Следует особо подчеркнуть - именно сформировавшиеся традиции, а не эпизодические и не последовательные попытки их внедрения, которые, как правило, дают низкий воспитательный эффект. Только традиции, то есть длительное воздействие на процессуальные мотивы, способны сформировать устойчивый интерес к занятиям физической культурой. Желания и потребности школьников связываются обычно с определенным порядком, дисциплиной на уроках, с красивым внешним видом учителя и учащихся, с красотой и эстетичностью обстановки, с доброжелательными отношениями между учащимися, между учителем и учащимися. Эти желания и потребности школьников могут быть удовлетворены следующими традициями.

Например, должно быть установлено неукоснительное правило как для учителя, так и для учащихся - готовиться к уроку физкультуры до начала урока. Школьники всех возрастов одинаково отрицательно относятся к очередям (ожиданиям) при входе в раздевалки, при получении инвентаря, к простоям ввиду неподготовленности мест, оборудования, разметок и т.д. И, наоборот, у них вызывает глубокие положительные эмоции чёткое начало и проведение всего урока, постоянная занятость делом, опрятность и чистота в раздевалках, в местах занятий. Следует со всей настойчивостью добиваться прихода дежурных и освобожденных от урока физкультуры (но не больных!) заранее, минут за 10 до начала урока, чтобы помочь учителю в подготовке к занятиям (разложить инвентарь, расставить оборудование, сделать разметки в зале, на площадке, познакомиться с обязанностями и поручениями на весь урок). Такая традиция вызывает удовлетворение не только у тех школьников, которые занимаются на уроке, но и у тех, кто готовит места и инвентарь для занятий. Объясняется такое удовлетворение дежурных и освобожденных от урока чувством сопричастности их к важному, серьезному делу (помочь учителю, товарищам по классу), чувством нужности и полезности коллективу.

Следует всегда помнить, что долг педагога - уважать, помогать, сочувствовать школьнику, и это, как правило, дает желаемый конечный эффект в воспитании у учащихся процессуальной мотивации занятий физической культурой. Важно проявлять глубокое уважение к личности школьника при оценке результатов учебной деятельности: прежде всего, видеть и отмечать достоинства, а потом недостатки. Безусловно, это не означает отсутствия требовательности к учащимся, недопустимости возмущений учителя ("Учитель должен уметь возмущаться!", - говорил А.С. Макаренко). Но все это не должно переходить в чувство неприязни к воспитаннику. Как можно больше уважения к школьнику и как можно больше справедливых; и понятных для него требований - это правило всегда на вооружении у талантливых педагогов. А теперь еще об одной традиции. Когда речь заходит о соблюдении гигиены учебного труда, гигиены спортивного костюма, одежды и учебного помещения (о чистоте в зале, влажной уборке зала, исправности оборудования, инвентаря, чистоте гимнастических матов, о достаточности освещения в зале, оптимальной температуре и т.д.), то в сознании педагогов актуализируются обычно только проблемы профилактики заболеваний, травм, сохранения здоровья школьников. И как-то очень редко осознается тот факт, что несоблюдение этих условий, отсутствие таких традиций в работе по физическому воспитанию наносит значительно больший, ущерб формированию процессуальных мотивов, процессуального интереса к занятиям физической культурой.

У современных школьников в антисанитарных, антиэстетических условиях сформировать интерес к физической культуре невозможно, поскольку это противоречит их жизненным установкам, которые никто изменять в противоположную сторону, не собирается. Как можно говорить об интересе к физической культуре при занятиях в грязных, пыльных помещениях, при грязных, неопрятных костюмах учителей и учащихся, при отсутствии душевых комнат, при сломанном и неисправном оборудовании и т.д.? Ясно, что такие, к сожалению, весьма распространенные в школьной практике явления следует изживать. Интерес к занятиям физическими упражнениями на уроках физической культуры успешнее формируется при высокой занятости школьников, при творческой коллективной деятельности всех учащихся. В современной школе, где в классах обучается до 25 и даже более, учащихся, достичь этого невозможно без установления традиции активной работы групповодов - помощников учителя, взаимопомощи и взаимоконтроля учащихся. Но для установления такой традиции нужна, соответствующая психолого-педагогическая ориентация, всего учебно-тренировочного процесса на уроке. Нельзя заставить школьника: помогать товарищу, если он не знает, в чём нужно помочь, как помочь, если он не испытывает мотивации к этому. Тем более нельзя "насильно" заставить учащихся взаимно контролировать друг друга. Неотъемлемым условием взаимопомощи и взаимоконтроля учащихся, творческой коллективной учебно-тренировочной деятельности на уроке является включение процесса обучения и развития двигательных качеств в соревновательную деятельность, когда класс выступает как единый коллектив в первенстве школы по каждому разделу школьной программы. При этом каждому учащемуся определяется индивидуальный, доступный результат.

Эффективным средством формирования у школьников устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, спортом могут быть спортивные соревнования. Но это возможно лишь при рациональной их организации и проведении. Самая большая ошибка в организации соревнований среди школьников в том, что зачастую участвовать в них заставляют неподготовленных учащихся. Этим наносится непоправимый вред процессу формирования у школьников интереса к физической культуре. Учителей физкультуры обязывают через органы управления образованием, через спорткомитеты выставлять большое количество команд на районные и городские соревнования. А на организацию и проведение школьных соревнований времени у них остается очень мало. Иногда можно только удивляться, возмущаться, когда учитель уезжает с командой на соревнования, а сотни школьников лишаются занятий на уроках физической культуры.

О каком процессе формирования интереса к физической культуре в этих случаях может идти речь? Безусловно, в связи с демократизацией нашего общества конкретные требования к школам и положения о соревнованиях районного, областного масштабов должны составляться методическими объединениями учителей и никем больше. Нужно предоставить больше прав самим школам. Ведь им виднее - готовы ли школьники к участию в соревнованиях, желают ли они участвовать в них, как повлияют поездки учителей на эти соревнования на учебно-воспитательный процесс, в школе. Самыми массовыми соревнованиями, в которых участвуют все школьники, должна быть  спартакиада школы. Причем для успешного формирования у школьников интереса к физическим упражнениям эти соревнования должны включать те виды физических упражнений, техника которых изучается и совершенствуется на уроках физической культуры.