Рабочая программа курса по подготовке детей к школе «Готовимся читать и писать правильно»

Разделы: Работа с дошкольниками


Количество часов в учебном году – 22; в месяц – 3 часа.

Планирование составлено на основе программы: Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7 год жизни).

Программа: государственная, адаптированная программа для детей 6–7 лет, обучающихся в школе будущего первоклассника.

Учебники:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7 год жизни) М.: 1989.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР. М.: Альфа, 1993.

Пояснительная записка.

Всесторонняя готовность дошкольника к усвоению учебного материала в 1-м классе (6-7 лет) обусловливает психическое, физическое здоровье, а так же спокойную здоровую атмосферу в классе и дома. Основной фундамент развития всех дальнейших учебных навыков строится на усвоенном чтении, письме и счёте.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков и формирования различных навыков, поскольку психика дошкольника восприимчива и гибка к различному взаимодействию.

На уроках по формированию языкового анализа и синтеза логопед формирует у дошкольников такие языковые понятия как звук, слог, слово, предложение, а так же ставит своей задачей предупредить такие нарушения как дисграфия и дислексия. Поэтому задания включают в себя упражнения не только на формирование языковых понятий, но и на дифференциацию звуков, слогов, словоизменение и составление предложений. Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение всех звуков русского языка, навыки словообразования, словоизменения, правильное проговаривание слов простой и сложной слоговой структуры, сформированный фонематический слух, а также владение связной речью, монологом и диалогом.

К началу учебного года первоклассник должен легко и чётко различать на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам. Получает своё развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в заданном слове.

На занятиях так же уделяется время развитию словарного запаса дошкольников. Ребёнок должен уметь подбирать антонимы и синонимы к словосочетаниям, понимать многозначность слова, владеть навыком образования слов разными способами, подбирать однокоренные слова. Усваиваются грамматические правила изменения слов и их соединений в предложениях. В своих ответах ребёнок должен использовать развёрнутые сложноподчинённые и сложносочинённые предложения.

Неотъемлемой частью общего развития ребёнка, конечно, является развитая общая и мелкая моторика, а так же ориентировка в пространстве и прежде всего на своём теле. Упражнения на развитие моторики, координации и ориентировке чаще всего включены в физ. минутки. Это пальчиковые ритмизованные игры, подвижные физ.разминки.

Большое значение придаётся формированию у дошкольника мотивации к обучению. Это отражается в индивидуальном подходе к каждому ребёнку и подборе, наряду с учебными, игровых приёмов и мотиваций. Мотивацию позволяет повысить и знание психофизиологических возрастных особенностей 6–7-летнего ребёнка. Это ещё не ученик, но уже не дошкольник, поэтому методы должны быть гибкими и продуктивными, а именно: наглядность, смена деятельности, внимание к каждому, задания чаще в виде игр.

Не последнее место в подготовке дошкольников имеет подготовленность руки к письму. Это и правильное держание ручки, и характер линий (нажим, аккуратность, плавность…) и ориентировка в клетке (печатание, элементы).

Особенности курса.

Программа логопедической работы направлена на преодоление нарушений или формирование у будущих первоклассников речевых и психофизиологических навыков путём проведения фронтальных логопедических занятий. Система занятий отличается от дисциплинарной модели. В основу положены комплексность и игровые приёмы.

Цель курса: формирование предпосылок для развития «школьной зрелости» и готовности ребёнка к обучению через обучение навыкам языкового анализа.

Задачи:

  • формировать фонематическое восприятие;
  • формировать навыки звукового анализа и синтеза;
  •  пополнять словарный запас;
  • формировать грамматический строй речи;
  • развивать ориентирование в пространстве, на теле, на листе;
  • познакомить с правильным артикулированием сложных звуков;
  • развивать общую и мелкую моторику;

Продолжительность образовательного курса – 6 месяцев. Занятия проводятся 3 раза в месяц.

Занятие включает в себя всегда 4 этапа:

  • Языковой анализ и синтез.
  • Развитие лексики и грамматики.
  • Развитие общей и мелкой моторики, ориентировка.
  • Работа в альбомах (1,2) О.С.Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет».

Содержание курса

Языковой анализ и синтез включают в себя.

  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • дифференциация понятий: слово, слог, предложение;
  • составление и распространение предложения;
  • развитие первоначальных навыков чтения.

Развитие лексико-грамматического строя:

  • пополнение и развития понятийного и обобщающего словаря;
  •  словообразование и словоизменение;
  • согласование сущ. с прилаг. и сущ. с глаголом;
  • антонимы.

Моторика, ориентировка:

  • правильное держание ручки;
  • направления;
  • ориентировка в клетке;
  • пальчиковые игры;

Работа в альбомах:

  • умение слышать, удерживать и выполнять инструкцию;
  • самостоятельное нахождение страницы;
  • правильная посадка.

Тематическое планирование

Тема

К.
ч.

Цель

Задачи

Зад
в ал.

1

Введение в предмет

1

Дать представление о предмете.

1. Правила поведения на занятии и на перемене.
2. Понятия: речь, звук, слово.
3. Развитие моторики.
4. Ориентировка в пространстве.

А-1

2

Звук

3

Дать понятие звук.

1. Звуки речевые и неречевые.
2. Узнавание данного звука в потоке других.
3. Звук-буква.
4. Гласные-согласные.
5. Звонкие-глухие.

А-1
Ст.3-4, 10

3

Слово

2

Научить отличать понятие слово от других языковых единиц.

1. Счёт слов не связанных мыслью. (Предметный тематический словарь).
2. Словообразование (уменьш.-ласк.форма, детёныши).
3. Обр. мн. числа., согл. с числительным.

А-1
Ст.11,
23,
12,
21.

4

Предлоги

2

Дать понятие: предлог как языковая единица, обозначающая местонахождение предмета.

1. Учить составлять предложение по аналогии с заданным предлогом.
2. Определять и понимать значение предлога.
3. Учить считать количество слов в предложении с предлогом.

А-1
Ст.
15,9

5

Слог

2

Дать понятие слог.

1. Научить делить слова на слоги разными способами и считать их количество.
2. Подбирать слова на заданное количество слогов.
3. Научить сливать звуки в слог.
4. Вычленять первый слог из слова.

А-2
Ст. 1,3

6

Дифференциация звуков в слогах и словах

3

Тренировать фонематическое восприятие и различение оппозиционных звуков.

1. Схожие по звучанию звуки. Сходства, различия. (Ш,Щ,Ч) (С,Ц,Т)
2. Дифференциация оппозиционных слогов.
3. Дифференциация оппозиционных звуков в словах.

А-2
31,
10,
17

7

Признаки

2

Дать понятие: слово-признак.
Научить образовывать прилагательные от других частей речи.

1. Загадывание и отгадывание предмета только по признакам.
2. Образование прилагательных от сущ.в роде (сок, варенье, карамель). Из чего сделан предмет.
3. Антонимы.

А-2
32,
10

8

Действия

2

Дать понятие: слово-действие.

1. Загадывание и отгадывание животного или спортсмена по словам-действиям.

А-2
3,21,
23

9

Предложение

2

Дать понятие: предложение

1. Счет слов в предложении.
2. Составление предложений с заданными словами и по теме.

А-2
2,1,4

10

Звук в слове

2

Научить определять место звука в слове.

1. 1-й звук в слове.
2. Последний звук в слове.
3. Определение места заданного звука в слове.

А-2
13,
15

11

Итоговое занятие

1

Закрепить полученные знания.

1. Звук (гласные-согласные, глухие-звонкие)
2. Слог.
3. Слово.
4. Предложение

А-2
30,
31

 

Всего

22

 

 

 

К концу курса дети должны

Знать:

  • Языковой состав речи.
  • Обобщающие понятия.
  • Значение предлогов.
  • Речевые считалки, поговорки, заклички.

Уметь:

  • Различать понятия: звук, слог, слово, предложение. Придумывать слова с заданным звуком в заданном месте, слово с заданным слогом, предложение с заданным словом.
  • Различать оппозиционные звуки и слоги изолированно, комбинации слогов и в словах.
  • Делить слова на слоги.
  • Образовывать и изменять слова.
  • Внятно и чётко произносить слова со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.

Используемая литература

  1. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.:Просвещение, 1985.
  2. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.:Просвещение, 1985.
  3. Коноваленко С.В. Как подготовить ребёнка к школе. М.: Эксмо, 2004.
  4.  Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В Гербовой, Т.С.Комаровой. Издание 3. М.: мозаика. Синтез 2006.
  5. Д.Денисова, Ю.Дорожин. Рабочие тетради к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. «Уроки грамоты для дошкольников» подготовительная группа. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2010.
  6. Т.А.Ашейчик, Л.А.Юрова. Учим ребёнка говорить правильно. Для детей 5-6 лет. С-Петербург: ИД ЛИТЕРА, 2015.
  7. И.Д.Агеева. 500 стишков для зарядки язычков. М.: ТЦ СФЕРА, 2009.
  8. А.А.Гуськова. Развитие речедвигательной координации детей. М.: ТЦ СФЕРА, 2014.
  9. О.С.Гомзяк. Говорим правильно в 6-7 лет. Альбом упражнений по обучению грамоте (№ 1,2). М.: ГНОМ 2015.
  10.  М.Султанова. Школа фантазёров. Для детей 6-7 лет. М.: Хатбер-пресс, 2012.
  11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР. М.: Альфа, 1993.
  12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с ФФН (7 год жизни). М.: 1989.
  13.  Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. М., 1998.