Загадочный мир зеркал

Разделы: Физика


«О том, что мерещится в зеркале,
лучше не думать».

(А.Ахматова)

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: зеркало, изображение, законы, изобретение, применение.  

Цели занятия:

  • Образовательные цели: обобщить знания обучающихся, показать широкое применение зеркала на практике, в жизни; помочь обучающимся войти в мир технических идей; раздвинуть границы познания учебник.
  • Воспитательные цели: воспитывать умение применять изучаемый материал на практике.
  • Развивающие цели: развить способность творческого решения учебных ситуаций.

Задачи:

  • в яркой и познавательной форме расширить и углубить знания и умения по физике;
  • привить интерес обучающихся к физике;
  • создать условия, которые способствуют применению знаний в новой ситуации;
  • уметь грамотно объяснять физические явления.
  • повысить уровень мотивации учебной деятельности.

Оформление: Газета: «Тайна зеркал». Книжная выставка «Зеркальный мир». Эпиграф: «Зеркало — это мой лучший друг, потому что когда я плачу, оно никогда не смеется» (Чарльз Спенсер Чаплин). На стене и столе находятся разных размеров зеркала. Вдоль стола расположены фонари.

Оборудование: компьютер, проектор.

ПЛАН

1. Вступительное слово: «Зеркало - самый таинственный предмет на Земле».

2. Галерея зеркал.

3. Мини-сценка: «Двойник».

4. Эксперимент: «Грамотный двойник».

5. Из истории зеркала.

6. Зеркало в профессии.

7. Изобретение Архимеда.

8. Мини- сценка: «Таинственное гадание».

9. Зеркало - это загадка.

10.Рефлексия.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

I. Вступительное слово: «Зеркало - самый таинственный предмет на Земле»

Преподаватель физики: Что такое зеркало и его особенности? Откуда оно появилось? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. Добро пожаловать в удивительный, таинственный, волшебный мир зеркала! «Зеркало – весьма гладкая, металлическая или стеклянная доска, отражающая предметы» (сказано в  словаре В.Даля).

Мир волшебной красоты
Открывают нам музеи.
Побываем сегодня мы
в зеркальной галерее…

II. Галерея зеркал

Экскурсовод обходит зеркальную галерею. Вечер, зал закрывается.

Экскурсовод: Вот и закончился день, наступила тишина, зал опустел. Темнеет. На улице зажглись фонари.

Экскурсовод гасит свет, уходит. Заходит преподаватель, раздается хлопок и загораются фонари.

Преподаватель: Смотрите, как здесь интересно! Все сверкает и отражается в зеркалах. Экскурсовод ушел, сторож крепко спит, ночь в галерее пройдет очень быстро. Надо торопиться.

Предлагаю провести учебное занятие в галереи зеркал: «Загадочный мир зеркал»

Сегодня мы поговорим о самом загадочном предмете на земле – о зеркале.

«...  Я имею право отражаться в зеркале: с удовольствием или неудовольствием – это уже вопрос моей совести» писал Ш. Бодлер.

III. Мини-сценка: «Двойник»

Преподаватель: Кого мы видим, глядя в зеркало?

«Разумеется, самих себя», - отвечают многие, наше изображение в зеркале есть точная копия нас самих, сходная с нами  во всех подробностях. У вашего зеркального двойника есть одна особенность: он левша. В зеркале все особенности правой половины переходят к левой, и наоборот, так как перед вами является фигура, производящая зачастую совсем иное впечатление, чем наше собственное.

Мини-спектакль: «Двойник»

Рамка от зеркала и два ученика. Один  учащийся смотрится в «мнимое зеркало», а другой учащийся его отражение. Отражение повторяет все движения за первым учащимся. (Одеты они одинаково. Первый поднимает левую руку, а второй (за рамкой зеркала) поднимает правую руку и т.д.)

Ведущий:

Зеркало на шкафу, на стене.
Зеркало – на столе и везде.
Смотрят два близнеца, друг на друга глядя.
В жизни точный двойник:
Строгий взгляд, кружевной воротник.

1-й уч-ся: В чем тут секрет?

Ведущий: Нет тут секрета. Есть у зеркала и свои особенности, их можно проверить, глядя на себя в зеркало, можно  увидеть, что изображение имеет такие же размеры, какие ваше тело.

1-й уч-ся: Сделаем шаг вперед к зеркалу.

2-й уч-ся: Изображение в зеркале сделает шаг вперед.

1-й уч-ся: Сделаем шаг назад.

2-й уч-ся: Изображение сделает шаг назад.

1-й уч-ся:  Возьмем  в правую руку линейку.

2-й уч-ся: изображение «возьмет» линейку в левую руку.

Ведущий: Вот мы и убедились, что в мире зазеркалья – все наоборот. Прочитайте, что здесь написано? (ЗЕРКАЛО), а в зеркале? (ОЛАКРЕЗ) Трудно!

IV. Эксперимент: «Грамотный двойник»

(задание для зрителей)

Ведущий: Давайте проверим, грамотный ли ваш двойник? (приглашают обучающихся, которые, глядя в зеркало, должны написать слово – ЗЕРКАЛО. (Условие: смотреть надо только в зеркало).

Ведущий: Сегодня вы убедились, что трудно написать слово, глядя в зеркало. Поэтому каждый раз, подходя к зеркалу, вы видите не себя, а полную вам противоположность -  античеловека, антисебя.

V. Из истории зеркала

Преподаватель: Считается, что вертеться перед зеркалом больше всего любят женщины. Шведские психологи решили проверить это утверждение на практике и установили камеры перед зеркалом в одном крупном супермаркете. Каково же было их удивление, когда оказалось, что за день своим отражением полюбовались 400 женщин и 820 мужчин.

Самым первым зеркалом была обыкновенная лужа, но вот беда – с собой ее не унесешь и дома на стенку не повесишь. Но можно было посмотреться в лужу, увидеть отражающие предметы.

Первые зеркала появились в Китае, затем в Центральной Америке – это диски сделанные из бронзы. Древнейшее из пока найденных археологами зеркал относятся к Египту эпохи Древнего Царства (около 3000 г до н эры). 

В 1240 году, когда научились выдувать сосуды из стекла. Мастер выдул большой шар, влил расплавленное олово и разбил шар на кусочки. И пожалуйста: можно смотреться, - только изображение было искаженным.

Технология зеркал желала лучшего. И только в начале XVI братья Андеа и  Доменико из Венеции разрезали вдоль еще горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Полученное зеркало отличалось Блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Так произошло главное событие в истории производства зеркал. На Руси почти до конца  XVII века зеркало считалось заморским грехом. И только в XVIII веке зеркало стали использовать художники для зеркальных рамок. Так зеркало прочно вошло в нашу жизнь. И сегодня мы не представляем жизнь без зеркала. Даже когда мы проходим мимо зеркала, мы обязательно стараемся в него заглянуть и посмотреть на себя со стороны.

VI. Зеркало в профессии

3-й уч-ся: Сегодня зеркала нашли широкое применение в жизни. Они являются основной частью приборов, помогают нам лучше видеть и изучать окружающий мир. Постоянно зеркалом пользуются, обычно, люди, которые так или иначе задействованы в сфере какой-нибудь деятельности, чья работа без зеркала не может обойтись. Это могут быть водители транспортных средств передвижения, например, водители автобусов, трамваев, троллейбусов или просто личных владельцев авто. Зеркала находят применение в  телескопах, микроскопах, биноклях, увеличителях. Приборы с зеркалами помогают морякам определять положение корабля. Зеркала, которыми снабжены сейсмографы, записывают на фотобумаге колебания земной коры. Постоянно зеркалом или зеркалами пользуются в салонах красоты, в парикмахерских, в ателье мод или просто в магазинах, в которых продают одежду и есть кабинки с зеркалами, в которых одежду примеряют. С помощью зеркал собирают солнечную энергию и таким образом готовят пищу, греют воду, варят металл, повышают урожайность сельскохо­зяйственных культур, устраивают сеансы «солнечного массажа». Именно с помощью зеркал Альберт Майкельсои измерил скорость света. Трудно пе­речислить все области применения черкал, в общем зеркалом пользуются и женщины и мужчины. Получается, что без зеркала нам никак не обойтись в нашей повседневной жизни.

VII. Изобретение Архимеда

Ведущий: Они всюду, начиная с легенды, где Архимед в 213 году до нашей эры использовал зеркала для обороны города- крепости Сиракузы.

Пришла в Сицилию война.
Пришла неотвратимо.
До Сиракуз дошла она
C жестоким войском Рима.

4-й   уч-ся:

Но  тьма врагам не помогла.
А утром: «К бою зеркала!»
Лишь солнце вышло - Архимед
Направил зеркалами свет…

5-й   уч-ся:

Луч корабли Марцелла сжёг!
Марцелл вскричал: «Сторукий бог!
Как можно с ним вести войну,
когда весь флот  пошел ко дну!»

Ведущий: Почему загорелись корабли?

6-й   уч-ся: Руководил обороной крепости великий древнегреческий математик, механик и изобретатель Архимед. Он применил новое, невиданное для того времени оружие. По указанию Архимеда, греческие воины расположили на крепостной стене, смотрящей на море, отполированные бронзовые зеркальные щиты, каждый из которых мог перемещаться с помощью рычагов и шарниров. Вместе эти щиты образовали одно огромное зеркало. Сфокусированные солнечные лучи были направлены на римские корабли, изготовленные из просмоленного,  легко воспламеняющего кедра. Суда, находящиеся на передней линии, запылали, как факелы, остальные обратились в паническое бегство.

Изобретение Архимеда «зажигательные зеркала», у последующих  поколений историков вызвало сомнение. И вот в 1973 году греческий инженер- механик Сакас решил проверить эти зажигательные зеркала на практике. В солнечный   день, недалеко от Афин, примерно в 50 метрах от берега было поставлено на якорь судно, построенное по древним чертежам и технологиям. НА берегу стояли участники эксперимента, каждый держал в руках плоское зеркало из полированной меди размером 91x50 см. По команде начали поднимать и поворачивать зеркальные щиты в поисках оптимального угла отражения. Поначалу ничего не происходило. Но вдруг судно задымилось и через какое-то время вспыхнуло ярким пламенем.

Вот так через тысячелетия было подтверждено изобретение Архимеда.

VIII. Мини-сценка: «Таинственное гадание»

Преподаватель: Загадочный мир зеркал... Разве это может не заинтересовать?  Из всех предметов интерьера зеркало - наиболее загадочный и мистический предмет, который во все времена был окружен ореолом мистики и тайны. Жизнь современного человека невозможно представить без зеркала. Что значит зеркало в нашей жизни? Нам захотелось приоткрыть дверь в этот удивительный мир.

Зеркало, скатерть на столе, в центре стола свечи, за столом сидят три подруги.

Ведущий: Как-то поздно вечерком собрались подружки вместе, посидели, поговорили и решили погадать. Зеркало поставили, зажгли свечи.

7-я уч-ся. Светлана: «Чур я загадаю…»

В чистом зеркала стекле
В полночь без обмана
Я узнаю жребий свой:
Стукнет в двери милый мой
Легкою рукою.
Темно в зеркале: кругом
Мертвое молчанье:
Свечка трепетным огнем
Чуть лиёт сиянье…
Робость так волнует грудь,
Страшно мне туда взглянуть,
Страх туманит очи…

Ведущая: 

Подпершиеся локотком,
Чуть Светлана дышит…
Робко в зеркало глядит:
Занялся от страха дух
Глядит: милый к ней
Простирает руки.

7-я уч-ся. Светлана: Вскрикивает. Прячется за подруг.

Ведущий:

Что случилась?
В зеркале – никого!
Да и за зеркалом  – тоже никого!

Объяснение призрака в зеркале с точки зрения физики:

6-й  уч-ся: Посмотрите сюда...(Объяснение призрака в зеркале с точки зрения физики)

Лучи света отражаются от зеркала по определенным правилам: угол падения равен углу отражения.

Твоя свечка расположена у зеркала таким образом, чтобы светлые пятна упали как раз в требуемые места тени. Поэтому тень  в зеркале стала желаемым образом -  «суженным- ряженным».

7-я уч-ся. Светлана: Но «он» же двигался? Я видела своими глазами?

6-й уч-ся: А это  в физике называется конвекцией - от свечки идет тепло, воздух нагревается,  поднимаются вверх, а холодный воздух опускается  вниз.

Движение воздуха вызывают колебания свечи – поэтому, ваш призрак движется. Вот так-то!

XI. Зеркало – это загадка

Преподаватель: Так что же такое зеркало?

Есть ли в нем некий метафизический смысл? Ясно одно: этот таинственный, загадочный, мистический предмет никого не оставил равнодушным. Зеркало - это загадка. Писатели и поэты тоже обожают этот предмет.

Зеркало  представляет собой плоское стекло, одна сторона которого покрыта серебром. бесцветное и пустое само по себе.
В зеркале возникает изображение, его нельзя потрогать руками, за ним можно только наблюдать.

Оно всегда заполнено  цветными  изображениями, хранит в себе тайны. Поэтому его изучают и физики и лирики. «Зеркала не лгут. И смешно бить зеркало, когда не понравилось отражение» (Сергей Лукьяненко)

Ведущий:

О, не пугайтесь таинства зеркал!..
В них Муза щедро дарит вдохновенье:
Глаза в глаза...
... И стройных строчек пенье
влечёт — в ещё неведомый астрал...
Там глубина, неопознанность сознанья...
Полёт души — в иное мирозданье...
Вы не пугайтесь таинства зеркал!..
В них свод пути в иное измеренье... 
Начало всех, для нас — иных начал...
А, может — бесконечность воплощенья?..
О, не пугайтесь таинства зеркал!..
(Надежда Бурцева)

Преподаватель: Вы слышите? Экскурсовод возвращается. Нам пора уходить.

Включается свет (общее освещение). Входит экскурсовод.

Экскурсовод: Что за шум. Кто здесь? Никого. А почему горит свет? Неужели опять забыл потушить. Ох, она память.

Медленно обходит зал, останавливается у зеркала, затем гасит свет (горят только фонари) и уходит закрыв за собой дверь.

X. Заключительная часть. Рефлексия

Обучающимся предлагается оценить интегрированный урок по физике.

Нужно поставит галочку около выбранного утверждения.

  • Мне все очень понравилось________
  • Мне не все было понятно__________
  • Мне было интересно______________
  • Мне было легко__________________
  • Нужны ли такие уроки____________