Интегрированное занятие для детей старшей группы "Веточка рябины" (художественно-эстетическая аппликация)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • познакомить с нетрадиционной техникой аппликации - приемом скручивания и скатывания квадратов бумажных салфеток.

Закрепляющие задачи:

  • закреплять навыки работы кистью с клеем, и умение наклеивать детали в заданном месте на листе бумаги;
  • закрепить представления детей об осени и ее приметах.

Развивающие задачи:

  • развивать творческие способности детей;
  • развивать мелкую моторику рук, используя приемы работы ножницами – вырезывание;
  • развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность, усидчивость;
  • воспитывать заботу о живой природе.

Планируемый результат:

  • уметь применять усвоенные знания;
  • уметь внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы;
  • уметь выполнять работу по заданному алгоритму.

Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная.

Форма организации: индивидуальная.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Предварительная работа:

  1. Наблюдения за изменениями живой природы.
  2. Рассматривание осенних пейзажей.
  3. Чтение и обсуждение произведений К.Ушинского, стихотворений о птицах осени, загадывание загадок, разучивание песни «Ягодки-рябинки» слова Е.Курячий, вокал Ю.Селиверстова, фонограмма «Шум леса».

Учебно-методический комплект:

  • Наглядные - иллюстрация с изображением снегиря, образец воспитателя «Веточка рябинки».
  • Материалы - заготовки веточек рябины, красные бумажные салфетки, заготовки для листочков, клеенки, ножницы, клей, кисти, подставки для кисти, салфетки, платочки для танца, костюм снегиря, фонограмма.

Ход занятия

Приветствие присутствующих гостей.

Создание проблемной ситуации:

Воспитатель сообщает детям, что к нам еще торопится один гость, но появится он, как только вы отгадаете загадку.

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).

За дверью раздается негромкий стук к которому воспитатель привлекает внимание детей.

Воспитатель. А вот, наверное, и наш гость (встречает птицу).

Воспитатель. Правильно вы догадались, это снегирь.

Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением снегиря. Сравнивает.

Воспитатель обращается к птице с вопросом, почему она прилетела в детский сад. Снегирь дает ответ, что на улице стало совсем холодно и голодно, беспокоится, будет ли у него еда зимой.

Воспитатель. Да ты весь дрожишь, оставайся у нас в группе согреться.

Актуализация знаний детей. Усвоение новых знаний.

Воспитатель предлагает детям рассказать стихотворения о снегирях (Рисунок1).

(В.Сибирцев)

***

Словно отблески зари
На деревьях снегири.
Яблочки румяные,
Но довольно странные.
Деток удивляют:
"Яблочки летают!"

(М.Борина)

***

Вот такие снегири
Цвета утренней зари,
На деревья сели
Яркой акварелью.
Черненькие шапки,
Тоненькие лапки,
Круглые пушочки,
Розовые щечки.
Флейтой засвистели,
Ух ты, полетели!

Воспитатель хвалит детей и предлагает для нашего гостя сделать с помощью аппликации веточки рябины с сочными красными ягодами (вывешивает образец на доску. А гостю предлагает отдохнуть и посмотреть, как наши дети занимаются).

Воспитатель. Для чего нужна животным и птицам рябина? (ответы детей: ягодами рябины питаются птицы, а именно свиристели, снегири и даже вороны).

Воспитатель. Правильно, любят ягоды рябины не только птицы, но и лесные животные медведи и лоси. Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно полезны и вкусны.

Воспитатель. Посмотрите, на нашей веточке рябины ягод хватит только для нашего гостя снегиря. Как вы думаете, как помочь его друзьям в лесу, чтобы ягод на всех хватило и птицы были бы сыты и не голодали всю зиму. (Ответы детей: сделать много таких веточек с ягодами).

Воспитатель. У вас на столах уже все приготовлено для спасения птиц. Сейчас я вам расскажу, как это сделать. (Разбирает с детьми подробно веточку рябины). Чтобы изготовить такую веточку рябины, сначала нужно вырезать из заготовки по контуру листочки. Заготовку держим за сгиб. Обратите внимание на парное расположение листочков, а один на конце веточки. После работы ножницы откладываем в сторону, соблюдаем технику безопасности.

Теперь нужно сделать ягодки из салфеток. Помните, как скатывать шарики из салфеток? Кто мне напомнит? (воспитатель спрашивает одного ребенка, который подробно рассказывает, как снимается салфетка и скатывается шарик-ягодка круговыми движениями между ладошек).

Физкультминутка (выполняется после заготовок перед наклеиванием листочков на веточку и ягод на гроздь ).

Воспитатель надевает шляпку и превращается в Ноябринку, а детей волшебной палочкой превращает в рябинок, затем читает рифмовку, а дети выполняют соответствующие движения под фонограмму "Шум леса" (Рисунок2).

На холме стоит рябинка, (потягивания – руки вверх)
Держит прямо, ровно спинку. (руки на пояс, спинка прямо)
Ей не просто жить на свете (повороты головой вправо-влево)
Ветер крутит, крутит ветер (вращение туловищем вправо-влево)
Но рябинка только гнется (наклоны в стороны)
Не печалится, смеется (улыбаются)
Вольный ветер дует, дует (дети машут руками, изображая ветер)
На рябинку молодую.

По окончании физкультурной минутки, Ноябринка хвалит гибких рябинок, волшебной палочкой превращает их снова в ребят старшей группы, а сама снимает шляпу и становится как и прежде воспитателем. Предлагает детям продолжить выполнение аппликации.

Воспитатель проходит и смотрит за приемами работы, оказывает индивидуальную помощь. помогая тем, у кого не получается (Рисунок3).

Воспитатель. А теперь разложите листики у себя на картинке. (дети разложили). Сравните с образцом. Затем приклеиваем ягодки на кончики кисти. Ваши работы готовы! Теперь развесим ваши работы на доске. (по мере завершения работы детьми воспитатель вывешивает их на доску. Снегирь рассматривает работы).

Воспитатель. Обращаясь к одному из детей: Как ты думаешь, какая веточка больше понравилась снегирю? Почему ты так решила? Ребята, а вы знаете, что снегирь шепнул мне на ушко? Он сказал, что ему нравятся все ваши веточки рябины с сочными гроздьями ягод, и он очень рад, что их так много (Рисунок4). Теперь наш гость – снегирь, не останется зимой голодным, да еще и поделится едой со своими друзьями, ведь снегири живут стайками.

Воспитатель. Нашему гостю пора возвращаться в лес. Нести угощение своим друзьям, а на прощание музыкальный сюрприз - танец (под руководством музыкального руководителя Григорьевой С.Н.) и песня  "Ягодки-рябинки" (Рисунок5, Приложение 1).

Снегирь благодарит детей, прощается и улетает в свою стаю.

Воспитатель еще раз благодарит детей за теплый прием снегиря и предлагает дежурным помочь убрать со стола, а остальным детям – помыть руки.