Обследование ребёнка старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Разделы: Логопедия


Нарушения в психомоторном, речевом, эмоциональном развитии влияют негативно на жизнь ребёнка-дошкольника, оказывают отрицательное воздействие на дальнейшее школьное обучение и являются причиной школьной дизадоптации. Несформированность у ребёнка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечёт за собой изменения всей речевой системы. Коррекционно-развивающая работа, проведённая в старшем дошкольном возрасте, может исключить необходимость компенсирующего обучения в школе и даёт возможность более широкого выбора типа школьного обучения. Для достижения наибольшей результативности в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, необходимо правильно спланировать коррекционный маршрут. В этом значительную роль играют те диагностические сведения, которые собирает учитель-логопед. Психолого-логопедический анализ структуры речевых дефектов позволяет выявить особенности взаимодействия неречевых и речевых отклонений в каждом случае. Подробная, качественная диагностика помогает осуществить дифференцированный подход к каждому ребёнку. Диагностические мероприятия проводятся с использованием наглядных, словесных и практических методов на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подходов, учёта личностных особенностей и состояния речевого нарушения.

Примерная схема обследования речевых расстройств у детей:

  • Сведения о семье ребёнка.
  • Общий анамнез.
  • Знакомство с ранним психо-моторным и речевым развитием ребёнка.
  • Общее звучание речи.
  • Состояние мелкой моторики и конструктивной деятельности.
  • Состояние общей моторики.
  • Состояние артикуляционной моторики.
  • Исследование состояния звукопроизношения и фонематической стороны речи.
  • Особенности словарного запаса.
  • Состояние грамматического строя речи.
  • Состояние связной речи.
  • Исследование слухового внимания и памяти.
  • Исследование зрительного восприятия и внимания.
  • Наблюдение за поведением детей в играх, в режимных моментах, на занятиях.