Реализация аксиологического подхода при разработке программы духовно-нравственного развития и воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками


Важнейшей задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. В процессе модернизации российского образования одним из приоритетных направлений образовательного процесса является проблема формирования у учащихся моральных ценностей и нравственных установок, что подтверждается в ежегодных посланиях президента Федеральному собранию: « …главные задачи школам и учителям – давать знания и воспитывать нравственного человека» (2016г.); «…ребята должны стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой» (2015 г.)

Становление ценностного сознания, ценностного отношения, ценностного поведения личности является сущностью аксиологического подхода. Данный подход определяет всех участников педагогического процесса активными ценностно-мотивированными субъектами деятельности, которые выстраивают субъект-субъектные отношения в ходе духовно-практической деятельности и создают благоприятную психологическую атмосферу. Главной задачей аксиологического подхода выступает раскрытие ценностей как сущностных сил личности, её интеллектуального, нравственного, творческого потенциала.

Ценностный подход прослеживается и в ФГОС НОО (далее – Стандарт), в соответствии с требованиями которого одной из задач при получении начального общего образования является духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, предполагающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, а также укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. В основе нравственной составляющей Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России, которая содержит базовые национальные ценности, такие как: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которое является укладом школьной жизни, определяющим урочную, внеурочную и внешкольную деятельность младших школьников в различных ее аспектах.
Аксиологический подход  находит свое отражение главным образом при составлении программы духовно-нравственного развития и воспитания как части основной образовательной программы начального общего образования. Содержание программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования ГБОУ Школы № 1232 «на Кутузовском» сконструирована на основе базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений. Каждое направление представлено в виде модулей, которые включают задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Модульное построение программы позволяет структурировать направления  в автономные блоки, содержание и объём которых может варьироваться в зависимости от дидактических целей, уровня нравственного развития обучающихся их индивидуальных предпочтений. Кроме того, в каждом модуле определены условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями школьников, с общественными организациями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, представлены планируемые результаты, обозначены схемы, отражающие пути реализации данного модуля.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования ГБОУ Школы № 1232 «на Кутузовском» содержит следующие модули:

1. Модуль «Я - гражданин», целью которого является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Круг вычленяемых ценностей состоит  из: любови к Родине, своему народу, своему краю; служения Отечеству; правового государства, гражданского общества; закона и правопорядка; поликультурного мира; свободы личной и национальной; доверия к людям, институтам государства и гражданского общества. Ключевыми мероприятиями в ходе реализации данного модуля выступают: День Российского флага; День народного единства; участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России»; Дни воинской Славы; долгосрочные и краткосрочные проекты «Твоим защитникам, Москва», «Москва многонациональная», Фестиваль культур; День Космонавтики; День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; акции «Подарок ветерану»; участие в международной  общественной акции «Бессмертный полк»; День России; участие в районных, городских и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности; участие в создании Книги Памяти; участие в метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений»; музейная педагогика.

2. Модуль «Я - человек», целью которого является воспитание нравственных чувств и этического сознания. Круг вычленяемых ценностей состоит  из: нравственного выбора; жизни и смысла жизни; справедливости; милосердия; чести, достоинства; свободы совести и вероисповедания; толерантности, представления о вере, духовной культуре и светской этике.  Ключевыми мероприятиями в ходе реализации данного модуля выступают: День Знаний;  День пожилого человека; День Учителя; День Матери; День толерантности; долгосрочный проект «Человек среди людей», участие в волонтерских программах: «ДоброТы»; участие в мероприятиях совместно с детским домом № 11 г. Москвы, детскими домами Московской области и Калужской областей;  дни правовой культуры, беседы и тематические часы по правилам поведения в общественных местах и т.д.; вовлечение обучающихся в детские объединения, клубы по интересам, кружки различной направленности; различные праздничные мероприятия.

3. Модуль «Я и труд», целью которого является воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Круг вычленяемых ценностей состоит  из: уважения к труду; творчества и созидания; стремления к познанию и истине; целеустремленности и настойчивости; бережливости. Ключевыми мероприятиями в ходе реализации данного модуля выступают: День Знаний; организация дежурства по школе; долгосрочный проект «Профессии будущего», профориентационные экскурсии на предприятия; выставки декоративно-прикладного творчества; конкурсные, познавательно-развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия.

4. Модуль «Я и здоровье», целью которого является формирование у младших школьников и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда физической культуры, спорта, туризма. Круг вычленяемых ценностей состоит  из: здоровья физического и стремления к здоровому образу жизни, здоровья нравственного и социально-психологического. Ключевыми мероприятиями в ходе реализации данного модуля выступают: ежегодное проведение Спартакиады на кубок памяти Дениса Несмеянова (выпускника школы, трагически погибшего при исполнении служебного долга и посмертно награжденного «Орденом мужества»), спартакиады игровых видов спорта на кубок В.С. Левчинского (почетного директора школы); дни Здоровья; акция «Мы выбираем жизнь!»; беседы и тематические классные часы «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных мероприятий»; профилактические мероприятия по ПДД и ОБЖ; проведение диспансеризации.

5. Модуль «Я и природа», целью которого является воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Круг вычленяемых ценностей состоит  из: родной земли; заповедной природы; планеты Земля; экологического сознания. Ключевыми мероприятиями в ходе реализации данного модуля выступают: участие в экологических акциях; экологические субботники; акция по озеленению территории школы «Аллея выпускников»; участие в межрайонных, городских конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии; тематические классные часы, посвященные проблемам экологии; день птиц; всемирный День воды.

6. Модуль «Я и культура», целью которого является воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Круг вычленяемых ценностей состоит  из: красоты, гармонии, духовного мира человека, эстетического развития. Ключевыми мероприятиями в ходе реализации данного модуля выступают: проведение праздничных мероприятий; ежегодный Театральный фестиваль; ежегодный фестиваль культур народов мира; фольклорные праздники; участие в межрайонных, городских, всероссийских и международных творческих конкурсах («Эстафета искусств», «Живая классика», «Белые журавли», «Театральный Олимп», «Звуки музыки» и т.д.); день дополнительного образования; организация экскурсий в музеи; посещение учреждений культуры; совместная работа с библиотекой «Пионер»; участие в метапредметной олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы».

В ходе освоения программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования осуществляется овладение ценностями младшими школьниками и их субъективация. Именно уровень субъективации нравственных ценностей является показателем  личностного развития учащегося, а значит и показателем результативности реализации программы.

Следовательно, формируя иерархию образовательных ценностей, аксиологический подход определяет ценностное сознание, ценностное отношение и ценностное поведение учащегося. А приоритетной задачей аксиологического подхода при разработке и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального образования является осуществление процесса преобразования широкого круга базовых национальных ценностей современного общества в субъективно значимые, устойчивые жизненные ориентиры личности младшего школьника, необходимые для его успешного самовоспитания и самореализации.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
  2. Аксиология образования: фундам. исследования в педагогике: монография / А. В. Кирьякова и др. - М.: Дом педагогики, 2008. - 578 с.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.: Просвещение, 2011. – 24 с.
  4. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
  5. Шемякова, Н. А. Аксиологический подход к формированию опыта духовно-практической деятельности студента колледжа / Н. А. Шемякова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4.