Мир, в котором мы живем сегодня

Разделы: ОБЖ


Сегодня Россия переживает не лучшие времена. Обстановка сложная не только внутри страны, но и на международной арене. Мы вступили в череду событий, характеризующихся переходом от однополярного мироустройства под гегемонией США, к миру многополярному. Россия так же включилась в этот процесс. Она, после долгого молчания и невмешательства в международный беспредел, творимый США, наконец, заняла свою позицию, определилась с приоритетами и теснит американцев в международном политическом пространстве. События в Сирии показывают, что мы способны противостоять давлению извне вполне успешно. Доказательством служит завершившаяся 6 декабря 2017г. операция по изгнанию ИГИЛовцев с территории Сирии в рамках оказания помощи законно действующей власти этой страны. Об этом доложил президенту страны министр обороны С. Шойгу. Кроме того, многие страны не согласны со сложившейся практикой однополярного мира и  готовы предложить альтернативу развития на планете «Земля». Активно противостоит Соединенным Штатам  Китай, прежде всего создавая конкуренцию в экономике. Усилились антиамериканские настроения в Латинской Америке. Даже всегда послушная Европа начинает проявлять недовольство «хозяином». Пример тому – выход Великобритании из Евросоюза.

Понятно, что США постараются сохранить свое лидерство. У них лучшая международная военная организация – НАТО, военные базы которой разбросаны по всему миру. Для нас не должно быть иллюзий. Все это направлено, прежде всего, против России. В этой ситуации мы ставим правомерный вопрос: возможна ли война? Способны ли США, ради своих интересов, развязать крупномасштабные военные действия? Не исключено. Но чего опасаются американцы? Они опасаются, во-первых, отношения самих граждан-американцев к развязыванию такой войны. Более 200 лет на американском континенте войны не велись. А ну как «жахнет» противник по городам могущественной Америки ядерным боеприпасом! Иметь дело с беззащитной Ливией, Ираком, Югославией – это одно, но КНДР – это совсем другое дело. Сегодня США призывают призвать к порядку распоясавшуюся Северную Корею. Россия также включилась в этот процесс, призывая к мирному разрешению противоречий США и КНДР. С другой стороны, если бы Корея не имела ядерного оружия, то ее давно бы постигла судьба стран Ближнего   Востока, где американцы «навели порядок». Не думаю, что Пентагон, наблюдая какой настрой и единодушие проявляют корейцы, способны на активные военные действия в этом регионе. Не думаю, что военное руководство примет такое решение вопреки воле американского народа. Так ведь и до гражданской войны недалеко, тем более, что обстановка в стране накалена, что наглядно продемонстрировали недавно прошедшие выборы президента.

Во- вторых, у американцев нет уверенности в том, что даже их сегодняшние союзники пойдут воевать за американские интересы. А такие страны как Китай, Индия, Ирак точно окажутся не на стороне Америки.

Вместе с тем США по прежнему делают ставку на военную силу. Главное для них, чтобы военные конфликты происходили за пределами территории США. А этого сегодня достичь практически невозможно. Наши действия в Сирии  показали, что ракетные удары Вооруженные силы России способны наносить на большом удалении от театра военных действия и с должной эффективностью. Несомненно, что это охлаждает горячие головы желающих «полакомиться» российской территорией и ресурсами. Но даже в этих условиях они не прекращают вынашивать планы именно военного превосходства. Сегодня они лихорадочно работают над созданием новых видов оружия, способного нейтрализовать военный потенциал противника. Это, прежде всего, кибероружие и ставка на беспилотники, которые стоят дешево, но за счет количества американцы надеются нейтрализовать современные средства ПВО.

Ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке, во многом определяет перспективы будущего развития международной обстановки. Россия, наконец-то, смогла противостоять американской агрессии, спасла Сирийское государство от уничтожения, прервав серию разрушительных войн, развязанных американской военщиной на Ближнем Востоке. Одновременно Россия укрепила свой авторитет на мировой арене и, благодаря сбалансированной внешней политике, консолидировала в какой-то мере российское общество. Действительно, благодаря победам в Сирии, российский народ как то подзабыл о жутком расслоении общества, мизерных пенсиях и зарплатах. Но, я полагаю, не это было основной целью нашей внешней политики на Ближнем Востоке. Тогда что? Сближение с США и их партнерами по НАТО? Или таким образом мы хотели добиться снятия с России санкций? А может быть мы хотели вообще сформировать антиамериканскую коалицию?

Неопределенность и непоследовательность действий, когда Россия, уступая американцам, выполняла их условия, а они, пользуясь доверием, вооружали террористов и снова и снова бросали их в бой, привели к тому, что военная операция  затянулась. И все же, а сейчас об этом можно говорить с полной определенностью, американцам был дан урок. Действия России положили начало в цепи предсказуемых, планомерно развивающихся событий по замене однополярного мира, установленного США, на более прогрессивный, дающий право каждому государству на достойное существование и развитие.

Но американская военщина не успокаивается. 

Так, 29 июня 2017 года Комитет Сената по вооруженным силам принял решение принять новые меры по противодействию «враждебным действиям России за рубежом». Нагнетается обстановка на границе с Украиной.

Подготовленный комитетом вариант законопроекта об ассигнованиях на национальную оборону на 2018 год предусматрел выделение Украине помощи в сфере безопасности в размере 500 миллионов долларов «для борьбы с пророссийскими сепаратистами». Эта помощь включает поставки летального оружия.

США считают, что Россия продолжает оккупировать Крым, дестабилизирует обстановку в Украине, угрожает союзникам (по НАТО), нарушает Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) и поддерживает режим Асада в Сирии. Дошло до абсурда: руководство Америки  обвиняет Россию в том, что она нарушила американскую демократию своими  попытками влиять на исход выборов американского президента 2016г.?!

Всего на нужды Пентагона в 2018 году предполагается потратить 639 миллиардов долларов, что на 52 миллиарда больше, чем в нынешнем 2017 году.

В целом, обстановка в мире все более накаляется. Не случайно 28 августа 2017 года представитель МИД России Мария Захарова заявила, что «отношения Москвы и Вашингтона скатываются в яму, из которой не выйти». Фактически, опасность России грозит  со всех сторон.
На Западе главным источником угрозы национальной безопасности РФ является проводимый НАТО и Евросоюзом курс на стратегическое сдерживание, а также на ослабление экономического потенциала России.

В рамках выполнения итоговых решений саммита НАТО в Варшаве продолжается наращивание коалиционных войск на восточном фланге блока и модернизация объектов инфраструктуры восточноевропейских стран, необходимая для их размещения. К 2018 году в Латвии, Литве, Польше и Эстонии планируется завершить развертывание четырех батальонных тактических групп многонационального состава. Кроме того, на польскую территорию перебрасывается бронетанковая бригада сухопутных войск США.

Усиление военного присутствия НАТО в Черноморском регионе предполагается за счет создания в Румынии многонационального соединения. Рассматривается также инициатива Вашингтона о выделении из состава военно-морских сил причерноморских стран-участниц (Болгария, Румыния, Турция) группы кораблей в ОВМС НАТО и организации их боевой службы в этом районе мира.

Наряду с этим в Латвии, Литве, Эстонии, Польше, Румынии и Болгарии уже сформированы шесть передовых координационных центров, предназначенных для руководства приемом и развертыванием войск усиления блока. К концу 2017г. аналогичные структуры будут приведены в оперативную готовность в Венгрии и Словакии.

В 2018 году в Польше будут развернуты американские ракеты-перехватчики "Стандарт-3", как и на базе ПРО в румынском н. п. Деве-селу. Использование пусковых установок Мк-41 позволяет Соединенным Штатам применять современные образцы ударного ракетного вооружения по наземным целям.

Серьезную угрозу для национальной безопасности России представляет вооруженный конфликт на востоке Украины. В настоящее время сохраняются предпосылки к обострению военно-политической обстановки в этой стране и применению военной силы на Донбассе. Киев постоянно провоцирует самопровозглашенные республики обстрелами их территорий. При этом украинское руководство продолжает саботировать Минские соглашения 2015 года, настаивая на выгодной для нынешней власти очередности выполнения пунктов этих договоренностей.

На Юго-Западе к числу основных военных опасностей для Российской Федерации относятся:

  •  деятельность на Северном Кавказе бандформирований, значительная часть которых присягнула к запрещенному в Россия "Исламскому государству Ирака и Леванта" (ИГИЛ), а также возвращение в их ряды из Сирии и Ирака боевиков - выходцев из северокавказских республик России, воевавших на стороне ИГИЛ;
  • сохраняющиеся межгосударственные противоречия и кризисные ситуации в Ближневосточном и Закавказском регионах.

Возрастающее влияние на развитие ситуации на Юго-западе оказывают: вооруженные конфликты в Сирии, Ираке, Йемене, Ливии; антитурецкая деятельность курдских сепаратистов; обострение палестино-израильского противостояния; неурегулированность кипрской проблемы; наличие конфликтного потенциала в отношениях Азербайджана и Армении из-за Нагорного Карабаха, а также сохранение межгосударственных противоречий Грузии с Абхазией и Южной Осетией.

Принципиально новыми моментами с 2016 году на Юго-западе стали: непосредственное участие группировки российских войск в борьбе с международным терроризмом на территории Сирии, изменение вектора наших отношений с Турцией от полного разрыва до их восстановления, значительное ухудшение отношений Анкары и Эр-Рияда с Вашингтоном.

Необходимо также отметить, что курс США на Ближнем и Среднем Востоке сохранит направленность на поддержание контролируемого "баланса интересов" как между зависимыми от Соединенных Штатов государствами, так и между последними и Ираном.

На Юге источником угрозы, в том числе для Российской Федерации, останутся структуры ИГИЛ, стремящиеся к укреплению позиций в регионе с опорой на Афганистан и западную часть Пакистана. Стабильное финансирование и эффективная пропагандистская работа способствуют привлечению в эту организацию новых сторонников и постепенному распространению ее влияния на страны Центральной и Южной Азии.

Сложность обстановки в Центрально-Азиатском регионе обусловлена в первую очередь нарастанием внешних угроз со стороны Афганистана, где в приграничных провинциях отмечается увеличение численности бандгрупп из состава международных террористических и религиозно-экстремистских организаций. До трети боевиков, являющихся выходцами из постсоветских стран, это в основном члены Исламского движения Узбекистана, Союза исламского джихада, "Хизб ут-Тахрир" или "Исламского государства Ирака и Леванта". В отличие от талибов, руководство которых стремится к созданию "Исламского эмирата Афганистана", данные структуры преследуют цель смены светских форм правления в центральноазиатских республиках на теократические с последующим созданием квазигосударственных объединений с центром в Ферганской долине.

На Востоке рост регионального и глобального влияния Пекина остается для Белого дома основным фактором, обусловливающим необходимость наращивания своего присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Американская администрация заинтересована в сохранении условий, при которых для стран АТР более предпочтительным оказалось бы развитие устойчивых связей именно с США. Это должно обеспечить Вашингтону возможность избирательно воздействовать на обстановку в выгодном для себя направлении.

Дальнейшее развитие получает процесс нарастания борьбы за лидерство между Соединенными Штатами и КНР. Значительное увеличение веса Китая в мировой политике, сопровождающееся интенсивной модернизацией его вооруженных сил, ведет к усилению глобальной роли этой страны.

Кроме того, США попытаются интернационализировать территориальные противоречия КНР с Вьетнамом и Филиппинами в Южно-Китайском море, чтобы закрепиться в роли третейского судьи и получить дополнительные рычаги давления на Пекин, а также стимулировать государства Юго-Восточной Азии к более тесному сотрудничеству с Вашингтоном в военной сфере.

В свою очередь, правительство Японии рассматривает военно-политический союз с США в качестве главного условия поддержания стабильности в Восточной Азии. Токио намерен продолжать реализацию мер по обеспечению присутствия американского воинского контингента на Японских о-вах. Руководством страны также проводятся мероприятия, направленные на повышение роли национальных вооруженных сил как инструмента государственной политики, включая задействование воинских формирований в операциях вне пределов своей территории.

По-прежнему не исключается возможность возникновения вооруженного конфликта на Корейском п-ове. Непрекращающееся военно-политическое давление Соединенных Штатов и Республики Корея на КНДР, активизация Пхеньяном работ в рамках ядерной и ракетной программ, отсутствие у вовлеченных в противостояние сторон стремления к компромиссному разрешению существующих проблем могут стать основными причинами сохранения напряженности в Северо-Восточной Азии.

На Севере ожидается обострение соперничества за контроль над энергоресурсами между США, Канадой, Норвегией, Данией и Россией, что способно привести к существенному нарастанию военной активности НАТО в северных широтах.

В Соединенных Штатах негативно воспринимают потенциальную возможность появления в регионе новых игроков, способных потеснить американо-канадский тандем в вопросах освоения Арктики, и прилагают усилия по защите и продвижению национальных интересов в регионе. В частности, основное внимание Вашингтон сосредоточивает на защите границ в полярных широтах, совершенствовании системы контроля морской, воздушной и наземной обстановки, поддержании гарантированной свободы мореплавания и полетов авиации в регионе. Предпринимаются шаги по созданию условий для наращивания разведывательной и другой военной деятельности в Заполярье.

Руководство НАТО также планирует расширять свои военные возможности в регионе. Большое значение придается организации патрулирования воздушного пространства Исландии и прилегающих к ней районов северной Атлантики силами альянса, несению боевой службы в регионе американскими и британскими атомными подводными лодками, а также полетам самолетов стратегической авиации США и увеличению масштабов учебно-боевой деятельности организации.

Особая роль в арктической политике альянса отводится Норвегии, на территории которой размещена система заблаговременного складирования вооружения и военной техники для прибывающих в регион сил усиления.

Таким образом, анализ военно-политической обстановки в мире и его основных регионах показывает, что в ближайшей перспективе угрозы национальной и военной  безопасности РФ не только сохранятся, но и  на отдельных направлениях, усилятся. При этом важно подчеркнуть, что стабильность и недопущение эскалации напряженности не стали для новой администрации США отправной точкой в нормализации наших отношений. Антироссийская истерия и наращивание вооружений вблизи наших границ продолжается. Следовательно, Россия должна быть готова к самым неожиданным поворотам и вызовам времени, которое неумолимо отсчитывает приближение краха американского господства и доминирования на планете.