Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Автомашин на наших дорогах с каждым годом становится все больше и больше. С каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта и в связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности на дорогах. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города является актуальной проблемой. Актуальность связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность детей и взрослых.

Травматизм детей – это проблема мирового масштаба, а тем более травматизм при дорожно-транспортных происшествиях. По тяжести последствий этот вид травматизма стоит на первом месте. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно, - всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

В целом по стране, а также в нашем ДОУ, накоплен определённый опыт профилактики детско-дорожно транспортного травматизма. Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улице, была изучена специальная методическая литература. Работа по данной проблеме планируется не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей. Поэтому было решено создать команду юных помощников инспекторов движения ЮИДД, которая поможет системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить результативность обучения детей правилам дорожного движения.

Целью работы является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ, пропагандирование безопасного поведения на дороге, формирования ответственности в обеспечении безопасности жизнедеятельности, воспитание правовой культуры.

Задачами работы являются:

  • изучение правил безопасного поведения на дорогах и улицах;
  • активного содействия педагогам в воспитании детей как законопослушных участников дорожного движения;
  • участие в профилактической работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ;
  • умение оказывать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
  • вырабатывать активную жизненную позицию.

Команда ЮИДД создается из числа 10-12 воспитанников подготовительной группы ДОУ в возрасте 6-7 лет.

Используем следующие методы:

  1. Пропагандистский метод: члены команды выступают перед сверстниками, детьми младшего дошкольного возраста и их родителями, участвуют в викторинах, соревнованиях, конкурсах, тематических утренниках, праздниках.
  2. Профилактический метод: участвуют в акциях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Особенностью данной работы является неотъемлемая часть деятельности педагога с детьми, с родителями а также сотрудниками ГИБДД в рамках работы ДОУ, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность работы представляют сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей и инспекторов ГИБДД в изучении правил дорожного движения выигрывают все.

В процессе проведенной работы ожидаем следующие результаты:

  • овладение базовыми правилами поведения на дороге и донесение информации до воспитанников других возрастных групп;
  • анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
  • формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  • развитие творческих способностей; формирование устойчивого познавательного интереса;
  • формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
  • развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД;
  • овладение правилами безопасного движения на велосипедах и самокате.

Список литературы

  1. Старцева О. «Школа дорожных наук». М. «Сфера» 2012 [с.18].
  2. Шаламова Е. «Правила и безопасность дорожного движения». М. «Скрипторий» 2013 [с.28].
  3. Шорыгина Т. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» .М. «Сфера» 2013 [с.34].
  4. Черепанова С. «Правила дорожного движения дошкольникам». М. «Скрипторий» 2012 [с.12].
  5. Саулина Т. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения». М. «Мозаика-Синтез» 2013 [с.47].
  6. Чермашенцева О. «Основы безопасного поведения дошкольников». Волгоград «Учитель» 2008 [с.8].
  7. Жатин С. «Правила дорожного движения». Волгоград «Учитель» 2012 [с.16].