Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми. Тема: «Путешествие по волшебной книге»

Разделы: Работа с дошкольниками


Возрастная группа: дети 7-го года жизни (подготовительная группа).

Форма совместной деятельности: игровая.

Форма организации: подгрупповая.

Учебно-методический комплект: «От рождения до школы» Основная  образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Ко­маровой, М.А. Васильевой,  Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

Средства, наглядные: 5 страниц книги, пиктограммы  эмоций (20 шт.)

Материалы и оборудование: кинетический песок, песочница, камни (морские), каштаны,  желуди, камни, бумажные заготовки для рисования мандал (круг - 2 шт.), влажные салфетки (1 упаковка), мольберт, магнитофон, аудиозапись спокойной мелодии.

Цель: создать эмоциональное настроение, способствовать снижению агрессивности, снижению мышечных зажимов, развивать способность самостоятельно находить нужные способы поведения.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей отражать в речи свои ощущения, свое настроение; называть свойства и признаки песка (мягкий, рассыпчатый, легкий, плотный…);
  • стимулировать речевую активность детей через описание собственных эмоций и чувств;
  • учить  передавать разные эмоциональные состояния в играх.

Развивающие:

  • развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов;
  • способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, снятию мышечного и эмоционального напряжения, сплочению детской группы;
  • способствовать развитию воображения и творческих проявлений дошкольников;
  • формировать навыки рефлексии.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей положительный эмоциональный настрой с помощью песочной терапии, учить их передавать разные эмоциональные состояния в играх;
  • воспитывать умение сплоченно  работать в детском коллективе;
  • совершенствовать навыки коммуникативного и деятельностного общения, поддерживать интерес детей к сотрудничеству;
  • воспитывать стремление выполнять заданное до конца.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1. Эмоциональный настрой.

Цель: эмоциональный настрой на совместную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Как  я рада вас видеть! Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие.
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему… (дети хором) Привет!
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылая свой... (дети хором) Привет!
При встрече через много лет
Вы крикните друзьям (дети хором) Привет!
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго  (дети хором) Привет!
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям (дети хором) Привет!
Молодцы!

Создает приветливую, доброжелательную ситуацию

Дети встают в круг и улыбаются друг другу, произнося хором последнее слово «Привет»

Проявляет эмоциональную отзывчивость, любознательность, доброжелательность

2.  Мотивация к деятельности.

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

А сейчас, давайте приведем голову в порядок (погладили, причесали себя пальчиками).
Закрыли глазки и шепотом сказали:
«Я внимателен, я могу, у меня все получится!» Вдохнули. Выдохнули. Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.
Ребята! Я приглашаю вас в путешествие по волшебной книге. А книга не простая, каждая страница предлагает нам задания.

Создает мотивационную ситуацию для дальнейшей реализации поставленной цели

Дети закрывают глаза, эмоционально настраиваются на тему

Проявляет познавательный интерес к совместной деятельности, эмоционально настраивается на тему

3. Поиск, решение задачи, проблемы.

Цель: совместная деятельность для достижения результата

- Первая страница волшебной книги-страница «Настроений».

Упражнение 1.«Улыбка»
-  Давайте подарим, друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение.
- А сейчас следующее задание - нужно угадать эмоцию.

Демонстрирует картинки с изображением эмоций, (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость)

Беседует с детьми, задает вопросы.

Дети называют эмоции,
становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу, эмоционально настраиваются на совместную деятельность

Приобретает навыки взаимодействия со сверстниками

  Упражнение 2. «Угадай эмоцию»
Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство.
Следит за правильностью выполнения различных эмоций Дети  показывают любое выбранное эмоциональное состояние, выполняя мимические упражнения
с помощью выразительных средств.

Демонстрирует умения высказывать собственные чувства, показывать пантомимикой, мимикой, жестами.

Распознает эмоциональные состояния

  - Какие эмоции мы испытываем больше всего?
Дети отвечают: конечно, радость!
Давайте на странице приклеим пиктограмму с изображением радости.
В игровой ситуации, побуждает интерес, нацеливает на работу Дети приклеивают пиктограмму Вступает в диалог и отвечает на поставленный вопрос
  - Ребята, мне нужна ваша помощь, чтобы понять, что это такое?  (психолог показывает на стол).
Ответы детей.
Актуализирует знания детей с помощью вопросов Дети подходят к столу, где лежит песок.
Вступают в диалог, отвечают на вопросы
Проявляет познавательный интерес к совместной деятельности,  эмоционально настраивается
  - Следующая страница нашей книги – «Волшебный песок» – это очень интересный материал, из него можно построить замки и башни, мосты и пустыню, а еще на песке можно отпечатать следы. Хотите оставить следы на песке?   Дети высказывают свои предположения.

Проявляют речевую активность

Умеет делать не сложные умозаключения и работать в паре

 

- Проходите к песку, рассаживайтесь поудобнее.
- При помощи чего, мы сможем оставить следы на песке?
(кулачками, пальцами. ладошками, ребром ладони…)

- А сейчас я предлагаю каждому из вас оставить следы на песке.
(дети «оставляют следы» на песке).
- Что вы почувствовали?
- какой песок? (песок мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий…)
-  Прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы это определили?
(ответы детей)

Уточняет  знание детей  о свойствах песка Оставляют следы на песке разными способами Проявляет эмоции и чувства в процессе работы

 

- Какие эмоции вы сейчас испытываете?
Дети отвечают (радость)
- Давайте и на этой странице приклеим пиктограмму с изображением радости.
Психолог предлагает детям перейти в песочницу

 

 

Дети приклеивают пиктограмму

 

 

 

 

4. Планирование деятельности.

Цель: совместная деятельность для достижения результата

- Песок часто таит в себе много тайн и сюрпризов. Сейчас погрузите ладони поглубже, пальчиками ловко перебирайте песчинки, может и найдете что то необычное (дети, играя, находят камешки).
- А камешки, которые вы нашли непростые. Мы с вами уже рисовали волшебные рисунки. Как они называются?  мандалы. А вы знаете, ребята, что рисунки выполнить можно не только карандашами, но и разным материалом
Создает ситуацию, для включения у детей фантазии и условия для творческого воображения детей Дети вступают в диалог с психологом и друг с другом Проявляет любознательность в получении новой информации

 

- Сегодня я вам предлагаю нарисовать мандалы, выбрав себе разный материал - камушки, каштаны, бусинки.
 Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые).
- А сейчас предлагаю вам выбрать пару и  изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов).

 

Эмоционально откликаются на выполнение работы
Договариваются какую мандалу будут изображать вместе

Радуются успеху.

Сформировано умение работать в паре.

Проявляет фантазию, творческую активность в процессе изобразительной деятельности

4. Рефлексия.

Цель: осознание детьми своей деятельности, учить работать с разным материалом, самооценка результатов своей деятельности

- Ребята, Вам понравилось, как вы сегодня рисовали?
- Я предлагаю вам еще раз пролистать страницы волшебной книги и вспомнить, где мы были (обсудить задания)
- Что вам понравилось больше всего делать на занятии?
-  Что вы чувствовали, когда изображали мандалу?
Какие ощущения вы испытываете сейчас?

 Стимулирование к анализу, совместный анализ

Демонстрируют свое отношение к занятию. Самооценка детьми своего вклада в достижение результата
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе

 Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.
Проявляет эмоциональную реакцию, умеет делиться своими впечатлениями

5. Открытость.

Цель: переход детей из одной деятельности в другую

- Ребята, сегодня вы научились изображать мандалы, используя различный материал.
Посмотрите, у нашей волшебной книги последняя страница пустая. Я предлагаю взять эту книгу с собой в группу и заполнить ее.

Обсуждение с детьми продолжения работы в совместной деятельности.

Самостоятельно решают дальнейшую деятельность.
Делают выбор, определяют перспективу.

Ребенок проявляет самостоятельность, креативность в выборе дальнейшей деятельности

Методическая литература

1. Изард, Керрол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.

3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие - М.: Генезис, 2003.

4. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека. // Дошкольное воспитание. М., 2003. - №2.

5. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов н/д., Феникс, 2004.

6. Ежкова Н. Развитие эмоций совместно с педагогом деятельности. // Дошкольное воспитание. М., 2003, №1.

7. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2007.