Использование мультфильмов на уроках ОРКСЭ и ОДНКР как один из активных методов обучения

Разделы: Общепедагогические технологии, ОРКСЭ


Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) потребовало введение в образовательный процесс начальной школы новых форм обучения – активных и интерактивных.

Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образовательных стандартов второго поколения и предполагается, что преподаваться он будет по-новому. Сегодня многие методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

Какие методы и приемы обучения нужно использовать, чтобы урок был «живым», эффективным, значимым для ученика? Чтобы ребенок ждал нового урока и смотрел на часы не в ожидании заветных «без пятнадцати десять, одиннадцать, двенадцать…», а в надежде на то, что еще есть время?

Современный урок, выстроенный  в соответствии с ФГОС, обязательно предполагает мультимедийное сопровождение. Поэтому использование различных технических средств, компакт-дисков и других информационных средств становится обязательной необходимостью любого  урока. Для того чтобы урок ОРКСЭ получился ярким, запоминающимся, я использую  просмотр и обсуждение детских мультипликационных фильмов.

На выбор таких активных форм обучения повлияли и психологические аспекты детского возраста. Остановлюсь на некоторых из них.
Характерная особенность обучающихся младшего школьного возраста – ярко выраженная эмоциональность восприятия. А что может быть ещё более эмоциональным, чем просмотр мультипликационного фильма. И что, как не мультфильм, поможет ребенку в развитии воображения.
Информация, представленная в наглядной форме, наиболее доступна для восприятия младшими школьниками, усваивается легче и быстрее.
Просмотр мультфильмов  имеет большое влияние на душевное восприятие детей. Не только слова учителя, но и обсуждение мультфильма после или во время просмотра на доступном языке для учащихся раскрывают вечные истины.

Многие отечественные  мультфильмы имеют положительное воспитательное влияние на ребенка. Мультфильмы, пропитанные добротой, теплотой, любовью подают пример для подражания, настраивают детей поступать гуманно с окружающими людьми, обогащают их чувственно-эмоциональный опыт, воздействуя положительно на детское сознание и мышление.

Опыт моей работы показал, что практически, к каждой теме урока по ОРКСЭ можно подобрать мультфильм. Большая коллекция таких мультипликационных фильмов потребовала систематизации:

1. К теме урока «Библия и Евангелие» хорошо подходит серия мультфильмов «Моя первая Библия». Кто такой Господь Бог? Как был сотворён мир? Что такое Рай и где он находится? Это лишь часть вопросов, которые так часто задают дети своим родителям. И порой найти ответы на них бывает весьма затруднительно…

Что полезного? Мультсериал «Моя первая Библия» готов ответить на эти вопросы в простой для детского понимания форме. Красочная анимация, запоминающиеся мелодии, веселые и добрые герои – всё это поможет ребёнку понять смысл известных историй из Библии, узнать о Добре и Зле, мужестве и щедрости, Вере, Надежде и Любви. В сериале «Моя первая Библия» кратко изложены основные события Нового и Ветхого завета, рассказанные всего за тринадцать серий.

2. На уроке по теме: «Христос и его крест» или «Крест – символ православной веры» можно посмотреть мультфильм «Твой крест» или «Это мой выбор».

Что полезного? Смиренное несение своего креста — основополагающая идея христианской жизни человека. Многообразие «Крестов» лишь подтверждает неоценимый смысл и ценность каждой человеческой жизни. О каждом человеке у Бога свой неповторимый индивидуальный замысел. Воплощение в жизни этого замысла и есть несение своего креста.

Воспитывает:  покорность Божьей воле, необходимость прожить свою земную жизнь достойно, без ропота, не ища себе другой судьбы. Ведь чужой крест может быть и потяжелее собственного.

3. К темам урока «Нагорная проповедь», «Притчи  Иисуса Христа»  хорошо подошел мультфильм «Притчи Иисуса».

Что полезного? Дети знакомятся с новым определением и видом текста – притча.  Библейские притчи – это в некотором роде сказки и повествования, которые дают повод задуматься о жизни и своих поступках, несут в себе назидательный момент. В каждой из них есть зерно мудрости, которое потихоньку прорастает и дает свои положительные всходы. Постоянное чтение таких повествований оказывает комплексное воздействие на внутренний мир человека.

В каждом блоке «Основ религиозных культур и светской этики» есть такие темы как «Общечеловеческие ценности». Великолепные помощником на этом уроке будет просмотр и обсуждение красивой анимационной сказки «Необыкновенное путешествие Серафимы». Фильм о добре, вере, дружбе и чудесах, которым найдется место даже в самые тяжелые времена.

Уникальный анимационный фильм «Крепость: щитом и мечом», где в основу сюжета легли события 1609 года, о борьбе с польско-литовскими войсками использую на уроке о любви и защите Отечества.

Российская история - неисчерпаемый источник для воспитания духовности, патриотизма и национальной гордости. Это яркий и патриотичный  фильм без лишней жестокости, игривый и одновременно серьёзный. Вызывает большой  интерес у маленьких зрителей, особенно потому, что главный герой — сам является малолетним ребёнком, которому легко сопереживать.

Таким образом,  использование современных образовательных технологий, активное внедрение элементов информационно-коммуникативных технологий является необходимым условием при преподавании и обучении в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ. Использование мультимедийных средств обучения активизирует познавательную активность обучающихся. Но, планируя урок, необходимо  помнить, что использование мультфильма должно быть к месту и в меру.

Список литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Издательство «Просвещение», 2010.

2. Бунеев Р.Н. Образовательные технологии. Сборник материалов - М.: Издательство «БАЛАСС», 2008.

3. Бордовский Г. А., Носкова Т. Н., Степанов А. А. Развивающие возможности аудиовизуальных средств обучения. // Педагогика, 1996.

4. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность?//Начальная школа, - 1999, - №7.

5. Кабанова-Меллер – Учебная деятельность и развивающее обучение. – М., 1990.