«Вредные привычки. Алкоголь». Тренинг для подростков, склонных к риску возникновения аддиктивного поведения с использованием элементов арт-терапии и метода дискуссии

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: выражение своего отношения к алкоголю; обучение умению противостоять рекламе алкоголя; развитие навыков самоанализа;   воспитание терпимости, умения слышать других; возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения.

Время: 3 академических часа.

Форма зала: круг.

Материал: магнитофон, бумага формата А4, ватман, цветные карандаши, краски, стаканы для воды, кисточки, фломастеры, ручки, бланки к тестовым заданиям, бейджики, клубки ниток, черная бумага, черная ткань.

Блок I

Упражнения «Приветствие от лица…»

Цель: создание положительного настроя на день, развитие групповой сплоченности.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники сидят по кругу и приветствуют по часовой стрелке друг друга от лица известного человека или персонажа книги, фильма и т.д.

Инструкция: начнем наше занятие с приветствия. Приветствие у нас будет необычное: сидя в кругу по часовой стрелке мы будем приветствовать друг друга от лица известных людей: актеров, политиков, героев сказок, певцов и т.д.

Анализ:

  • Чем понравилось это упражнение?
  • Возникли ли трудности в ходе упражнения?

Упражнение «Эстафета имен»

Цель: развитие групповой сплоченности, развитие внимания, снятие психоэмоционального напряжения.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники сидят в кругу. По очереди против часовой стрелки каждый встает и называет свое имя. Последний участник в круге поднимается и говорит свое имя наоборот и так по кругу.

Инструкция: давайте сейчас представимся. Против часовой стрелки по очереди каждый из вас будет вставать, и называть свое имя.  Последний участник называет свое имя и тут же называет его наоборот. Затем каждый называет свое имя, наоборот, в обратном порядке.

Анализ:

  • Какие трудности возникли?
  • Какие чувства возникли?

Упражнение «Принятие правил работы группы»

Цели: ознакомление с правилами работы группы и их принятие, формирование сплоченности и работоспособности группы.

Время: 5 минут.

Техника проведения: участники вырабатывают групповые правила, которые нельзя нарушать в процессе всей тренинговой работы.

Материал: бумага формата  А4, фломастеры, лист  ватмана.

Инструкция: ребята, правила существуют в любой группе и в любом обществе. Для дальнейшей работы нашей группы мы должны сейчас обсудить и принять правила. Поэтому внимательно прочитайте предлагаемые правила. Все ли согласны с тем, что написано? Есть ли предложения об изменении правил или добавление новых? В знак того, что мы их принимаем, поаплодируем. 

Правила работы группы:

- Общение по принципу «Здесь и теперь»( каждый участник тренинга сосредотачивает свое внимание  на процессах, происходящих в группе в данный момент времени; обсуждая только те чувства, мысли и переживания, которые возникают во время работы группы).

- Активность (каждый член группы реально включен в работу группы; не стоит замыкаться в себе, даже если узнали о себе не очень приятное).

- Откровенность и искренность(в группе необходимо быть искренним  и нельзя говорить неправду; если кто-нибудь не хочет о чем-то говорить, то ему следует просто отказаться от высказывания ).

- Правило «Я»(каждый участник тренинга говорит только за себя и от своего имени, например: «Я думаю…Я чувствую…Мне кажется…»).

- Уважение к говорящему (когда высказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет, не перебиваем его).

- Контроль поведения (каждый участник должен знать: обо всем можно говорить, но не все можно делать).

- Ответственность(каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы, он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу).

- Правило «Стоп»(каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить разговор, касающийся его личности, остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе ).

- Соблюдение конфиденциальности(не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий).

- Правило «Пирога», не говорить много.

Упражнение «Берлинская стена»

Цель: сплочение группы, эмоциональная разрядка, создание атмосферы доверия.

Время: 5 минут.

Материалы: веревка или достаточное количество стульев (5–7).

Техника проведения: комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку держат ведущие на уровне 0,5 м над полом). Группе предлагается перебраться на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно.

Веревку, по решению ведущих, можно поднимать на любую высоту.

Усложненный вариант: участники должны перебираться через преграду, взявшись за руки и не размыкая их ни при каких обстоятельствах. Если участник задевает за преграду или где-то в цепочке разомкнулись руки, то вся группа возвращается на исходную позицию.

Инструкция: сейчас нам всем вместе предстоит преодолеть сложную преграду. Но для этого всем необходимо действовать сплоченно, как один человек. Перед вами преграда из стульев (веревки), необходимо перебраться на другую сторону, но есть одно условие, если хоть один участник остается по другую сторону преграды или задевает преграду, все участники возвращаются обратно. Задание понятно. Тогда начнем.

Анализ:

  • Какую стратегию решения поставленной проблемы вы выбрали?
  • Какие проблемы возникли?
  • Какие действия были успешными? Что можно было сделать по-другому?

5. Притча «Желание изменить…»

Цель: развитие образного мышления, умения анализировать, расширение кругозора несовершеннолетних.

Один суфийский мастер написал в своей автобиографии: «Когда я был молод, основой всех моих молитв было желание изменить мир. Я просил:

- Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир! Мне все казалось неверным. Я был революционером, я хотел изменить лицо Земли.

Когда я повзрослел, я стал молиться так:

- Это, кажется, многовато; жизнь уходит из моих рук. Прошла половина, а я еще не изменил ни одного человека. Поэтому, позволь, Господи, изменить мою семью!

А когда я состарился, я осознал, что даже семья – это слишком много. Ко мне пришла мудрость и я понял, что если мне удастся изменить самого себя, этого будет достаточно, более чем достаточно. И я начал молиться так:

- Господи, я все понял, и хочу изменить самого себя! Позволь мне сделать это!

И тогда Бог ответил мне:

- Теперь уже у тебя не осталось времени. С этого следовало начинать. Ты должен был подумать об этом в самом начале».

Вопросы:

- Какие чувства и мысли возникли у вас по поводу притчи?

- Почему Бог отказал суфийскому мастеру?

6. Диагностика

Анкета «Подросток и алкоголь».

Инструкция: ответьте на следующие вопросы.

1. Какой спиртной напиток вы уже пробовали?

2. В каком возрасте это произошло впервые?

3. При каких обстоятельствах вы впервые попробовали алкоголь?

  1. на своем дне рождении;
  2. во время домашнего праздника;
  3. друзей;
  4. на дискотеке;
  5. другое.

4. Кто предложил вам спиртное?

  1. друзья;
  2. старшие мальчики;
  3. родители;
  4. случайные знакомые;
  5. другое.

5. Ваши ощущения после принятия спиртного?

  1. головная боль;
  2. тошнота, рвота;
  3. все поплыло перед глазами;
  4. все нормально, было весело;
  5. другое.

6. По какой причине вам бы хотелось повторить употребление спиртного?

7. По какой причине вам не хотелось бы повторять употребление спиртного?

8. В вашей семье употребляют спиртные напитки?

9. У тебя есть полезные и интересные увлечения?

  1. да;
  2. думаю об этом;
  3. нет;
  4. мне и без них неплохо.

10. Какие чувства ты испытываешь к пьяным людям?

  1. я их жалею;
  2. я их боюсь;
  3. они мне неприятны;
  4. безразличие;
  5. завидую;
  6. другое.

Графический прием «Шесть незаконченных изображений».

Цель: самопознание, изучение «образа Я».

Время: 15 минут.

Техника проведения: участникам предлагается шесть незаконченных рисунков, которые необходимо дорисовать.

Инструкция; «Перед Вами шесть незаконченных рисунков. Постарайтесь их дорисовать так, как Вам хочется».

Анализ:

  • «Что это такое?».
  • «На что это похоже?»
  • «Что это Вам напоминает?»
  • «Символом чего для Вас является этот образ?»
  • «Какие качества Вы можете приписать этому образу?»

Ключи:

1. «Полукруг сверху»— это «значимые другие для Вас».

2. «Полукруг снизу»— это «Вы для значимых других».

3. «Круг» - это «Ваше внутреннее,  целостное,  «детское Я» вне каких-либо отношений с другими людьми.

4. «Ломаная линия» - с какими образами, символами, качествами, ассоциациями клиент связывает свое представление о Доме.

5. «Косая линия» - свое представление о Карьере.

6. «Точка» - свое представление о Любви.

После этого наступает этап сообщения интерпретаций участникам. Здесь психолог может использовать примерно следующий переход: «Каждый рисунок, как Вы уже, наверное, догадались, имеет свой ключ. Сейчас я Вам сообщу сложившиеся у меня в соот­ветствии с этим ключом интерпретации. Вы можете соглашаться с этим или не соглашаться, но в любом случае мы можем получить пользу от этого обсуждения».

7. Упражнение «Соедини и верни»

Цель: снятие психического напряжения, развитие группового взаимодействия.

Время: 5 минут.

Материал: лист бумаги формата А 4, карандаши.

Техника проведения:  участники сидят в кругу. На листах бумаги ставят 20 точек в хаотичном порядке. По команде ведущего участники должны передать листки соседу слева. Его задача соединить точки и вернуть лист владельцу.

Инструкция: на листе бумаги поставьте 20 точек. Отдайте свой лист соседу слева. Задача соседа – соединить эти точки в композицию. Затем верните лист хозяину.

Анализ:

  • Понравилась ли композиция или хотите что-либо переделать?
  • Какие эмоции у вас возникли?
  • Что для вас оказалось трудным?

Блок II

8. Мини-лекция «Последствия детского алкоголизма»

Цель: ознакомление с воздействием алкоголя на психические и физиологические аспекты личности.

Время: 15 минут.

Алкоголь – самый распространенный и доступный наркотик для подростков. При регулярном приеме алкоголя (2-3 раза в месяц), устойчивость к воздействию алкоголя у подростков увеличивается. Образ жизни «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростками как нормальный и естественный. По статистике первая проба алкоголя приходится на возраст 10-13 лет, а затем в течение двух лет, формируется регулярное употребление (зависимость). Мотивы для употребления алкогольных напитков могут быть весьма различными: приятное времяпровождение, переживания чувства взрослости, давление социальной среды.

В настоящее время, когда продажа и потребление алкогольных напитков с определенными ограничениями, но разрешена, алкоголь занимает в обществе место легального наркотика, потому что при систематическом употреблении он вызывает алкогольную зависимость (алкоголизм).

Алкоголизм у подростков протекает злокачественно, отсутствует стадия психической зависимости от алкоголя (т.е. стадия бытового пьянства), которая у взрослых растягивается на долгие годы. Как только подростки начинают регулярно употреблять спиртные напитки, в том числе и пиво, у них сразу формируется стадия физической зависимости. Регулярное употребление любых спиртных напитков в течение года формирует у подростка и психическую, и физическую зависимость одновременно. С самого начала употребляются большие дозы алкогольных напитков, без самоконтроля, до тяжелой степени опьянения. Быстро нарастает толерантность (переносимость), особенно при систематическом приеме алкоголя. Довольно быстро формируется похмельный синдром.

У подростков, больных алкоголизмом, проявляются изменения личности - возбудимость, взрывчатость, эмоциональное огрубение, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, становится узким круг интересов, нарастает количество конфликтов с родителями, появляются асоциальные тенденции.

Настроение неустойчиво: вкрадчивость и подобострастие в ситуациях, сулящих выпивку, резко сменяется гневными вспышками и агрессивностью, если ей препятствуют.

Даже единичное употребление небольших доз спиртных напитков сопровождается у подростков выраженными проявлениями интоксикации.

Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам.

Отметим лишь некоторые из этих последствий:

  • Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций.
  • Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.
  • Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям.
  • Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.
  • Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.
  • Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени. 
  • Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).
  • Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.). 
  • Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит).
  • Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.
  • Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.
  • Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета. 
  • Изменение состава крови, анемия и т.д.

Иногда в состоянии легкого опьянения подросток внезапно совершает какой-либо импульсивный поступок (агрессия или аутоагрессия, сексуальные действия или что-либо другое), на что в трезвом состоянии он был бы не способен.

Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в ЧЕТЫРЕ раза быстрее, чем у взрослых. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее.

Определенные качества позволяют более успешно противостоять провоцирующему поведению. К таким качествам можно отнести самостоятельность, высокую самооценку, низкую тревожность, наличие чувства юмора. Эти качества успешно развиваются именно в подростковом возрасте, когда происходит активное развитие личности. Часто подростки воспринимают возможность отказа как проявление собственной слабости. Часто сверстники пытаются манипулировать вами, говоря: «А тебе слабо?», в такой ситуации сложно удержаться. Очень не хочется выглядеть маленьким. А противопоставить этому можно уверенность в своей правоте и твердый отказ. Вот 5 способов отказа:

- Вежливо и спокойно сказать: «Нет, спасибо».

- Не только отказать, но и объяснить причину отказа: «Нет, потому что…».

- Настойчиво и уверенно повторить свой отказ: «Нет и все».

- Просто уйти! Иногда это лучший выход.

- Ответь холодным взглядом на опасное предложение. Сделай вид, что не слышал его.

Необходимо учиться правильному поведению в таких ситуациях, обсуждать возможные выходы и решения проблем с друзьями, родителями, психологом.

Алкоголь - наркотик и, как всякий наркотик, привлекает к себе слабых, которые желают выглядеть сильными.

9. Упражнение «Антиреклама»

Цель: развитие аналитического мышления, обобщение ранее полученной информации по данной проблеме.

Время:10 минут

Техника проведения: участники тренинга сидят в кругу. Предлагается объединиться в 3 группы и нарисовать плакат - антирекламу алкогольной продукции с лозунгами.

Материал: лист бумаги формата А4, карандаши.

Инструкция: сейчас обобщите всю информацию, которой вы владеете, разбейтесь на 3 группы и нарисуйте плакат – антирекламу алкоголя. Подумайте и напишите лозунги к этим плакатам.

Анализ:

С какими трудностями вы столкнулись?

Чем руководствовались, выполняя это упражнение?

Какие чувства возникли у вас в ходе выполнения упражнения?

10. Игровое моделирование реальных ситуаций

Цель: развитие аналитического мышления, обобщение ранее полученной информации, обучение навыкам реагирования в проблемных ситуациях.

Время: 10 минут.

Техника проведения: группе предлагается разыграть ситуацию.

Материал: листы формата А 4, ручки, карандаши.

Инструкция:  вам предлагается разыграть следующую ситуацию.

Ситуация. В кафе мест нет. Заходят два парня и видят знакомых подростков, которые сидят за столиком и у них 2 свободных места. Ребята подходят к ним и присоединяются к их компании. Им предлагают выпить кружку пива. Те отказываются.

Анализ:

  • С какими трудностями вы столкнулись?
  • Какие эмоции испытывали во время выполнения упражнения?
  • В чем смысл этого упражнения?

Блок III

11. Упражнение «Карусель»

Цель: развитие аналитического мышления, воображения, эмоциональной лабильности.

Время:10 минут

Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение.

Техника проведения: участники образуют два круга. Стоящие, во внутреннем круге, поворачиваются лицом к внешнему. Звучит музыка, участники движутся в противоположные стороны. После прекращения музыки участники останавливаются друг перед другом. Ведущий называет задание.

Инструкция:

Представьте, что перед вами:

- книга, какая это книга, где она находится.

- праздник, что это за праздник, какой он.

- картина, что это за картина, что на ней изображено.

-город, какой это город, какие люди в нем живут, маленький или большой, старинный или современный.

- музыка, что это за произведение, темп, характер, исполнитель.

- планета, какая она, где находится, кто ее населяет.

Анализ:

  • Опишите свое состояние во время проведения упражнения?
  • Какие чувства вы при этом испытывали?
  • Какие трудности возникли?

Упражнение направлено:

- получение групповой поддержки

- работа с партнером в диалоге

- удовлетворение разных потребностей (кому-то нравится говорить о других, кому-то послушать про себя).

12. Упражнение «Ресурсы из клубка»

Цель: формирование представления о своих потенциалах и возможностях, повышение самооценки.

Материалы и оборудование: черная ткань 1м Х 1м, набор клубков разного цвета, музыкальный центр.

Техника проведения: несовершеннолетним предлагается подумать, о своих ресурсах, которые помогают им, из которых они черпают свой потенциал. Это может быть один или несколько ресурсов. Затем из клубков на черной ткани нужно выложить свой ресурс, в виде картины.

Инструкция:  теперь вы знаете немного больше о своих ресурсах. Подумайте, какой ресурс для вас наиболее значим, и приносит больше сил и энергии. Перед вами клубки ниток и черное полотно. Ваша задача нарисовать клубками свой ресурс в виде картины на черном полотне. Можно использовать несколько клубков.

Анализ (каждого участника группы):

  • Какой ресурс ты изобразил? Почему?
  • Что ты получаешь от этого ресурса?
  • Какие трудности возникли в ходе упражнения?
  • Что ты чувствуешь?
  • Хочется что-то доделать?

13. Упражнение «Моя звезда»

Цель: укрепление уверенности в своих возможностях, в своих силах.

Оборудование и материалы: лист черной бумаги формата А 4, гуашь, кисть, стакан непроливайка, музыкальный центр.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает подросткам  нарисовать свою звезду, такой как, они ее себе представляет.

Инструкция: есть поверие, что когда человек рождается, на небе загорается новая звезда, которая светит ему на протяжении всей жизни. У нас у каждого есть своя звезда, подумайте  и представьте свою звезду. Какая она? Послушайте стихотворение.

У каждого на свете есть звезда,
Что освещает им их трудный путь,
И разная у каждого она,
Но общая у них по жизни суть.
Она сияет лаской и теплом,
И греет, когда холодно душе
И сердце для нее твое как дом,
Ты бережно храни ее в себе.
Ты совершаешь разные ошибки,
И падаешь в погоне за мечтой,
Когда уже нет места для улыбки
Ты встанешь от ее слов: «Я с тобой!»
И даже если мы не так сильны,
Они поддержат нас сияньем глаз,
Помогут дотянуться до мечты.
Когда добьешься цели ты в судьбе,
И в небесах научишься летать,
Ты помни о родной своей звезде
И никогда не вздумай забывать.
(Искандер Карамбетов)

 А теперь на черном листе, символизирующем космос, вселенную, нарисуйте свою звезду.

Анализ:

  • Все ли получилось так, как вы себе представили?
  • Возникли ли трудности?
  • Какие чувства вы испытываете?

Я желаю, чтобы каждому из вас, ваша звезда всегда светила тебе на небе и придавала вам силы и чувство уверенности.

14. Обратная связь

Цель: получение обратной связи от участников группы.

Время: 5 минут.

  • Самое интересное упражнение на ваш взгляд?
  • Что вам понравилось больше всего?
  • С какими трудностями вы столкнулись?
  • Довольны ли вы собой?
  • Что полезного вы взяли для себя, и будете использовать в дальнейшем?
  • Оцените в процентном соотношении ваше участие в тренинговом занятии.

15. Притча «Притча о бабочке»

Цель: способствовать осознанию участниками истоков, мотивов и результатов поведения персонажа притчи.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках.

Вопросы:

- Что лежало в основе поведения ученика?

- Способны ли мы управлять своим поведением, эмоциями и чувствами таким образом, что применительно к ним можно было бы сказать: «Все в наших руках».

16. Упражнение «Ладонь с пожеланием»

Цель: самораскрытие, получение обратной связи о прошедшем занятии.

Время: 5 минут.

Техника проведения: каждый участник на листе бумаги обводит свою ладонь и на ней пишет свое имя, а на пальчиках пожелания группе.

Материал: бумага А4, карандаши.

Инструкция: ребята, каждый из вас должен на листе бумаги обвести свою ладонь и на ней написать свое имя. Затем, ладонь мы будем передавать соседу слева, который напишет вам пожелание и так далее по кругу, пока ладонь не вернется к вам назад.

А сейчас прочитайте, что вам пожелали участники группы.