Методы достижения метапредметных результатов на уроках географии

Разделы: География


Методологической основой ФГОС нового поколения является системно - деятельностный подход  к обучению и воспитанию личности. Именно такой подход обеспечивает достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов. Универсальные учебные действия- это умение учиться,  способность ученика самостоятельно усваивать новые знания. В выступлении представлен опыт работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках географии в контексте требований ФГОС ООО нового поколения. Приведены примеры конкретных заданий, способствующих достижению положительного результата.

Универсальные учебные действия делятся на регулятивные, познавательные и коммуникативные. По классификации Н.А.Лошкарёвой, универсальные учебные умения и навыки делятся на четыре группы: учебно-организационные, учебно-логические, учебно-коммуникативные, учебно-информационные. Данные умения включают в себя простые умения и навыки, формирование которых необходимо производить поэтапно на уроках географии.

Самыми важными я считаю учебно-логические и учебно-информационные навыки и умения.

5 класс

6 класс

7-9 класс                    

- Выделять главные признаки понятий
- Определять соответствие понятия и его характеристики

- Выделять главные признаки понятий.
- Сравнивать объекты, факты,  явления, события по заданным критериям.
- Высказывать суждения, подтверждая их фактами

- Выявлять причинно-следственные связи.
- Решать учебные проблемные задачи.
- Определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов.
- Анализировать зависимость между компонентами объекта.

Виды работ по формированию учебно- логических умений и навыков.

5 класс

6 класс

7-9 класс

- Установить соответствие между названием метода исследования и его характеристикой

- Сравнить маршрут путешествия Афанасия Никитина и Марко Поло.

- Используя текст учебника, выделить главный признак деления горных пород на группы.

- Используя таблицу страница 77, выделить  три признака, по которым  вы определили силу землетрясения.

- Погода и климат понятия разные. Есть ли на Земле страны, где между этими понятиями нет различия?

- Сравнить признаки циклона и антициклона. Какой из них определяет погоду сегодня?

- Представим, что Земля перестала вращаться. Как изменится направление постоянных ветров? Нарисовать схему.

Понятие – это форма человеческого мышления, в которой выражаются общие и существенные признаки вещей, связи данного предмета с другими, его происхождение и развитие. Усвоение понятия предполагает два процесса:

  • Выделение главного признака понятия
  • Процесс усвоения понятия, когда ученик мог бы распознать понятие и верно указать на него.

Умение давать определение понятиям – это логическая операция. Формирование понятий – процесс, состоящий из УУД – обобщение, сравнение. Так, работа над понятием «урбанизация» состоит из нескольких этапов:

  • Найти в тексте понятие « урбанизация».
  • Из трёх текстовых отрывков, определите тот, в котором говорится об урбанизации
  • Приведите пример из жизни об урбанизации
  • Попробуйте использовать это понятие в своём высказывании.

А в 6 классе при изучении географических координат, можно дать задание закончить, доработать  определение, в котором есть только начало – «Параллель – это линия…».  Или можно предложить из четырёх определений понятия гранит выбрать верное: -а. гранит – это широко распространённая на Земле горная порода -б. гранит – это глубинная порода серо- розового цвета –в. Гранит – это магматическая глубинная порода  - г. Гранит – это магматическая порода.

Известное высказывание Ушинского гласит, что « всё в мире мы узнаём не иначе, как через сравнение». Для того, чтобы сравнивать, нужно знать фактический материал, причинно-следственные связи, выбрать источники информации. Так, в 6 классе даётся задание не просто описать, а сравнить Уральские и Кавказские горы, объяснить причины их сходства и различия. А в 8 классе нужно определить причину с помощью наложения карт: » В Москве все здания и сооружения проектируются, исходя из возможных подземных толчков в 4 балла. Почему там не может быть подземных толчков большей силы?» Учащиеся, используя данные физической и тектонической карты, определяют, что Москва находится на Русской равнине, в основании которой лежит Русская платформа – устойчивый участок земной коры. Горы Кавказ и Карпаты расположены в кайнозойской складчатости, но они далеко.

Учебно – информационные умения и навыки

5 класс

6 класс

7-9 класс

- Поиск информации

- Работа с текстом: выделение главной мысли, поиск определения понятий, поиск ответов на вопросы

- Поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, в словарях

- Работа с текстом и внетекстовыми  компонентами  - выделение главной мысли, поиск  определения понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к тексту.

- Качественно и количественно описывать объект

- Классификация и организация информации

- Составление сложного плана,

составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы

- Создавать тексты разных типов: описательные, объяснительные

- Представление информации в различных видах

- Перевод информации из одного вида в другой

Виды работ по формированию учебно-информационных умений и навыков

5 класс

6 класс

7-9 класс

- Составить простой план к тексту параграфа

- Найти место в параграфе, где описывается драккар викингов, изображённый на рисунке

- Составь рассказ по ключевым словам

- Составить логическую цепочку событий, связанных с жизнью Магеллана

- Составить схему классификации карт по охвату территории

- Создать таблицу, распределив горные системы по материкам

- Выбрать из текста главную мысль

- Составить вопросы к тексту

- Составить презентацию о памятниках Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО

- Составить коллаж « Природные зоны России»

- Составление тезисного плана

- Построение диаграмм основных показателей экономического развития двух экономических районов - Поволжского и Дальневосточного

Классификация – это деление понятий по определённому признаку на непересекающиеся классы. Когда ученикам даётся задание на классификацию, то этим у них развивается способность к комбинаторике. Чем больше вариантов деления на группы предлагает ученик, тем выше его продуктивность мышления. Так, в 6 классе даётся задание - предложить свой вариант деления горных пород на группы, указав принцип деления. Вариантов много: драгоценные и недрагоценные, металлы и неметаллы, глубинные и поверхностные горные породы.
В 8 классе ученикам даётся перечень слов: Индигирка, Байкал, Кавказ, Памир, Кама, Селигер, Енисей, Онежское, Урал, Верхоянский. Нужно провести классификацию. Учащиеся выбирают группы объектов - реки, озёра, горы, хребты.

В  9 классе можно предложить задание разделить слова на группы по разным критериям: Ярославль, Грозный, Липецк, Челябинск, Нижний Новгород, Москва, Новороссийск. Эти города можно разделить на несколько групп:  областной центр, город- миллионер, столица республики, морской порт, центр чёрной металлургии.

Важное значение имеет формирование умения составлять логические схемы. Эти задания вызывают затруднения у учащихся. Так, в рабочей тетради по географии 5 класса, есть задание, а в нём 3-4 хронологически перепутанных события, которые нужно распределить в правильном порядке, например, составить логическую цепочку событий, связанных с жизнью Магеллана. Сначала подобные задания выполняются устно и  только после приобретения навыка, выполняются письменно. В 6 классе подобные задания усложняются: например, нужно восстановить логическую цепочку образования ветра или составить схему нагрева воздуха.

В работе я использую игровые технологии работы с текстом. Секрет успеха обучения в том, что в игре информация запоминается непроизвольно. Например, игра «Угадай абзац», в которой идёт соревнование на лучший вопрос, лучший ответ, нахождение абзаца в тексте, к которому задан вопрос.
А в игре  «Самое главное» нужно придумать слово, характеризующее текст параграфа, одну фразу, характеризующую текст, найти в тексте особенность, без которой данный текст был бы лишён смысла.

На уроках можно использовать деловые игры, например, при изучении Западной Сибири в 8 классе, я провожу игру «Можно ли построить на реке Обь крупную ГЭС?», где группа экологов, геологов, геоморфологов, климатологов, гидрологов анализируют различные источники информации  с целью найти ответ на этот вопрос.

ФГОС ООО большое внимание уделяет умению работать с текстом,  как метапредметному результату обучения. Предполагается формирование следующих компетенций: овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий, овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. Самые сложные для учащихся задания в КИМах  ОГЭ и ЕГЭ – это задания на работу с текстом. Отсутствие  умения понимать информацию, заложенную в тексте, выделять в тексте главное, затрудняет учебный процесс. Вот некоторые приёмы извлечения из текста информации:

  • Выявление главной информации в тексте по словам-«маркерам». Это слова – указатели важной информации: итак, наконец, поэтому, именно, таким образом и т. д.
  • Выявление основной мысли текста по ключевым словам.

Главная мысль будет ответом на вопрос: «Что хотел сказать автор этим текстом?» или «Что нового я узнал из текста?» На первом этапе работы учащиеся могут подчёркивать ключевые слова или слова – маркеры, а позднее этого не требуется.

Если в 5 классе учащиеся должны научиться определять главную мысль темы, то в 6 классе – отделять основное от дополнительного, а в 7 классе сформировать правило в виде инструкции, например, по чтению климатограммы.

Приёмы формирования умения работать с текстом:

  • Выразить  главное содержание параграфа в 5 предложениях
  • Составить вопросы к данному абзацу
  • Заполнить «слепой» текст терминами из изучаемой темы
  • Свернуть информацию в таблицу, схему, рисунок
  • Составить план изучения темы
  • Найти место в тексте параграфа, где описывается объект, представленный на рисунке
  • Зашифровать главное содержание темы с помощью символов или системы символов
  • Сформулировать вопросы к тексту – «толстые» и «тонкие»
  • Приём «инсерт» – маркировка текста
  • Найти в тексте примеры
  • Показать на карте объекты, о которых говорится в параграфе.

Проблема развития устной речи школьников приобретает всё большее значение, так как речь является убедительным примером духовной культуры личности. К сожалению, устная речь учащихся  характеризуется отсутствием образности, наличием штампов, ненужных заимствований, грубых выражений.

  • Сообщение – это широко распространённый вид устного монолога ученика. Для подготовки сообщения, ученик использует различные источники знаний, но часто просто пытается читать своё сообщение.
  • Предлагаю ученикам 7 класса подготовить интересный  факт о Южной Америке, но выступление должно длиться 1-2 минуты. А на итоговом уроке по теме, заслушиваем развёрнутые ответы на вопросы.  Так, в 9 классе, на итоговом уроке по теме «Хозяйство России», учащиеся отвечали на вопросы:
  • Почему завод чёрной металлургии построен в Череповце?
  • Почему в производстве цветных металлов велика роль Восточной Сибири?
  • Как связано направление животноводства с характером местных кормов? И т. д.

Необходимо учить учащихся пересказу текста – либо подробному, либо выборочному, либо сжатому.

Все эти приёмы формируют умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Формирование общеучебных познавательных действий, связанных с ИКТ-компетенцией - это поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств. Так, учащиеся 7 класса, готовят:

  • презентации об уникальных объектах природы на каждом материке, о типичных представителях растительного и животного мира, о культуре народов, о крупнейших странах и городах
  • интерактивные кроссворды.

К познавательным общеучебным действиям относится создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Этому способствует создание проектов. Например, в 5 классе при изучении темы «Путешествие по Африке», группы учащихся готовили проекты: «Путешествие на воздушном шаре», «Путешествие с караваном верблюдов», «Путешествие на лодке по реке», «Путешествие на автомобиле». Каждая команда выбирала район, давала рекомендации по экипировке, составляла схему маршрута с остановками, делала рекламу природных и культурных объектов по пути следования.

Особую группу познавательных УУД составляют знаково-символические УУД. Если в 5 классе для решения учебных задач дети делают рисунки, строят таблицы,  наносят на контурную карту маршруты путешествий, то в 6 классе задания становятся сложнее – нужно построить график, диаграмму или проанализировать готовые графики.  А в 7 и в 8 классе появляется работа по построению круговых и столбчатых диаграмм и анализ их.

Изложенный опыт – это лишь часть работы, которую я провожу на уроках. Нужно понимать, для чего используются те или иные приёмы и каких результатов мы хотим добиться. Результат:

  • Умение ставить цель и определять задачу
  • Развитие смыслового чтения
  • Развитие исследовательских учебных действий
  • Развитие коммуникативной компетенции.

Cсылки на источники

1. Белозерцева Л.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках географии  М. журнал «Концепт». 2016.

2. Белова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии М. «Вентана- граф». 2013.

3. Болотникова Н.В. Методические рекомендации к учебнику Е.М. Домогацких География 6 класс.

4. Валькова Т., Зайнулина Ф., Штейнберг Ф. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология М. журнал «Директор школы» №1 2005.

5. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения /материалы международной научной конференции/ Санкт- Петербург 2014.

6. Гин А.А. Приёмы педагогической техники  М. Вита-пресс. 2011.

7. Громыко Н.В. Метапредмет «Знание» М. 2001.

8. Громыко Н.В. Обучение схематизации М. 2005.

9. Лукьянова М.И. Личностно-ориентированный урок. Конструирование и диагностика М. Центр педагогический поиск. 2009.

10. Словарь-справочник по педагогике Мижанков В.А. М. 2004.