Тема урока "Секрет арочного моста"

Разделы: Физика


Предмет: физика.

Класс: 7.

Учебник (УМК): Перышкин А.В.Физика-7 – М.: Дрофа, 2013 г.

Тема урока: «Секрет арочного моста». Тип урока:  урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: 6 ноутбуков с выходом в сеть Интернет, 5 трибометров лабораторных с набором грузов, карточки с заданиями.

Время реализации занятия: 45 мин.

Цель урока: ознакомление учащихся с силой трения, видами трения, полезным и вредным влиянием силы трения.

Задачи урока:

  • в личностном направлении -  показать значение эксперимента в получении новых знаний, продолжить воспитание  интереса к физике и культуры поведения в учебном процессе; развивать исследовательские навыки;
  • в метапредметном направлении -  развивать умение наблюдать, выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, работать в группе, развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов истории, биологии;
  • в предметном направлении  – изучить природу силы трения, причины её возникновения, рассмотреть способы увеличения и уменьшения силы трения, выяснить значение силы трения в жизни человека; продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

формулируют и воспроизводят определение понятия темы;
определяют направление силы, точку приложения силы, от чего зависит сила трения, виды силы трения, способы увеличения и уменьшения силы трения

1, 2 уровень

Метапредметные

Регулятивные УУД

самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную; планируют собственную деятельность;
осуществляют контроль и оценку своих действий

1, 2 уровень

Познавательные УУД

проводят наблюдения, анализ, выдвигают предположения и осуществляют их экспериментальную проверку

2 уровень

Коммуникативные УУД

обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

2 уровень

Личностные

проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

3 уровень

Технологическая карта урока физики

Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть на уроке и каждому желаю хорошего настроения.

На ваших столах вы видите фрагменты картинок. Я попрошу вас отыскать недостающие фрагменты и собрать картинки на столе возле свободного ноутбука. Замечательно. У нас сформировались рабочие группы на урок. Прошу вас занять свои места. Вы получаете рабочий лист урока. Запишите всех представителей группы  в рабочий лист группы и выберете роли. Напоминаю, что в группе работаем дружно, уважаем мнение других и помним, что от работы каждого зависит результат всей группы. Как только группа справится с заданием, все вместе хлопают в ладоши.

Посмотрите на картинку, что вы можете сказать о силе, действующей на тело? Расскажите в трёх предложениях. Спикер озвучивает мнение группы. (Учитель использует для визуализации презентацию, созданную в Prezi.com https://goo.gl/Q7002T)

Скажите, как же держатся вместе части арочного моста? Посмотрите видеофрагмент. И снова попробуйте ответить на вопрос. Скажите, пожалуйста, какая сила удерживает детали моста вместе, и позволяет выдерживать серьёзные нагрузки?

Как бы вы сформулировали тему урока, ребята? «Секрет арочного моста». Какова же цель нашего урока? Узнать, какая сила удерживает детали моста вместе.

Прежде чем отправиться за разгадкой проверим, какой багаж знаний имеет каждая группа, для этого отправимся в полёт. На компьютере сетевой оператор открывает игру по ссылке https://goo.gl/01Nrn8  Полученную сумму баллов за игру разделите на 10 и запишите в рабочий лист.

Скрытая камера зафиксировала посадку самолёта. Посмотрите, пожалуйста, видеофрагмент. Как менялась скорость самолёта в ходе приземления? Что же привело к такому результату? Очевидно, на самолёт подействовала сила. Эта сила - сила трения. К каким источникам мы можем обратиться, чтобы изучить силу трения? Мы обратимся к интерактивному плакату. Сетевой оператор открывает презентацию «Сила трения» <Презентация>.

В ходе изучения материала, я попрошу вас в вашей тетради заполнить кластер «Сила трения» <Приложение 1>. Гость может сходить к другой группе и посмотреть кластер, задать вопросы по кластеру, оценить кластер по 10 бальной шкале.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Повторим виды деформации. Сжатие - присели, растяжение - потянулись, изгиб - наклоны вправо и влево, кручение - повороты, сдвиг - руки в стороны и двигаем верхнюю часть тела вправо и влево, нижняя часть тела неподвижна.
Какая часть кластера оказалась не заполненной? Как же можно измерить силу трения? Можно воспользоваться динамометром. Как нужно перемещать тело, чтобы динамометр показал нам силу трения? Проведём эксперимент и попробуем выяснить, от чего зависит сила трения. Посыльные получите задание <Приложение 2>.

Гость может сходить к другой группе и посмотреть выводы из экспериментов, посоветоваться и оценить по 10 бальной шкале. В природе и технике трение имеет большое значение. Оно может быть полезным и вредным. Когда трение полезно его стараются увеличить, а когда вредно - то уменьшить. Предлагаю вам решить житейские задачи <Приложение 3>.

Оцените ответы групп. Поставьте баллы в рабочий лист. Давайте вернёмся к картинке в начале урока. Теперь вы можете объяснить, почему арочный мост может выдержать большие нагрузки, и за счёт какой силы держатся детали моста? Действительно, детали моста держатся благодаря силе трения и, чем больше нагрузка на мост, тем больше сила трения. Подсчитайте количество баллов, полученных на уроке. Спикеры озвучивают полученный результат. Аплодисменты группе победителю.

Оценки за урок. Сегодня мы говорили о вездесущем, мешающем, но так необходимом всем нам явлении. Важность трения в жизни человек отобразил в пословицах и поговорках. Поэтому домашнее задание записать пословицы и поговорки на тему «Сила трения» в тетрадь, объясняя их физический смысл. На «5» объяснить физический смысл пословиц в презентации. Очень бы хотелось узнать ваше мнение по уроку. Я прошу вас продолжить фразы на стикере в программе Lino it. Перейдите по ссылке https://goo.gl/FXsY2d. На экране учителя появились стикеры с мнением ребят. Можно некоторые зачитать. Благодарю вас за отличную работу!