Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе "Страна сердца"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: помочь осознать собственную ценность и уникальность.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму;
  • формировать сознательное отношение к здоровому образу жизни;
  • приобщать к социально-нравственным ценностям через ознакомление с малыми формами фольклора (пословицы).

Развивающие задачи:

  • развивать умения рассуждать, логически мыслить, делать выводы;
  • развивать способность чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы;
  • развивать коммуникативные навыки и умения, расширять словарный запас детей за счёт слов «пульс», «кровеносная система», «артерии», «вены», «капилляры», «мышечный мешочек», «кислород», «углекислый газ»;
  • продолжать развивать познавательную активность в процессе эксперимента.

Образовательные задачи:

  • закреплять знания о строении собственного тела, расширять представления о своём организме;
  • формировать представления о работе сердца, показать значение сердца для всего организма и разъяснить роль вен и артерий в работе сердца;
  • знать простейшие правила для сохранения здорового сердца;
  • закрепить и обобщить знания детей  о том, что полезно и что вредно для сердца.

Оздоровительные задачи:

  • формировать любовь и сознательное отношение к выполнению физических упражнений и игр для работы и сохранения здорового сердца;
  • формировать правильную осанку;
  • использовать игровые упражнения.

Предварительная работа:

  • чтение энциклопедии «Я познаю мир»;
  • Г.Л.Шалаева «хочу стать врачом» (говорящий градусник);
  • беседа на тему «моё сердце»;
  • рассматривание плакатов «строение тела человека»;
  • игра электронная «операция»;
  • дидактические игры «полезно и вредно», «назови по-другому».

Приоритетные образовательные области: Познание, коммуникация.

Интеграция образовательных областей: Здоровье, художественная литература.

Виды деятельности: Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная.

Оборудование:

  • Карточки «что полезно и вредно для сердца».
  • Плакаты: «строение тела человека», «как устроен человек», «сердце», «кровеносная система».
  • Шприцы 20 куб и 5 куб на каждого ребёнка,
  • Груша с прозрачной гибкой трубочкой.
  • Баночки с подкрашенной водой «кровь».

Список используемой литературы.

  1. Г.П. Шалаева «Хочу стать врачом» издательство «Эксмо». Москва. 2003.
  2. Детская энциклопедия «тайны человека» Издательство «Астрель». 2007.
  3. «Маленький доктор» издатель Святослав Булацкий Книжный дом «Азбукварик Групп». 2013.
  4. «Почему сердце стучит, а живот урчит» Василий и Марина Ромодины, издательство «Питер». 2013.

Использование дополнительного материала:

Интерактивный мульти продукт «мой организм» (почемучки и отчевочки). ООО «Новый диск». 2010.

Ход занятия

Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Хотите? Путешествие будет не обычным, а по нашему организму.

А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

День и ночь стучит оно
Будто-бы заведено
Будет плохо если вдруг
Прекратится этот стук.

Ребята, хотите побывать в стране сердца? Закрывайте глаза.

- В путешествие, друзья, приглашаю всех вас я
- Организм наш очень сложен, все о нем узнать ты должен,
Части тела изучаем, как планету открываем:
Город глаз, село волос и поселок горло-нос
Показались мышцев горы, вот и легких косогоры
- Ну а эта что за дверца, открываем - страна сердца!

Ну, вот мы и оказались в стране сердца. Вот оно какое. (слайд 1)

Можем ли мы увидеть сердце? Почему?

Наше сердце защищает грудная клетка, мышцы и кожа. (слайд 2)

Да увидеть сердце мы не можем, а можем его … (услышать)

Давайте послушаем сердце друг у друга. Покажите, где оно находится, слева или справа? А теперь приложите ухо к груди своего соседа и послушайте. А теперь поменяйтесь.

Что такое сердце? Это полый мышечный мешочек. Полый, значит пустой. Вот шарик он полый внутри, но наполнен воздухом.

Как вы думаете, внутри сердца есть что-то или пустое как в мешке? Да, внутри  сердце не пустое, а очень сложное и удивительно интересное. (слайд 3).

Сердце - это мышечный мешок, он разделён стенкой как будто на две двухэтажные квартиры, и над каждой квартирой есть своя прихожая. В левую всегда приходит кровь богатая кислородом, поэтому она алая и яркая. А в правую приходит только темная кровь с углекислым газом. Как только эти прихожие наполняются, сердце сжимается и выталкивает кровь через специальные двери в комнаты. Когда и комнаты наполняются, двери захлопываются и кровь выходит через другие выходы. Стенки левой комнаты толще и сильнее для того, чтобы как можно дальше вытолкнуть алую кровь в один длинный путь по организму. А тёмная кровь с углекислым газом куда идёт? (в легкие) Там она поменяет углекислый газ на кислород и возвратится в сердце, но не в свой домик, а в соседний. Вот и получается, что кровь все время ходит в гости из одного домика в другой. (видео).

Ребята, а с чем можно сравнить работу сердца? (с часами, насосом). Хотите провести опыт, чтобы узнать, как сердце качает кровь?

Опыт за столом.

Груша это сердце, вода - это кровь, а трубочки - это сосуды. Сжали грушу и опустили трубочку в воду, разжали кулак, кровь наполнила сердце-грушу, а теперь сжали грушу и вытолкнули воду - кровь обратно в стакан. Сделайте так несколько раз.

А теперь весёлая игра, поиграть пришла пора.

Игра с движением:

Целый день стук да стук
Раздается сердца стук
Важный орган в груди
Постоянно стучит
Влево шаг, вправо шаг
Шаг вперёд, шаг назад
Шаг немного замедлять
Постепенно ускорять
Тук-тук наше сердце стучит
Тук-тук наше сердце как часы
Тук-тук бегай, тук-тук скачи
Не нужны будут врачи.

Сердце работает всю жизнь, доставляя кровь по всем сосудам. Но сосуды все разные. Одни плотные и широкие, другие узкие и длинные. На что похожи сосуды? (Показать карточку с наклеенными нитками). Толстые это артерии, по ним идет кровь богатая кислородом. По тоньше это вены по ним идет темная кровь с углекислым газом. Тонкие это капилляры. Они соединяют вены и артерии. Вот этот сосуд плотный и красного цвета, по нему идет кровь богатая чем? Как он называется?

вот сосуд синий, по нему идет кровь с ….. и называется он? а тонкий сосуд соединяет вену и артерию и называется?

Артерии находятся глубоко под кожей и между костями, а вены мы можем увидеть у себя на руке, они голубого цвета и просвечивают через кожу. Рассмотрите свои сосуды на запястье.

Движение крови через сердце по артериям, венам и капиллярам никогда не останавливается, и это движение называется КРОВООБРАЩЕНИЕ. (слайд 4)

На нашем теле есть точки, где мы можем почувствовать биение сердца. И это биение называется ПУЛЬС. Не обязательно прикладывать ухо к груди. Можно почувствовать его на руке. На запястье. Приложите указательный и средний палец к точке на руке и посидите тихо. Пульс стучит ровно.

Ребята, а наше сердце стучит одинаково, когда мы спим или бегаем? Почему не одинаково? (когда спим медленно, а когда бегаем быстро, так как надо много кислорода) А хотите проверить так ли это? Вставайте в круг. Игра «бег» под магнитофон. Теперь еще раз приложите пальцы к запястью, чувствуете, как сердце бьется? А как нам восстановить дыхание? (походить, подышать).

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ДЕТЬМИ.

Что надо, чтобы сердце было здоровым? (дети говорят и вешают картинку) Только здоровое тренированное сердце перегоняет кислорода больше, чем больное, слабое. Хотите проверить?

ОПЫТ ЗА СТОЛОМ.

Дети вначале набирают в шприц 5 куб воды и переливают в баночку. А потом шприцем 10 куб и переливают в баночку и сравнивают где больше.

Наше сердце содержит кровь, то есть жизнь. Сердце сравнивается с солнцем как с центром жизни. Народ придумал много пословиц про сердце.

Подумайте, как вы понимаете такую пословицу:

  • У человека золотое сердце.
  • У ребенка заболел палец, а у мамы сердце.
  • Ласковый взгляд, а на сердце яд.
  • Сердце могут называть по-разному.

СЕЙЧАС МЫ ПОИГРАЕМ В ИГРУ «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ»

Я бросаю мяч, а вы называете противоположное значение.

  • Доброе сердце - злое
  • Веселое - грустное
  • Храброе - трусливое
  • Здоровое - больное
  • Маленькое - большое
  • Ласковое - сердитое
  • Холодное - горячее
  • Отважное - пугливое
  • Любящее - ненавидящее
  • Жадное - щедрое
  • Медленное - быстрое
  • Одинокое - дружное 

Молодцы. Скажите, что мы сегодня узнали в стране сердца?

(Как оно работает, какие сосуды есть, как почувствовать пульс, что сделать, чтобы оно было здоровым.) Что вам понравилось больше?

А теперь нам пора возвращаться в группу. Закрыли глаза. Ну, вот мы и в группе. А на память о путешествии я дарю вам сердечки.