Формирование у дошкольников представлений о водоемах родного края на примере познавательной деятельности «Водные богатства нашего края»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формировать представления о природных источниках воды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений.

  • О.О. Познавательное развитие - Способствовать всестороннему развитию ребёнка, дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Познакомить с водоемами родного края. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Развивать логическое мышление.
  • О.О. Социально-коммуникативное развитие - Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.
  • О.О. речевое развитие – Развивать связную речь, творческие способности детей. Упражнять детей в умении изменять силу голоса, темп речи, в отчётливом произнесении слов со звуком [ Р ].

Материалы: Глобус; картинки с изображением озёр, рек и родников; карточки с загадками, значки «ЮЛП» (юные любители природы) по количеству детей.

Предварительная работа: Знакомство с глобусом, картами России и Поволжья. Беседы на тему воды и ее источников. Разучивание стихов. Подготовка сообщений об озерах Поволжья.

Ход деятельности

(Звучит аудиозапись «Шум ручья».)

В:

Наш дом родной, наш общий дом-
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря -
Всё называется Земля!

С этими строками объявляю заседание нашего кружка юных знатоков природы (ЮЛП) – открытым!

Подскажите, ребята, на какие 2 большие группы мы можем разделить природу?

Д: Живая и неживая.

В: Верно. И сегодняшнее наше собрание мы посвятим не живой природе.

А чему именно нам поможет разгадать вот этот клубочек, внутри которого спрятана разгадка. Сейчас мы встанем в круг и будем передавать клубочек друг другу. Тот, у кого он в руках должен назвать что-то относящееся к неживой природе. Повторяться – нельзя. Готовы?

Д: Да. Земля, ветер, горы, вода, камни, песок, лава, солнце, воздух, небо, звезды, солнце.

(Последний участник называет слово и открывает коробочку внутри клубочка там – капелька)

В: Ребята, вы уже догадались о какой части неживой природы мы поговорим?

Д: Да, о воде.

В: Верно, а сейчас предлагаю взглянуть на глобус. Это модель нашей планеты Земля, только уменьшенная во много раз. То, что обозначено голубым цветом это – океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. А есть еще реки и озера. Многие озера невероятно чистые и из них можно пить воду.

А давайте мы с вами вспомним, какие бывают природные водоемы, и для этого предлагаю вам заполнить соты.

Технология соты «Природные водоемы»

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Мотивационный

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним и назовем все виды природных водоемов.

Дети: Мы готовы!

II. Организационный

Предлагаю подойти к столу с карточками и каждому выбрать по одной с изображением природного водоема. По очереди подходите к сотам, и ставьте карточку в кармашек, называя выбранное.

Дети выполняют требуемое.

III. Деятельностный

Воспитатель помогает установить карточки, слушает ответы.

Дети ставят карточки называют водоемы.

IV. аключительный

Воспитатель:  Замечательно, вы назвали все верно.

Дети заканчивают работу.

В: Посмотрите, как много вы вспомнили природных источников воды. Все это – водные ресурсы Земли. Ребята, а вы знаете, откуда берется вода в озерах, океанах и куда она исчезает из пересохших рек?

Д: Испаряется. Дождик наполняет море и т.д.

В: Вы правы ребята. А чтобы не забыть предлагаю вам заполнить схемы круговорота воды в природе. Для этого поиграем в аквариум.

Технология аквариум «Круговорот воды в природе»

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Мотивационный

Давайте выясним откуда берется вода в озерах и океанах и куда она девается из пересохших рек.

Дети: Мы готовы!

II. Организационный

Предлагаю разделиться на две команды: Первая команда будет выполнять задание. А вторая команда встанет у них за спиной и будет наблюдать, как ребята выполняют задание, а после даст свою оценку.

Дети приступают к заданию.

III. Деятельностный

Воспитатель наблюдает за ходом деятельности.

Дети выполняют задание.

IV. Заключительный

Воспитатель:  Замечательно, а теперь можно убрать картинки.

Дети складывают картинки.

В: Вы верно выполнили задание. Отличная работа, юные знатоки природы. Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Озеро - ручеек».
Дети строятся друг за другом, руки кладут на плечи впередистоящему – это ручейки. По сигналу «ручейки бегут» дети бегут в колонне друг за другом. По сигналу «Озеро!» ребята, взявшись за руки, образуют круг – «озеро».

В: А как вы считаете, зачем нужна вода?

Д: Чтобы пить, купаться, поливать огород и т.д.

В: Вы все правы. Саша, пожалуйста, расскажи ты нам, для чего нужна вода?

Саша:

Для чего нужна вода?
(Евгений Груданов)

Для чего нужна вода?
Сразу даже не ответить.
Знают взрослые и дети -
Для всего нужна вода.

По воде корабль идет,
Лодка-лодочка плывет,
Здесь в воде у рыбки дом,
Хорошо, прохладно в нем.

Будем в садик собираться –
Утром надо умываться,
А когда в бассейн придём,
Так приятно плавать в нем…

Мама стряпает обед,
Без воды – обеда нет!
Загорелся чей-то дом?
Пламя мы водой зальём!

Если есть вода на грядке,
С урожаем – всё в порядке!
А зимой – каток из льда.
Лёд – замерзшая вода.

Вот ведь как! Вот это да!
Для всего нужна вода!

В: Спасибо, Саша. Теперь мы знаем для чего нужна вода людям. Но природа тоже нуждается в воде. Звери, птицы, насекомые и растения пьют воду, купаются в ней. Но есть такие представители живой природы, кому без воды придётся очень сложно. Я предлагаю вам их назвать, и заполнить наше дерево знаний.

Технология древо познания «Вода и живая природа»

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Мотивационный

Но есть такие представители живой природы, кому без воды придётся очень сложно. Я предлагаю вам их назвать, и заполнить наше дерево знаний.

Дети: Мы готовы!

II. Организационный

Предлагаю разделиться на пары. Каждая пара возьмет с дерева одну карточку, на которой обозначено представителей, какого царства, наиболее нуждающихся в воде вам нужно искать. Та пара, которой досталась карточка с восклицательным знаком, должна выбрать тех представителей живой природы, которые без воды – сразу погибнут.

Дети приступают к заданию.

III. Деятельностный

Наблюдение за ходом деятельности.

Дети выполняют задание.

IV. Заключительный

Замечательно, вы отлично справились с заданием.

Развешивают заполненные картинки на дереве.

В: Вы отлично справились с заданием. Всем нужна вода. Она – ценнейший природный дар. Богата природными источниками воды и наша страна. Ребята, давайте снова вернемся к глобусу. Кто покажет на нем и назовет нашу страну?

Д: Россия (показывают).

В: Вы правы. А теперь обратите внимание на доску, здесь перед вами уже часть нашего глобуса на плоскости – карта России. Кто готов показать на ней и назвать наш край?

Д: Поволжье, Поволжский (показывают).

В: Вы правы, ребята, перед нами карта Поволжья. В нашем краю очень много природных водоемов, представляющих не малый интерес и ценность. Я знаю уважаемые знатоки природы, что вы подготовили интересные сообщения о водоемах Поволжья. Предлагаю по очереди каждому, рассказать о выбранном водоеме.

Дети рассказывают каждый о своем водоеме.

В: Ребята, давайте, на память о нашей сегодняшней встрече, мы соберём  ваши страницы в одну большую книгу под названием «Водные богатства нашего края». Чтобы в любой момент открыть ее и найти нужную информацию.

Дети с помощью воспитателя скрепляют страницы и делают книгу «Водные богатства нашего края».