Конспект открытого урока "Развитие коммуникативных навыков методами сказкотерапии"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие умения замечать невербальные сигналы; сплочение детского коллектива, формирование навыков эффективной коммуникации, умение отличать правдивые высказывания от ложных.

Задачи: развивать умение оказывать помощь и решать проблемы, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в любых ситуациях, укреплять дружеские отношения детей, сплотить всех участников группы, способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы, развивать способность замечать общее между собой и другими, развивать умение договариваться и находить общее решение; развивать умение работать в команде.

Оборудование: просторный кабинет (сенсорная комната), спортивные маты, карточки с названиями различных существительных.

1 этап. Разогревающие упражнения

Ведущий. Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по Волшебной стране. В этой стране нас ждут разные приключения. А самое главное в этой стране живет злой волшебник Крокс. Он может помешать нашему путешествию. На нашем пути встает преграда, — это точно его колдовство.

Игра «Опасная река»

Ведущий. Ребята, перед нами появилась река, которой здесь не было! Она заколдована: вода в реке кипяток! Нам нужно переправиться на другой берег. Нужно грести слажено, чтобы не забрызгаться кипятком. Ведущий кладет маты друг за другом так, будто это лодки. Дети устраиваются в лодках, изображая, что в руках у них весла. По команде ведущего дети начинают «грести» воображаемыми веслами. Ведущий стремится к тому, чтобы добиться четких синхронных движения гребцов.

Игра «Пещера»

Ведущий. Только-только вам удалось переправиться через реку, как встретилась новая трудность. Волшебник наколдовал неприступные горы. Как же их преодолеть? Такая возможность существует. Можно пробраться через узкую пещеру.

Дети становятся парами друг за другом, берут друг друга за руки. Участники по одному проползают под руками своих одноклассников, совершив «путешествие по пещере», помогают другим. Процесс завершается после того, как все дети преодолеют пещеру. Если есть необходимость, действие можно повторить.

2 этап. Основное упражнение

Игра «Превращение»

Ведущий. Ребята, вы успешно преодолели все преграды, которые создал вам злой волшебник Крокс. Это отлично! Но впереди вас ждет новое испытание. Крокс прошептал заклинание и каждый из вас превратился… А в кого или во что, предстоит выяснить.

Я держу в руках карточки, на каждой из них написано слово. После того, как я раздам карточки, по моей команде вы перевернете свою карточку и прочитаете, во что вас превратил волшебник. Затем снова переверните карточку, чтобы никто не увидел надпись. (На карточках написаны существительные, например: сова, заяц, ветер, и т.д. Число карточек превышает количество участников).

Ведущий. Но есть две особенные карточки. На одной из них написано «Неуязвимый», на другой — «волшебник Крокс».Участник, кому достанется карточка «Неуязвимый», становится главным игроком. Лишь он оказался неуязвим для волшебства и сможет помочь расколдовать своихдрузей. Для этого ему нужно угадать, во что превращен каждый. Он не скрывает своей карточки и может всем сообщить, что он Неуязвимый. У него только пять минут, чтобы узнать, во что или в кого превращены его друзья. Если он догадается, то все участники будут расколдованы. Как же это сделать? Неуязвимый может задавать вопросы, а отвечающий только кивать или отрицательно качать головой. Неуязвимому необходимо за пять минут расколдовать как можно большее количество человек, потому что через пять минут Крокс снова заколдует каждого. Есть еще особая карточка «волшебник Крокс». Тот, кому она достанется, будет играть роль волшебника. Он не должен выдавать себя. Когда Неуязвимый будет задавать ему вопросы, Крокс может выдать себя за любой одушевленный или не одушевленный предмет, постараться запутать Неуязвимого. Если Неуязвимый догадается, что перед ним Крокс, и спросит об этом, то волшебнику придется сознаться и его волшебство исчезнет и все участники расколдуются. Главная задача Неуязвимого состоит в том, чтобы обнаружить Крокса, а затем расколдовать своих друзей. (Конечно, Неуязвимый может спросить у каждого, не является ли он волшебником. Если вопрос задан участнику, а не Кроксу, то Неуязвимый потеряет одну минуту из пяти. Ошибка не выгодна Неуязвимому).

3 этап. Обсуждение игры. Рефлексия

  • Какие моменты больше всего понравились?
  • Какое из заданий оказалось самым сложным?
  • Ощутили ли вы поддержку своих одноклассников?
  • Узнали ли вы что-то новое о своих одноклассниках?
  • Было ли трудно вычислить Крокса ?
  • В какой роли было выступать сложнее Крокса или Неуязвимого?

Выводы.

Значение психологического тренинга невозможно переоценить. Тренинг это тренировка определенных умений и навыков, в зависимости от поставленных целей и задач. Тренинги популярны среди всех возрастных групп, однако дети, наиболее благодарная аудитория. Дети с удовольствием принимают участие в играх, т.к. игровая деятельность для них является ведущей или была ведущей в недавнем прошлом (например, подростки). Психологический тренинг сплачивает участников, тренирует умение работать в команде, благоприятно влияет на микроклимат в коллективе, развивает личностные качества, коммуникацию, самопознание, кроме этого все участники получают массу позитива.

Литература.

  1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. Учебное пособие. Учебное пособие. Издательство «Ось-89». 2001.
  2. Вачков И.В. Метафорический тренинг. М. «Ось-89». 2006.