Интегрированный урок информатика + обществознание по теме "Социальная информатика"

Разделы: История и обществознание, Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)

Загрузить презентацию (17 МБ)


В жизни, как правило, преуспевает больше других тот,
кто располагает большей информацией.

Бенджамин Дизраэли

Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией и, наконец, информацией. В первобытном, рабовладельческом и феодальном обществах (в основе существования которых лежало ремесло) деятельность общества в целом и каждого человека в отдельности была направлена, в первую очередь, на овладение веществом.

На заре цивилизации (десятки тысяч лет до н.э.) люди научились изготавливать простые орудия труда и охоты (каменный топор, стрелы и так далее), в античности появились первые механизмы (рычаг и др.) и средства передвижения (колесницы, корабли), в средние века были изобретены первые сложные орудия труда и механизма (ткацкий станок, часы).

Овладение энергией находилось в тот период на начальной ступени, в качестве источников энергии использовалась Солнце, вода, огонь, ветер и мускульная сила человека.

С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации. Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (шумерские глиняные таблички и египетские папирусы). История создания устройство для обработки числовой информации начинается также ещё с древности – с абака (счетной доски, являющейся прообразом счетов).

С середины 90-х годов XX века – с той самой поры, когда Интернет из специализированной военной сети на деле превратился в глобальную Сеть, – представление об информационном обществе из красивой гипотезы неожиданно стало сугубой реальностью.

Существование человечества на планете Земля, формирование и развитие общества и государства связаны с информацией и обусловлены ею.

Информация – это фундаментальное научное понятие. Оно широко используется и в науке, и в повседневной жизни. Информация в истории развития цивилизации всегда играла определяющую роль и служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства.

Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации.

Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д.

В последнее время появилась новая категория культуры – информационная. Это вызвано тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы.

Кроме того, в новых жизненных условиях степень информированности одного человека напрямую зависит от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а следует научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Таким образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы.

Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека.

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике.

Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Применение ЭВМ стало обыденным делом, хотя совсем ещё недавно рабочее место, оборудованное компьютером, было большой редкостью. Информационные технологии открыли новые возможности для работы и отдыха, позволили во многом облегчить труд человека.

Современное общество вряд ли можно представить без информационных технологий. Перспективы развития вычислительной техники сегодня сложно представить даже специалистам. Однако, ясно, что в будущем нас ждет нечто грандиозное. И если темпы развития информационных технологий не сократятся (а в этом нет никаких сомнений), то это произойдет очень скоро.

С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы, появляется еще один интегрирующий мировой фактор. Это означает, что роль местных традиций, способствующих самодостаточному инерционному развитию отдельных элементов, слабеет. Одновременно усиливается реакция элементов на сигналы с положительной обратной связью. Интеграцию можно было бы только приветствовать, если бы ее следствием не становилось размывание региональных и культурно-исторических особенностей развития.

Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий, равно как без энергетических, транспортных и химических технологий, оно нормально функционировать не может.

Социально-экономическое планирование и управление, производство и транспорт, банки и биржи, средства массовой информации и издательства, оборонные системы, социальные и правоохранительные базы данных, сервис и здравоохранение, учебные процессы, офисы для переработки научной и деловой информации, наконец, Интернет - всюду ИТ.

Информационная насыщенность изменила МИР.

Социальный проект № 1. Проект «Социальная информатика»

Цель проекта: выяснить насколько часто учащиеся учебных заведений Партизанского городского округа пользуются «Информационно-коммуникационными технологиями.»

Задачи:

  • выявление преимуществ и недостатков ИКТ в общеобразовательной учебной среде.
  • проведение анкетирования в учебных заведениях города,а точнее: Школа №3, Приморский Многопрофильный Колледж, Владивостокский Базовый Медицинский Колледж. А также подведение результатов анкетирования.

Гипотеза: является ли общество информационным в учебных заведениях Партизанского Городского Округа.

План работы пошаговый:

1. группа разбилась на подгруппы по 3-4 чел.;
2. составление анкеты;
3. проведение анкетирования;
4. анализ полученных данных анкетирования.

Проблемами информационного общества являются:
- сокращение личного пространства человека, потеря анонимности;
- виртуализация человеческого общения;
- рост количества компьютерных преступлений;
- манипуляция сознанием с помощью СМИ.

У информационного общества есть и преимущества:
- это доступ к большому числу источников информации;
- возможность производить и транслировать информацию, а не только потреблять информационный продукт;
- значительное повышение качества жизни, доступности товаров и услуг;
- информационное общество позволяет своему гражданину реализовать различные идеи, которые возникли в его голове;
- общедоступность, непрерывность и дистанционность образования.

Образец анкеты
1) В результате опроса выяснилось, что коммуникационные средства среди школьников есть у 46 из 47, что составляет примерно 98%, и лишь у одного опрошенного его нет (2%). Среди студентов у 100% имеется коммуникационное средство, так же среди преподавателей. Итак, сделаем вывод. Среди всех опрошенных у 1,7% не имеется коммуникационное средство.

2) Интернет есть у 98% школьников, 2 % не имеют выхода в Интернет. Среди студентов доступ есть у 100%, так же среди преподавателей. Подведем итог: 1,5% всех опрошенных не имеют Интернета.

3) Поиском информации в Интернете пользуются 86,5% школьников, остальные 13,5% предпочитают другие источники, 100% студентов и 100% преподавателей используют Интернет. Таким образом, 12% опрошенных не используют Интернет при поиске информации.

4) Информацией из Интернета каждый день пользуются 78% школьников, 100% студентов и 90% преподавателей. Несколько раз в неделю используют 19% школьников и 10% преподавателей. Раз в неделю Интернет используют только 6% школьников. От сюда вытекает, что 78% опрошенных используют Интернет ежедневно, 16,5% несколько раз в неделю и 5% раз в неделю.

5) Информация из Глобальной сети Интернет всегда полезна 32% школьникам и 60% преподавателям. Почти всегда пригождается эта информация 45% школьникам,67 % студентам и 40% преподавателям. Редко она бывает полезна только 9% школьникам, а иногда полезна 13% школьникам и 34% студентам. Затруднились ответить только 2% школьников. Вывод можно сделать такой. Информация из Интернета полезна абсолютно всегда 35% опрошенных, почти всегда- 45%. Редко пригождается эта информация 7% всех опрошенных, иногда- 12% и затруднились ответить на этот вопрос 1%.

6) Информацию из Интернета в жизни применяют 85% школьников, 67% студентов и 100% преподавателей. В ходе работы наша группа выявила, что 87% опрошенных эту информацию применяют, остальные не используют ее.

И в заключение нам хотелось бы сказать, что наше общество достаточно информационное и находится на этапе развития ИКТ и идёт в ногу со временем.

Давайте вернёмся к гипотезе:
Итак, является ли общество в ПГО информационным, утверждать мы не можем, но на основе данных анкетирования мы можем предположить, что оно достаточно информационно.

Социальный проект № 2. Проект «Социальная информатика»

Современная Россия находится в состоянии активной трансформации и модернизации, наша страна начинает движение в сторону новой формы цивилизации – информационного общества. Мы, учащиеся 11 класса, задались вопросом: «Является ли население нашего города информационным?»

Нам с ребятами стало интересно, на какой ступени информационного общества находится наш город? Частично он информационный или полностью?

Цель проекта: исследовать, насколько общество в Партизанском городском округе является информационным.

Задачи:
- провести опрос среди сотрудников в Администрации, в медицинских учреждениях (Железнодорожная поликлиника г. Партизанск, Стоматология «Диана»), Сбербанке, ОАО «Хлеб»;
- исследовать в отдельности сферы общества на наличие информационных ресурсов;
- выяснить причины умения или неумения населения пользоваться новыми информационными ресурсами;
- сделать вывод об обществе ПГО: насколько информационным оно является.

Гипотеза: мы думаем, что население ПГО находится на начальной стадии формирования как информационное общество.

Этапы исследования:
1. обозначение списка учреждений для исследования и подтверждения или опровержения гипотезы;
2. совместное составление вопросов опросника;
3. разделение на малые группы по 2-3 человека;
4. работа малых групп в учреждениях;
5. подведение итога проведенной работы и подтверждение или опровержение гипотезы.

Первым действием нашей работы стало составление анкеты для каждой сферы общества. Участники проекта выбрали несколько организаций, такие, как: Администрация Партизанского городского округа, Железнодорожная поликлиника г. Партизанск, Стоматология «Диана», ПАО «Сбербанк», ОАО «Хлеб».

Затем разделились на небольшие группы по два-три человека и отправились на локации.

1. Администрация ПГО.
Опрошенные нами работники Администрации ПГО, в основном, возрасте 35-50 лет. Согласно проведенному анкетированию, у каждого из них имеются личные коммуникационные средства связи (смартфон, планшет, компьютер и т.п.), каждый из опрошенных пользуется компьютером на работе и дома, получает заработную плату на карту Сбербанка. Респонденты считают очень удобным и безопасным в наше время использовать пластиковую карточку. Каждый второй пользуется Интернетом и даже зарегистрирован в социальных сетях. Исходя из этого, мы сделали вывод, что в Администрации ПГО работают информационно развитые сотрудники.

2. Больница (Ж/д поликлиника и стоматология «Диана»)
Проверяем нашу гипотезу на сотрудниках и пациентах. Чтобы убедиться в теории, что наше общество частично не является информационным, мы решили заглянуть в место с большим скоплением разной возрастной категории, т.е. в больницу.
Первой локацией стала Железнодорожная поликлиника г. Партизанск. В ней оказалось больше количество пенсионеров, нежели молодых людей.
Конечно, на вопрос "Каким способом вы записались на приём к врачу?" в городской поликлинике все ответили, что через регистратуру.
На вопрос «Есть ли у вас личный коммуникационные средства связи?» лишь половина ответила: «Да», остальные ответили отрицательно. Можно заметить, что способы получения заработной платы разделились почти 50/50, кто-то получает наличными, а кто-то на карту. И на последний вопрос «Часто ли вы пользуетесь интернетом и информационными ресурсами?» все, кроме одного человека ответили отрицательно, т.е. почти никто не пользуется информационными ресурсами. Это подтверждает теорию, что наше общество не является полностью информационным, так как категория опрашиваемых людей в большинстве была пенсионного возраста. Следом мы направились в частную клинику (Стоматология «Диана»), в надежде на то, что там результаты об информационности нашего населения будут выше.
В частной клинике показатели оказали выше, чем в городской. Возраст опрашиваемых составил 40-70 лет. Количество людей, записавшихся на приём по телефону оказалось больше, чем через регистратуру. Это может обуславливаться тем, что, некоторым согласно ответам в анкетировании, по месту жительства легче добраться до этой клиники, а тем, кто не имеет такой возможности, приходится записываться на приём к врачу с помощью сотовых средств. Практически у всех пациентов оказались личные коммуникационные средства связи. Но, так или иначе, они получают заработную плату наличными. И большинство людей ответили на вопрос «Откуда вы узнали об этой частной поликлинике?», что через друзей или знакомых, т.е. благодаря общению с другими людьми, а не через рекламу в интернете или сайты организации.

3. Другая наша группа провела опрос в Сбербанке.
ПАО «Сбербанк» является местом, где скапливается большое количество людей с разной возрастной категорией: от 16 лет до 85, поэтому мы, не раздумывая, решили провести анкетирование именно в этом месте.
В анкетировании участвовали респонденты от 18 до 65 лет. Многие отказывались принять участие, но нашлись и те, кто с радостью откликнулся ответить на несколько наших вопросов.
На вопрос «Есть ли у вас личные коммуникационные средства связи?» все опрашиваемые ответили положительно. Оплачивают квитанции, госпошлины и штрафы 18% опрашиваемых через кассу, 77% - через терминал или мобильное приложение и 5% - через почту или другим способом. 83% опрашиваемых считают, что электронная очередь, как обслуживание в банке, является намного удобнее, чем живая очередь. Большинство людей получает заработную плату на карту.
Подведя итог анкетирования в Сбербанке, можно сказать, что молодому поколению удобнее пользоваться коммуникациями. Электронные очереди и безналичные способы расчёта привлекают их куда больше, чем обычные живые очереди и оплата услуг наличными купюрами. Люди постарше предпочитают получать заработную плату наличными, и они меньше, по сравнению с молодёжью, используют электронные средства.

4. ОАО «Хлеб».
Последней нашей локацией стало ОАО «Хлеб».
Наша группа провела анкетирование среди рабочих и сделали вывод, о том, что среди опрошенных у всех есть какие-либо личные коммуникационные средства связи (телефон, планшет, компьютер и т.п.). И это неудивительно, потому что, по статистике, в 2008 году более 89% населения имели какое-нибудь коммуникационное средство. Следующий вопрос заключался в том, чтобы выяснить какими коммуникационными средствами связи проще пользоваться в рабочих условиях. Анкетирование показало, что сотрудники ОАО «Хлеб» чаще всего пользуются сотовыми телефонами. Конечно же, в работе проще использовать телефон при важных сделках и поставках. Мы также узнали, что заработную плату получают на карту всего 36% опрошенных. Последний вопрос заключался в том, как часто рабочие предприятия ОАО «Хлеб» пользуются Интернетом. Опрос показал, что 82% опрошенных часто пользуется интернетом, 18% - по необходимости, либо не пользуются вообще.

Теперь можно подвести итог всей работы. Общество в Партизанском городском округе является частично информационным, так как в нашем анкетировании большинство принимавших участие – люди в возрасте от 20 до 45 лет. Но если посмотреть статистику нашего городского населения, можно сделать вывод, что подавляющее число составляют люди пенсионного возраста, которые относительно далеки от информационного общества, за редким исключением.

Молодое поколение и люди, работающие в сфере технологий, более развиты в плане умений и доступности к информационным ресурсам и коммуникационным средствам связи.

Уровень подготовленности некоторых слоёв населения нашего города к использованию современных информационных технологий остаётся на довольно низком уровне. Это может зависеть от возможностей человека, от его финансов, определённых знаний и умений, потребностей.

Но утверждать, что наше общество неинформационное, - НЕЛЬЗЯ!