Интегрированный урок истории и изобразительного искусства по теме «Художественная культура Древней Греции». 5-й класс

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО

Класс: 5


5 класс (2 урока).

Цель: ознакомление учащихся со стилями и сюжетами живописи Древней Греции по керамике, формирование понимание места и роли античного искусства в мировой художественной культуре.

Задачи:

  • Продолжить знакомство учащихся с искусством античности,  древними росписями, с Греческой мифологией; 
  • Развивать оформительские навыки учащихся в создании работ на заданную тему; аккуратность; самоанализ при выполнении работы;
  • Воспитать любовь учащихся к чтению книг, традициям Древней Греции и керамическому искусству этой страны.
  • Формирование УУД:
    • Познавательные:
      • способность к художественному познанию мира.
      • сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
      • выделять свойства предметов;
      • ориентироваться в пространстве.
      • Умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
      • Анализ объектов под разным углом зрения в зависимости от поставленного вопроса.
    • Регулятивные: Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
    • Коммуникативные:
      • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
      • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.
    • Личностные:
      • Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
      • Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности своей и класса на уроке.

Оборудование и материалы:

  • ИКТ (демонстрация презентации);
  • учебник «История»;
  • Плакаты – таблицы с изображением основных видов древнегреческих ваз, древнегреческого орнамента и сюжетов.
  • Иллюстративный материал с изображением чернофигурных и краснофигурных сосудов.
  • Художественные материалы.
  • Силуэтные заготовки древнегреческих ваз.

Зрительный ряд: книга «Искусство», изображение «Сосуды».

Музыкальный ряд: классика.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение цели урока.

Учитель ИЗО: Сегодня мы с вами будем говорить о стране, которая подарила миру величественные памятники архитектуры-храмы, скульпторов, произведениями которых люди  любуются и в наше время. Эту страну мы можем назвать матерью олимпийских игр. Благодаря ей мы знаем множество интересных мифов и легенд. Какая это страна?

Ответ учащихся (Это Греция)

Учитель ИЗО: В Древней Греции живопись почиталась наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой что и ваятели. Да и как могло быть иначе у народа, влюбленного в земную красоту. Самым ярким отблеском греческой живописи является сегодня керамика, дошедшая до нас в многочисленных, хорошо сохранившихся и нередко превосходнейших образцах.

Проблема урока: Давайте сегодня на уроке попробуем разобраться в стилях и сюжетах древнегреческой живописи по керамике.Для этого отправимся с вами в путешествие.

Звучит мелодия «Сиртаки».

II. Актуализация темы урока.

Учитель истории:

Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берет:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали
(с детства знакомы любому из нас
И Прометей, и Геракл, и Атлас).
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы
А посмотрите теперь каково
Было гончарное их мастерство!

- Сегодня мы с вами совершим путешествие по древнегреческому кварталу гончаров, прикоснемся к тайнам греческих мастеров.

- Назовите самый известный греческий город.

(Ответ учащихся)

- Конечно же, это Афины. Чем они знамениты?

(Ответ учащихся)

III. Формирование новых знаний.

Учитель истории: - Сегодня нас интересует один из районов города - Керамик. От  названия афинского  предместья Керамик, где работали искусные гончары, произошло слово «керамика». Что оно означает?

(Ответ учащихся)

- Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство.

Керамика была спутницей всей жизни античного  человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.

Греческие сосуды были очень разнообразны по форме. Овальные амфоры  с узкой шейкой и двумя ручками для хранения вина, зерна, растительного масла и меда.

Изящные гидрии – кувшин для ношения воды с горизонтальными ручками, чтобы поднимать их на голову, третьей вертикальной, чтобы снимать с головы.

Объемистые кратеры  с широким горлом - для вина смешанного с водой, обычного напитка греков.

Плоские с ножкой и двумя ручками, килики – чаши для питья.

Высокие, удлиненные лекифы – для душистого масла, и еще многие другие.

Учитель ИЗО: Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размер, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину - сюжетную роспись.

Орнаментом украшали ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые  - пальметта. Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным -  давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент – меандр.Любили греки изображать волну бутон лотоса (показ слайдов) Геометрический орнамент располагался горизонтальными полосками. Позже в рисунок стали включать условные, плоские,  стилизованные изображения фигур людей и животных.

Главная часть сосуда, его тулово, занимает картина, сюжетная роспись, на которой изображались мифологические сцены.

Учитель истории: - Греческая мифология (Мифология Древней Греции)

Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец.  Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира).

Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение,  которое соответствовало тому историческому периоду.

- Вспомните и назовите героев древних мифов. (Верховный Бог – Зевс; Клио – муза истории; Терпсихора – муза танца; Геракл – сын Зевса, совершивший 12 подвигов: умертвил девятиглавую гидру, задушил неуязвимого немейского льва и т. д.( за эти подвиги Зевс даровал ему вечную жизнь); Одиссей – царь острова Итака, известен своим умом и храбростью, о его странствиях повествует “Одиссея” Гомера (ослепил циклопа, проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, приковал себя к мачте); Ахилл – воин, младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым; бог моря Посейдон и его сын Тесей, который совершил немало подвигов, в кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка Ариадны; Гермес – сын Зевса, подаривший людям огонь.

- На дом было задано найти мифологический сюжет для использования в росписи и рассказать нам этот миф.

Ответ учащихся

Миф о Гере и Зевсе. В римской мифологии это Юнона и Юпитер.

Гера – покровительница браков и хранительница семейного очага, её муж – Зевс. Гера была очень ревнивой. Однажды богиня, не видя Зевса на его обычном месте, на Олимпе, стала его искать и заметила около реки необыкновенно чёрное облако. Гера спустилась вниз, чтобы рассеять это облако. Это был действительно Зевс, преследовавший прекрасную девушку Ио. Увидев, что на землю спускается Гера, он тут же превратил прекрасную девушку в белую корову. Гере он сказал, что любуется животным, прекрасным творением природы. Гера пожелала, чтобы корова жила у неё. Зевс не посмел ей отказать.

Гера приказала своему слуге Аргусу (древнеримский Аргос) стеречь корову. Аргус имел 100 глаз, он всегда закрывал лишь два каких-либо глаза, а остальными следил за коровой. Древние греки изображали Аргуса в виде старика со ста глазами по всему телу.

Зевс хотел спасти бедную девушку Ио и приказал Гермесу (древнеримский Меркурий) усыпить Аргуса игрой на флейте и убить. Что тот и сделал.

Гера, огорчённая смертью Аргуса, собрала все 100 его глаз и разместила их на перьях и хвосте птицы – павлине.

Разозлённая Гера превратила свою служанку в слепня и приказала постоянно кусать белую корову. Заколдованная девушка, спасаясь от укусов слепня бежала до самых берегов Нила, где без сил упала. Зевс, видя это, стал просить Геру пожалеть девушку и оставить её в покое. Гера согласилась, но с тем условием, что Ио никогда не вернётся в Грецию. С таким условием девушка опять приняла образ человека. С тех пор В Египте белая корова считается божеством и ей воздаются почести.

Миф про Персея и Медузу горгону.

У царя Акрисия была красавица дочь Даная. Ему было предсказано, что его внук лишит его престола. Поэтому он заточил свою дочь в бедную башню.

Однако Зевс уже был влюблён в Данаю и в виде золотого дождя проник в башню. В результате родился сын Персей.

Царь, узнав об этом, приказал Данаю вместе с сыном посадить в бочку и бросить в море. Зевс, видя это, волнами помог бочке прибиться к берегу острова. Где Даная жила с сыном счастливо, пока её не увидел царь того острова, который тут же в неё влюбился. Но ему мешал Персей, который защищал мать от посягательств царя.

Для этого царь велел Персею привезти ему голову горгоны Медузы. Понимая, что это очень опасно, Персей обратился за помощью к Афине, которая дала ему сандалии – самолёты, острый меч, шлем – невидимка, щит-зеркало. Благодаря этим дарам, Персей незаметно подкрался к спящим горгонам, и, глядя в щит-зеркало, отрубил голову Медузе горгоне и положил её в сумку. сандалии – самолёты помогли ему убежать от 2-х других горгон. Когда Персей летел над Африкой, то капли крови из сумки, падая на землю, превращались в змей. На берегу моря он решил отдохнуть и положил сумку на траву. Трава окаменела, так появился коралл. Прибыв на остров, Персей показал голову Медузы горгоны царю, и тот в тот же миг окаменел.

(Рассказ мифов сопровождается показом фрагментов росписей ваз)

Учитель ИЗО: В Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром.

Первенство же в керамике перешло к Афинам. Афинская керамика преобладала на античном рынке более 200 лет. В Афинах существовало два стиля вазописи.

- Возьмите зашифрованные тексты: среди букв выделите слова и сложите из них предложения. (работа в парах с зашифрованными текстами)

  • Спустястолетиемотивыфауныворнаментевазописиуступилиместочеловеческимфигурам.
  • Сначалафигурылюдейипредметыизображалисьчёрнымисилуэтамиспециальнымчёрнымлакомнаоранжевомфонеглины.
  • Затемнасилуэтахпроцарапывалисьдетали.
  • Такойстильсталназыватьсячёрнофигурнойросписью.
  • Позжепоявилсякраснофигурныйстильросписи.
  • Гончарыпроцарапывалифигурызакрашиваяпространствамеждунимичёрнымлаком.

Проверяем. Зачитываем предложения.

- Какой стиль, на ваш взгляд, более совершенный и трудоёмкий?

- В чём секрет чёрнофигурной росписи?

Ответ учащихся   (рисунки людей и животных заливались чёрным лаком и отчётливо выделялись на фоне глины).

- Великим мастером того времени был Эксекий.

- А как мастер добивался краснофигурной росписи?

Ответ учащихся (сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается черным лаком)

- Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими черными линиями, это позволяет прорабатывать мускулатуру, передавать тонкие складки одежды, волнистые локоны. Голову человека изображали в профиль. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции.

Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний. Самой излюбленной темой для живописцев была замечательная  мифология, насыщенная богами, героями и фантастическими существами. Древние греки любили своих богов, восхищались ими, сочиняли множество мифов - рассказов о богах. Сюжеты этих мифов они воплощали  в скульптуре, живописи и керамике.

IV. Физкультминутка. (упражнения для снятия утомления с мышц туловища, упражнения для мобилизации внимания)

Учитель истории: Чтение стихотворения О. А. Таратутина “Античные вазы” из сб. “Что я видел в Эрмитаже”.

Прекрасные эти античные вазы
понравились нам почему-то не сразу.
“Подумаешь вазы!” - подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала взглянули на них мы, скучая,
потом мы к одной пригляделись случайно,
потом загляделись… И может быть час
никак не могли оторваться от ваз.
То вазы-гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза с рисунком-рассказом!
…Герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает Медузу Горгону.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл
(и Гектор, как видно, лишается сил)…
А вот Артемида, богиня охоты,
из меткого лука стреляет в кого-то.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – Одиссей, подающий советы.
А это – кентавры… А это… А это…
Но мы описать и не пробуем враз
крупнейшую в мире коллекцию ваз.

V. Практическая работа.

- А теперь представьте себя в роли древнегреческих художников. Таблица с видами орнамента на доске. Варианты сюжетной росписи тоже. Вы можете изобразить сцену из любого мифа или нарисовать бога, богиню с их отличительными символами.

- У каждого из вас подготовлен шаблон, повторяющий силуэт древнегреческого сосуда. Ваша задача укрепить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи. При этом вы должны учесть следующее:

1. Выбор сюжета росписи.

2. Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Что-бы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе (показ на доске).

3. Сюжетное изображение дополняем орнаментальной полосой, характер-ной для античной вазописи. С элементами древнегреческого орнамента мы знакомились на прошлом уроке. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.

4. Изображая людей, передавая движение, пользуйтесь привычной для вас последовательностью. Сразу кистью, соблюдая пропорции, рисуем как бы скелет, а затем превращаем его в человека, наращивая объем и одевая .На последнем этапе прорисовываем тонкими линиями детали, складки одежды, мускулатуру, волосы и т.д.

5. Первая группа работает в чернофигурном стиле, вторая группа – в краснофигурном.

Учитель истории: Ребята, вам известно, что Греция – страна морская. Греки очень любили море. Пусть в работе вас сопровождает музыка морских волн.

(На протяжении работы звучит музыка)

VI. Подведение итогов урока.

  • Выставка работ учащихся
  • Опрос учащихся
  • Выставление отметок

Учитель истории:  Из истории мы с вами знаем. Что древние греки много путешествовали, вели обширную торговлю, поэтому я хочу, чтобы сейчас те изделия, которые у вас получились, мы поместили на этот древнегреческий корабль. Вот наш корабль, крепкопалубный, весла и мачты. Корабль быстролетный, подобный крылу или мысли. Загрузивши товары, у богов мы попросим защиты, мачту поднимем и белый на мачте расправим мы парус. Ветер попутный поймаем и выйдем в широкое море. Путь наш нелегкий к чужедальним лежит берегам.

Учитель ИЗО: Ну а мы с вами еще раз удивимся и полюбуемся красотой формы и росписи древнегреческих сосудов.

Тысячелетия отделяют нас от древних греков, неузнаваемо изменился мир, но до сих пор произведения античного искусства доставляют нам художественное наслаждение и служат нормой и образцом.

VII. Рефлексия.

  • Вам понравилось на сегодняшнем уроке?
  • Что вы узнали нового и интересного для себя? 

Список литературы.

  1. Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. с франц. О.В. Волкова; Предисл. проф. В.И. Авдиева. -М.: Искусство, 1992. - 269 с., ил.
  2. Легенды и мифы Древней Греции Н.А. Кун.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954. 451 с.
  3. Мифология древних народов мира. Мифы Древней Греции. Режим доступа: http://www.mythology.ru
  4. Энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии. Antigua. Режим доступа: http://www.greekroman.ru