Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить и обобщить правописание слов с безударной гласной в корне слова;
  • Учить распознавать на слух безударные гласные.

Развивающие:

  • Развивать у детей самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание.
  • Способствовать обогащению словаря и письменной речи.

Воспитательная:

  • Прививать интерес и любовь к русскому слову.
  • Вырабатывать привычку делового сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.

Задачи:

Предметные:

  • организация деятельности по упражнению в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения;
  • развитие умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор;
  • развитие навыков оценки и взаимооценки правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения, навыков самоанализа и взаимоанализа успешности участия в диалоге.

2. Метапредметные:

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
  • интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; учителем.
  • ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные:

  • освоение способов работы с учебной книгой;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

Коммуникативные:

  • освоение и активное использование речевых средств для решения задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли,
  • инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

ТИП УРОКА: урок обобщения и закрепления знаний.

Форма проведения урока: комбинированный.

Методы: информационно-рецептивный, эвристический, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.

Оборудование: учебник “Русский язык” 1 часть для 3 класса, авторы Канакина, смайлики настроения, индивидуальные карточки, карточки с дифференцированными заданиями, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд)

- Дорогие ребята!
- Начинаем наш урок!
Чтобы он пошел вам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь думать, рассуждать.
Будьте старательны и внимательны –
И успех к вам придет обязательно.

-  Сегодня на уроке у нас присутствуют гости: ваши родители, администрация и учителя нашей школы, давайте поприветствуем их.

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень легко.

- Ребята! Садитесь, пожалуйста.

Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка.

И отправимся мы с вами  в гости к старому и мудрому дедушке Корню, немного погостим в его стране и выполним несколько заданий, которые дедушка Корень приготовил для нас.

II. Проверка дом. задания.

А начнем мы с проверки домашнего задания. Каждый из вас работал над проектом «Семья слов», образовав слова от одного корня.
Заслушаем несколько проектов.

Ответы  детей : корень  - лес, слова -………….

Заслушивание нескольких детей с проектами (у доски + показ проекта)

- Как можно назвать слова, которые образованы от одного корня?

Однокоренные___

- Вижу, большинство из вас справились с заданием, МОЛОДЦЫ!

- После урока, оформим выставку ваших работ.

- Посмотрите внимательно на свои однокоренные слова и выберите те, которые подходят к схеме.

ПРИВОДЯТ ПРИМЕРЫ (СХЕМА НАРИСОВАНА на слайде)

- Какие значимые части входят в состав этих слов? (приставка, корень, суффикс, окончание)

- Что такое корень?

Ответы детей: Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

- Что такое приставка?

Ответы детей: Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Что такое суффикс?

Ответы детей: Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

- Что такое окончание?

Ответы детей: Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.

– Могут ли слова существовать без КОРНЯ?

Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много.

Правит в своей стране мудро и справедливо.

И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты.

Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!

С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание.

III. Словарная работа (слайд 5)

Мы подошли к одному из домов страны русского языка.

Но двери закрыты. 

А открыть их нам помогут ваши знания.

Прочитайте слова.

Что можно про них сказать, что это за слова? (словарные слова, с непроверяемыми гласными, написание которых надо знать

ВЕТ.Р

Б.рёза

П.ГОДА

Р.сунок

ОБЛ.КО

Л.гушка

Запишите в тетрадь, вставляя пропущенную букву или подчеркните ее и поставьте ударение.

Проверим. Взаимопроверка

Смайликом оценить работу соседа

- Какие гласные вставили? (называют)

Проверьте получившийся ряд букв: е, о, а, и, я (Слайд 6 )

- Пропишите эти буквы каллиграфически правильным почерком всю строку, чередуя.

IV. Сообщение темы урока

– Прочитайте еще раз буквы.

– Чем они интересны? (В безударном положении требуют проверки.)

– Как проверить безударную гласную? (Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.)

– Как вы думаете, какова  тема нашего урока. (Правописание Безударных гласных в корне слова.)

– Совершенно верно, мы будем закреплять умение писать слова с безударной гласной в корне и, главное!, проверять их.

Ну, вот двери дома  и открылись, перед нами тема урока.

V. Актуализация знаний

Прежде, чем приступить к работе по этой теме, надо  составить алгоритм написания безударной гласной в корне, т.е. пошагово определить действия, которые мы выполняем, проверяя безударную гласную.

Поможет Дедушка Корень

1. РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Дедушка Корень ставит перед нами грамматическую задачу - записать предложение, вставив пропущенные гласные.

По л.сной п.лянке проб.жала рыжая л.са.

Давайте разберёмся.

Что необходимо сделать, чтобы правильно написать безударную гласную? (подобрать проверочное слово)

- Какое слово будет проверочным к слову лесной?  Почему?  ЩЁЛК

Пробежала, полянке, лиса – аналогично  ЩЁЛК ЩЁЛК  ЩЁЛК

-   ЗАПИшите  предложение, вставив пропущенные буквы

- Подчеркнуть главные члены.   ЩЁЛК

- Итак, ребята, скажите, что надо сделать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?

Ответ детей: Нужно подобрать однокоренное слово так чтобы безударный гласный стал ударным, или изменить форму слова?

- Хорошо. Давайте прочитаем в учебнике это правило. (читает ученик)

Чтение учебника правило  стр. 104

2. Составление алгоритма

В конвертах – на партах – собрать по порядку – проверка по эталону.

В ваших корзиночках  лежат «рассыпанные» шаги алгоритма.

Соберите алгоритм по порядку.

- Что у вас получилось? Проверим по эталону

АЛГОРИТМ

 Прочитай слово.
 Поставь ударение.
 Выдели корень.
 Определи безударную гласную.
 Подбери проверочное слово. 
 Напиши (вставь) безударную гласную.

3. Первичное закрепление.

Проверим, как работает алгоритм.

Приготовьте вееры с гласными. Дедушка Корень просит вас вставить в слова ту безударную гласную, которая из него убежала.

Тренажер с б/г + веры (слайды 11-18 до … бежать)

VI. Физминутка

Нам пора немного отдохнуть. Потанцуем с цыплятами

Слайд 19. Щелчки!!!

Комментированное письмо.

- Откройте учебник на с. 105  упр.195 (1 часть)

1. Чтение задания

2. Чтение слов, доказать, что однокоренные

3. Запись + проверочное слово (по образцу)

– Используя алгоритм написания безударной гласной в корне и образец в учебнике и на доске, выполним упражнение с комментированием (1 часть)

VII. Дифференцированная работа (разноуровневые задания)

 – Мы продолжаем прогулку по стране Русского языка, дедушка Корень приготовил для вас задания разные по трудности, выберите задание по силам  (каждый уровень на листах разного цвета).

- Подпишите карточки.

На работу - 3 минуты (песочные часы)

- Ознакомьтесь и приступайте к их выполнению самостоятельно на карточках. (см. приложение)

ПРОВЕРКА (по времени?)

- Итак, проверим. (если есть время) (если нет – отложите карточки)

- Поднимите руку, кто выполнял карточку голубого цвета.

- Прочитайте задание.

(спросить одного ученика, поставить оценку)

- Поднимите руку, кто выполнял карточку жёлтого цвета.

- Прочитайте задание.

(спросить одного ученика, поставить оценку)

- Поднимите руку, кто выполнял карточку фиолетового цвета.

- Прочитайте задание.

(спросить одного ученика, поставить оценку)

VIIӀ. Работа в группах

– Продолжим прогулку.

Перед нами река, но непростая, а река Ошибок.

Чтобы перебраться через неё нужен мост. Построим его, найдя и исправив ошибки.

- БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

- Каждая группа получила  текст, в котором допущены ошибки. Ваша задача эти ошибки найти и исправить.

У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.

Проверка

  • Какие ошибки вы здесь встретили?
  • Давайте исправим ошибки (объяснения детей)
  • А теперь запишем предложение, в котором были ошибки под диктовку.

Только слово “они” я заменю словом “книги.» – (если есть время)

Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.

– Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?

– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?

ӀX. Итог урока

– Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной.

– Ребята, давайте вспомним  правило, без которого мы  с вами не можем обойтись, записывая слова с безударной гласной в корне?

Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье, 
Чтоб развеять все сомненья.

- Назовите алгоритм написания слов с безударной гласной в корне.

На уроке труда мы склеим наш алгоритм.

XI. Рефлексия

- Вот наше путешествие и закончилось! Вы дружно поработали. Корень вами очень доволен.

Он хочет увидеть ваше настроение - смайлики.

Вывод: я думаю, кто не испытывал затруднений у него настроение хорошее. Но, а кто испытывал трудности, не успевал,  не огорчайтесь, мы ещё будем работать над этой темой.

XII. Оценивание

- Спасибо за работу на уроке.

XIII. Домашнее задание

С. 104 - правило, упр. 195 (2 часть) к словам подберёте проверочные и запишите по образцу.