Методические рекомендации по обучению пересказу художественного текста детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


При обучении пересказу детей старшего дошкольного возраста необходимо большое значение придавать выбору произведения для пересказа.

При подборе произведения учитывать содержание, познавательность и объем текста. Также необходимо учитывать и доступность лексического и грамматического языкового материала.

Структура занятия по обучению пересказу детей старшего возраста включает в себя:

1. Вводная часть: проводиться беседа с включением подготовительных заданий. Она настраивает детей на восприятие произведения, выявляет и уточняет их представления на определенную тему.

2. Введение в тему: целесообразно использовать в этой части игры, отгадывание загадок о персонажах, активизация лексического материала.

3. Чтение текста воспитателем: очень важно выразительно прочитать, интонационно выделяя диалоги действующих лиц. Перед первичным произведением не следует делать установку на запоминание текста для будущего пересказа так как это может отвлечь ребенка от целостного восприятия художественного произведения.

Текст следует читать два раза в целях организации восприятия, направления внимания на важные смысловые моменты. А также на некоторые смысловые особенности.

При повторном чтении использовать прием завершения детьми отдельных незаконченных педагогом предложений. Дети должны закончить предложение нужным словом или словосочетанием. Для этого отбирают предложения, содержащие обозначения вводимых в действие рассказа новых персонажей, существенных предметов изображаемой обстановки, тех или иных действий. Также при повторном чтении идет демонстрация наглядного материала к тексту.

4. Лексический разбор текста.

Вопросы, задаваемые детям, должны быть четко продуманы. Кроме вопросов выявляющих понимание ребенком того, о чем говориться в тексте, что он узнал нового, каковы основные черты главного героя и чем он ему понравился, необходимы и такие вопросы, которые раскрывают форму литературных произведений. Это вопросы, выявляющие как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какие интересные слова и выражения больше всего запомнились и понравились детям, показались им необычными.

Такая беседа закрепляет целостность восприятия литературного произведения в единстве содержания и художественной формы.

5. Планирование рассказа.

При пересказе художественно-литературного текста используют методику моделирования сюжета произведения с помощью условно-наглядной схемы.

6. Повторное чтение текста.

Чтение текста педагогом с установкой на запоминание для будущего пересказа.

7. Пересказ текста детьми.

Пересказа проводится с опорой на наглядность или без нее по одному-двум фрагментам или целиком рассказу. Очень важно с каким настроением педагог слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное настроение и отношение удивительным образом помогает самому застенчивому ребенку.

8. Анализ и обсуждение детских пересказов.

При анализе отмечать такие качества составленного рассказа, как полнота, последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту. Особенно обращать внимание детей на удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов творчества.

В ходе коллективного обсуждения пересказа дети по указанию педагога могут вносить свои дополнения, указывать на допущенные ошибки.

9. Рисование.

Этот этап очень эффективный в обучении пересказу. После пересказа текста детям предлагается выполнить рисунок по собственному выбору на сюжет произведения. Вспомнить, как был описан в рассказе этот предмет или место действия, которое они хотят изобразить. После этого дети самостоятельно, еще раз могут составить фрагмент пересказа с опорой на свой рисунок.