Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Посылка Деда Грамотея»

Разделы: Работа с дошкольниками


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Область «Познавательное развитие»:

  • развивать познавательную активность, любознательность;
  • уметь на слух определять звуки природы и называть их;

Область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;
  • развивать сотрудничество, взаимопомощь, умение слушать других;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Область «Речевое развитие»:

  • развивать монологическую речь, умение отвечать на вопросы;
  • учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах;
  • закрепить умение делить слова на слоги;
  • развивать интонационную выразительность;
  • развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;
  • упражнять в умении придумывать слово с заданным звуком
  • закрепить знание гласных и согласных звуков.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

  • Конверт, письмо, карточка с цветком, загадки, карточки для игры «Магазин»
  • 5 ключей и замков
  • Сундучок
  • Книга Азбука (Букварь)
  • Магнитофон с записями звуков природы

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)

Воспитатель: Сундучок-то не простой! С пятью замками! Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети старшей группы!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Дед Грамотей.»

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Вместе с письмом Деда Грамотея в конверте лежит карточка с изображением цветка. Что это за цветок?

Дети: Мак.

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове Мак. Какой первый звук?

Дети:М-м-м…

Воспитатель: Звук М. Давайте попробуем пропеть этот звук. М-м-м… Получается? А что нам мешает?

Дети: Губы

Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове Мак?

Дети: М-аааа-к! Звук А.

Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.

Дети: А-а-а…

Воспитатель: Звук "А" можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?

Дети: Гласный.

Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук К и определяют, что он не поётся, а значит он согласный.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)

Задание №2.

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!

Над лугами, над водой
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло. 
Ребятишек радует
Цветная … (радуга).

Утром дед спросил у внучки:
Почему не моешь… (ручки)

Михаил играл в футбол
И забил в ворота…(гол)

Солнце светит очень ярко,
Бегемоту очень … (жарко).

Где обедал воробей?
В зоопарке у…(зверей)

У себя в саду Андрейка
Поливал цветы из… (лейки)

Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему…(поможет)

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель:Молодцы, справились со вторым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже два замка открыты. Устали? Давайте теперь отдохнем. Угадайте, кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино. В Сказке « Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся,  
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл,
Ключик так и не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Вот еще одна загадка от Деда Грамотея:

Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Вот и третье задание с третьим ключом. Сейчас мы с вами послушаем звуки природы. Слушать надо внимательно! Какие звуки вы услышали? (ветер, ручеек, дятел, лягушка, соловей, кукушка, утка и т.д)

Давайте разделим эти слова на слоги. (Дети делят слова на слоги с помощью двух приемов: с помощью руки, подставленной к подбородку и с помощью хлопков).

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты!

Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю.

(Дети отгадывают: строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание №4.

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.

  • Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев…)
  • Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака…)
  • Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка…)
  • Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время…)
  • Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол…)
  • Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек…)

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» четвертый замок).

Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,
Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание №5.

Воспитатель: Слушайте последнее, пятое задание! Это игра «Магазин». Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.

А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К»: картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.

Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М»: молоко, масло, макароны, сметана, мука.

(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)

После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!

Дети: Это Азбука!

Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим Азбуку в книжный уголок, будем изучать буквы и скоро научимся читать! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Все молодцы!