Путешествие на остров Чунга-Чанга (конспект комплексного открытого занятия для детей подготовительной к школе группы со специалистами различного профиля (учитель-логопед, тифлопедагог)

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: систематизировать представления об объектах и явлениях окружающей действительности на основе использования LEGO-технологий.

Задачи:

  • закрепление навыков чтения и звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления;
  • закрепление обобщающих понятий по различным лексическим темам;
  • закрепление знаний антонимов;
  • развитие общей моторики;
  • создание положительного настроения у всех детей.

Оборудование: письмо от животных с острова Чунга-Чанга, карточки с буквами и предметными картинками,  лото «Карта острова», постройка корабль из крупного конструктора LEGO и Сенсино с набором «Животные» в качестве штурвала, 2 тренажёра-черепашки, крупные математические бусы, дидактическая игра «Четвёртый лишний», 2 фитбола с ручками «Кенгуру», лото «Антонимы», игрушка попугай, картинки с изображением попугаев «Найди отличия», деревянные «кочки», игрушка слон,  карточки с названиями животных и схемы к этим словам, «сундук с сокровищами» (коробок с шоколадными медалями), магнитофон, кассета с записями детских песен «Чунга-Чанга», «Я на солнышке лежу», «Ничего на свете лучше нету», для антуража в зале пальмы из крупного  LEGO, «озёра» - круги от Бомбалео.

Ход занятия

Тифлопедагог: - Ребята! Животные таинственного острова Чунга-Чанга прислали нам письмо. (Читает текст письма).

Здравствуйте! Мы обитатели острова Чунга Чанга. У нас очень жарко. Мы слышали, что в вашем детском саду очень умные дети и хотим это проверить. Приезжайте к нам в гости и, если вы справитесь со всеми нашими испытаниями, то мы отдадим вам свои сокровища. До скорой встречи!

Логопед: - В такое опасное путешествие может отправиться только сплочённая общим девизом команда. Давайте узнаем этот девиз.

Перед детьми в строку разложены карточки с буквами и предметными картинками, заменив которые на первые буквы из их названий, дети смогут прочитать девиз. При отгадывании первой буквы названия, картинка переворачивается. С другой стороны, написана отгаданная буква.

О(Дерево)   И(Нож)    (Забор)А    В(Самолёт)ЕХ    (Вишни)   C(Ежи)    (Замок)А    О(Дом)   (Нитки)О    (Гусеница)О

Получается:

ОДИН ЗА ВСЕХ, ВСЕ ЗА ОДНОГО!

Далее следует размышление над значением данного девиза.

Тифлопедагог: - Давайте соберем карту, чтобы узнать, где расположен и как выглядит остров Чунга-Чанга.

Перед детьми большой лист основа лото, на котором в своеобразной матрице расположены предметные картинки. К каждой картинке есть загадка. В раках у тифлопедагога карточки, с одной стороны которых аналогичные картинки, с другой же стороны элементы карты. При угадывании детьми загадки тифлопедагог им вручается картинка-отгадка, которая помещается на основу лото в соответствующую ячейку. После разгадывания всех загадок, все карточки переворачиваются тыльной стороной, и пред детьми открывается «карта острова».

Загадки «Подскажи словечко»:

Сам он круглый, а не мяч.
Рта не видно, а кусач.
Голой ручкой не возьмёшь,
А зовётся это… (Ёж)

Летом на болоте
Вы её найдёте.
Зелёная квакушка -
Кто это? … (Лягушка)

Перед волком не дрожал.
От медведя убежал.
Но лисице на зубок
Всё ж попался… (Колобок)

За рекой они росли.
Их на праздник принесли.
На веточках иголки
Что же это?... (Ёлки)

Любит он на солнце греться,
В полосатое одеться.
И, как сахар он на вкус,
А зовут его… (Арбуз)

Когда нежданно и протяжно
Вдруг тишину нарушит звон,
И голос друга издалёка
Тебе подарит.. (Телефон)

Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту
Межпланетную… (Ракету)

Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший.. (Одуванчик)

Под песенку «Чунга-Чанга» дети грузятся на корабль и «плывут» на остров, попутно крутят «штурвал»-Сенсино. Смотрят на выпавших на рулетке Сенсино животных и припоминают, относятся они к животным жарких стран или нет, могут ли они попасться им на острове. (корова, жираф, заяц, собака, слон и т.д.)

Тифлопедагог: - Мы приплыли. Причалили. На этом острове очень горячий, раскалённый песок и просто так по нему ходить нельзя. Только звери могут нам помочь добраться до сокровищ. Если мы будем правильно выполнять их задания. А вот и первые жители Чунга Чанги.
Звучит «Я на солнышке лежу».

Мудрые черепахи перевезут на своих спинах тех, кто разгадает загадку «4-й лишний».

Карточки по 4 картинки:

Мяч, кепка, скакалка, роликовые коньки
Ромашка, колокольчик, клевер, подосиновик
Сова, попугай, кузнечик, ворона
Коза, лошадь, свинья, мышь
Золотая рыбка, дельфин, щука, утёнок
Гусь, собака, курица, утка
Телевизор, компьютер, лягушка, магнитофон
Учебники, альбом для рисования, тетради, кровать
Жираф, верблюд, слон, медведь
Мяч, кактус, пирамидка, заводная машинка
Кресло, стул, плюшевый мишка, диван
Котёнок, лисёнок, цыплёнок, зайчонок

Дети, разгадавшие задачу, становятся на спину тренажёрам-черепашкам и, перенося вес тела с левой ноги на правую и наоборот, движутся вперёд до математических бус, олицетворяющих безопасную зону в тени пальмы.

Логопед: - Дальше нашими экзаменаторами и помощниками будут кенгуру. Тут надо сыграть в игру «А наоборот».

Детям предъявляются парные карточки антонимов. По паре на человека и на фитболе-кенгуру переправляются к попугаю.

Пары:

  • грязный – чистый
  • узкий – широкий
  • грустный – весёлый
  • редкий – частый
  • низкий – высокий
  • пустая – полная
  • кривая – прямая
  • лысый – волосатый
  • медленный – быстрый
  • твёрдый – мягкий
  • короткий – длинный
  • старый - молодой

Тифлопедагог: - Попугай сам никого перевозить не будет, но он подскажет нам, к кому идти дальше. Взамен же он просит найти отличия между этими двумя картинками.

Выполнив задания попугая, детям предстоит пройти по кочкам к слону-хранителю сокровищ. (Играет «Ничего на свете лучше нету»).

Различия: с хохолком – без хохолка, с ресничками – без ресничек, с пятном на груди – без пятна, летит – сидит, в лапках цветок – в лапках ветка, однотонное крыло – крыло с узорами, хвост с узорами – хвост однотонный.

Логопед: - А вот задание слона: «Подобрать к напечатанным названиям животных соответствующие им схемы звукового анализа».

После этого логопед отодвигается в сторону, открывая детям сундук с сокровищами.

  • К – красный круг – гласный звук
  • С – синий круг – твёрдый согласный
  • З – зелёный круг – мягкий согласный

6 слов и 6 схем

     Кобра       

     СКССК 

     Акула       

     КСКСК

     Кенгуру       

     ЗКССКСК 

     Бегемот       

     ЗКЗКСЗС

     Носорог       

     СКСКСКС

     Верблюд       

     ЗКССЗКС

Дети благодарят животных острова Чунга-Чанга и возвращаются домой: по кочкам, на кенгуру, на черепахах и на корабле.

Педагоги констатируют, что дети достойно справились с испытаниями обитателей острова Чунга-Чанга и получили от них приз – сокровища потому, что оказались умными и дружными, помогали друг другу, были «Один за всех и все за одного!»