Ознакомление с окружающим миром в старшей группе ДОУ по теме «Морские чудеса»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Задачи:

  • Образовательная: познакомить детей с многообразием морских обитателей, учить выделять признаки различия и сходства между рыбами.
  • Развивающая: развивать познавательный интерес, желание узнавать об особенностях, образе жизни и приспособленности живых организмов к морской среде обитания; развивать мышление, память, речь, умение анализировать; развивать фантазию и воображение.
  • Воспитательная: воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: в конвертах картинки с морскими обитателями, плакат с изображением морского дна, магнитная доска, презентация «Морские чудеса», ноутбук.

Предварительная работа: чтение рассказов о морских обитателях, рыбах, наблюдение за аквариумными рыбками.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправиться в путешествие. Путешествовать мы будем на яхте «Победа» вместе со знаменитым капитаном Христофором Бонифатьевичем…. (Врунгелем). Слайд 1

Отгадайте загадку, куда отправимся.

Направо вода и налево вода
Плывут здесь суда и туда и сюда
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток. (Море) Слайд 2

- Правильно, мы будем путешествовать по морям и океанам.

Капитан Врунгель: Ребята, какая на вкус морская вода? (Солёная)

Капитан Врунгель: Можно ли её пить? Почему?

Капитан Врунгель: В морской воде растворены минеральные вещества и соли, которые полезны для здоровья. В ней содержится йод. В морской воде полезно купаться. А вот пить её нельзя! Поэтому настоящие путешественники запасаются пресной водой.
Любой путешественник брал с собой карту. Слайд 3

Капитан Врунгель: Посмотрите на карту. Большую часть Земли занимают моря и океаны. Океанов на Земле 4: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский. Морей очень много. Ребята, какие моря вы знаете? Верно, есть Белое море, Красное море, Чёрное море, Каспийское море ……

 - Ребята, каким цветом изображены моря и океаны на карте? (голубым)

Воспитатель: Путешествие начинается! Слайд 4

Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать о море, какое оно? ( красивое, глубокое, синее, чистое….) Слайд 5

Капитан Врунгель: Море бывает разным. Во время шторма море бывает чёрным. Слайд 6

- Море может быть синим, голубым, зеленоватым, красноватым, с белыми гребешками. Слайды 7-9

Капитан Врунгель: Сейчас мы погружаемся в морские глубины. Слайд 10

- Как вы думаете, ребята, есть ли растения в море? Как они называются? (Водоросли)

Слайд 11

Капитан Врунгель: Знаете ли вы, как называются эти водоросли? Кто из вас пробовал морскую капусту? Это – ламинария, или морская капуста. Слайд 12

 Воспитатель: В ней содержится много витаминов! Водоросли используются в приготовлении кофе, какао, мороженого и хлеба. Из морских водорослей добывают полезнейшую вещь - агар-агар, который применяют для приготовления желе, зефира, мармелада. Слайд 13

Водоросли содержатся в некоторых видах бумаги, красках, в оболочке колбас. Нужны они для приготовления лекарств.

Капитан Врунгель: Знаете ли вы, кто живёт в море? (ответы детей)

- Внимание! Кого вы видите? (рыб) Слайд 14 Это – рыбы-ласточки.

Чем похожи все рыбы? (У них есть голова, туловище, хвост, плавники, тело покрыто чешуёй. Дышат жабрами. В воде плавают.)

- Посмотрите, какие диковинные рыбы обитают в морях!

Слайд 15

Капитан Врунгель: Рыба-топор излучает зелёно-синий цвет.

Слайд 16

Капитан Врунгель: Рыбу – камбалу трудно увидеть, она меняет свой цвет, сливается с морским пейзажем.

Слайд 17

Капитан Врунгель: А вот маленькие рыбки, которые могут ездить на других животных с помощью присосок. Их называют рыбы-прилипалы.

Слайд 18

Воспитатель: Следующего морского обитателя вы назовёте, разгадав загадку.

На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской... (конек)

Вы узнали эту рыбку?

Это – морской конёк. Он плавает вертикально.

Капитан Врунгель: Морские обитатели очень красивы! Некоторые из них очень опасны! Опасны морские дракончики. Слайд 19

Спинной плавник этих хищных созданий представляет собой веер ядовитых игл. Если неосторожно наступить на них, то вскоре место укола распухает и поднимается температуры. Пострадавшего необходимо срочно показать врачу.

Можно столкнуться с морским котом. Слайд 20 Это скат, на хвосте которого есть ядовитый шип. Он колет каждого нападающего на него. Красива крылатка. Слайд 21

Своё название она получила из-за больших грудных плавников, немного похожих на крылья. Другие имена крылатки - рыба-зебра или рыба-лев.

Слайд 22-24 Очень опасны рыба-шар, рыба-камень, морской ёж.

Надо помнить лишь одно правило: чем пестрее раскраска рыбы и необычнее ее форма, тем она ядовитее. Нужно быть осторожным, приближаться к ним и трогать нельзя!

Воспитатель: Посмотрите! Приближаются….

Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают...
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
"Разговаривать" умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины.
Людям тонущим …(дельфины.) Слайд 25

Воспитатель: Что вы узнали о дельфинах из загадки? (ответы детей)

Воспитатель: Слайд 26 Угадайте этого морского обитателя.

У нее такая пасть!
Каждый может в ней пропасть.
Зубы острые сомкнула
Рыба хищная —... (акула)

Это крупная морская хищница. У акулы несколько рядов загнутых назад зубов.

Словесная игра «Что может делать акула?» (Акула плавает, прячется, догоняет рыбу, охотится……)

Капитан Врунгель: Слайд 27. Ребята, а как зовут эту обитательницу морских глубин? Это – рыба – молот. Это акула – грозный хищник. Известны случаи нападения на людей.

Капитан Врунгель: Морских чудес не перечесть! Среди морских обитателей есть рекордсмены.

Слайд 28

Китовая акула – самая крупная рыба-долгожитель. Длина её 18 метров, весит 40 тонн, живёт до 70 лет. Эта акула миролюбива, питается рыбой.

Воспитатель:

Ты уже дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне.
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. Слайд 29

Удивительно красивы морские звёзды. Если морская звезда повредит лучик, то он отрастает заново, как хвост ящерицы.

Воспитатель: Игра в прятки «Найди всех морских звёзд и скажи, где они прятались.» Слайд 30

- Сколько морских звёзд играли в прятки? (10)

Капитан Врунгель: Слайд 31Синий кит – самое крупное животное в мире. Длина его – 30 метров, весит 160 тонн. Он в 23 раза крупнее африканского слона.

Капитан Врунгель: Слайд 32 Ребята, как вы думаете, умеют ли рыбы летать? Четырёхкрылая летучая рыба способна совершать самые дальние для рыб перелёты. Крыльев у неё, конечно, нет. Это плавники, которые помогают ей совершать полёт над водой. Так эти рыбки спасаются от хищников.

Воспитатель: Знаете ли вы этих обитателей морских глубин?

Слайд 33. Это - креветки - десятиногие обитатели океанов.

Воспитатель: Слайд 34. Угадайте следующего обитателя моря. Это самое необычное существо. У него прозрачное студенистое тело в форме зонтика или колокольчика. Если попадёт на берег, она высыхает на солнце. Догадались? Это – медуза. Среди них есть ядовитые. Трогать руками их нельзя!

Воспитатель: Слайд 35 Физкультминутка под песню «А рыбы в море плавают вот так»

Кто бывал у моря – Я!
Да, конечно вы бывали,
А если были, то, наверное, видали.
Что в море очень много разных всяких жителей.
А ну-ка, покажите нам морских любителей!!!

Припев:

А рыбы в море плавают – вот так!
Волна морская двигается в такт
А волны покоряют высоту,
А мы с тобою видим красоту.
А рыбы в море плавают вот так,
Волна морская двигается в такт,
Жемчужина, что в ракушке живет,
Вместе с нами песенку поёт!

Молодцы ребята! Да!!!

Дальше с вами продолжаем.

И по морским глубинам весело шагаем.
Шаг вправо, шаг влево – на месте все танцуем смело.
И чтобы настроенье было целый год –
Веселее хлопайте народ!!!

Припев.

Как хорошо! А дружба есть у нас,
Не будем повторять мы старых фраз.
Весною, летом, осенью, зимой
Не покидает нас она с тобой.
Давайте же друг друга понимать,
А это значит только помогать.
И дружбу не теряйте никогда
И будете вы счастливы всегда.

Припев.

Воспитатель: Прекрасен подводный мир. Сколько загадок он хранит! Нам пора возвращаться.

Слайд 36

Воспитатель: Что произошло? За бортом нашего корабля мусор: целлофановые пакеты, пластиковые бутылки….. Какое-то чёрное пятно на поверхности воды? Что же произошло?

Капитан Врунгель: Это нефть. Недалеко отсюда проходил корабль. Он наскочил на подводную скалу. Нефть разлилась по воде.

Как вы думаете, пострадают ли обитатели моря? Какие? (Ответы детей)

Капитан Врунгель: Пострадали птицы садились на воду, а потом не могли взлететь, потому что нефть склеила их крылья. Погибли водоросли. Морские обитатели уплыли как можно дальше. Они не могли жить в отравленной воде. Много лет пройдёт, пока вода очистится от нефти, в ней смогут вырасти водоросли, вернутся рыбы и другие морские обитатели.

Люди стали задумываться, как легко ранить природу. Как трудно её вылечить.

Как вы думаете, что нужно делать, чтобы море было чистым? Что можете сделать вы? (Не мусорить на пляже, убирать мусор.)

Капитан Врунгель: Помните, ребята, что ваше здоровье зависит от здоровья морей и их обитателей. Берегите природу! Помогайте ей! Соблюдайте чистоту, находясь на отдыхе на берегу моря. Здорова природа – здоровы и вы!

Капитан Врунгель: Мы вернулись на борт корабля. Заполним журнал исследования морских глубин.

Слайд 37

Воспитатель: Перед вами силуэты морских обитателей. Угадайте их. Кто изображён в верхнем левом углу? В верхнем правом углу? Между ними? В нижнем левом углу? В нижнем правом углу?( По щелчку мыши появляются цветные изображения животных)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как красивы морские жители!

Воспитатель: Давайте составим коллаж «Морские обитатели». (Дети открывают конверты и готовые изображения помещают на плакат с изображением морского дна.) Слайд 38

Воспитатель: Какие морские обитатели появились на коллаже? Что нового о них узнали? Что вам запомнилось больше всего? Что вам понравилось? Хотели бы вы еще продолжать знакомиться с обитателями моря?

Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось. Спасибо за работу.

Источники информации.

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., - 2008. 128 с. http://bookfi.net/g/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%87%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9D.%D0%90.
  2. Загадка про дельфина https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-ryb/zagadki-pro-delfinov/
  3. Загадка про море http://kidwelcome.ru/zagadki-dlya-detei/pro-more
  4. Красивые, но опасные обитатели морей и океанов - https://travel-society.livejournal.com/183203.html
  5. Слова песни «А рыбы в море плавают вот так…» http://tekstanet.ru/5/Detskie-pesni-Barbariki/tekst-pesni-A-rybki-v-more-plavayut-vot-tak
  6. Чем полезны морские водоросли - http://www.prosto-mariya.ru/chem_polezny_morskie_vodorosli_173.html