Формирование аналитических видов речевой деятельности у детей

Разделы: Логопедия


Читая детям сказки, необходимо задуматься: «Правильно ли понимает и истолковывает смысл сказки ребенок?» Ведь современному ребенку мало просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытый смысл и жизненные уроки.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления, воспитывают в ребенке человечность – способность человека сопереживать чужим несчастьям, радоваться успехам другого.

Понимая смысл сказки, у ребенка появляется желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает аналитические способности. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Дошкольники сталкиваются с такими сложней­шими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и ковар­ство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

С чего же начать работу по формированию аналитических видов речевой деятельности у детей? Прежде всего необходимо правильно выбрать сказку. Текст должен быть интересным,  малого объема и по насыщенности, и по содержанию, обязательно содержать в себе проблему и, конечно, не должен нести вреда.

Текст необходимо разделить на несколько частей, и по окончании каждой, проводить беседу по содержанию прочитанного, анализировать ситуацию: определить личностные свойства и характеры героев, отношения между участниками событий; дать социальные характеристики; акцентировать внимание на элементах окружающей обстановки, важных для понимания содержания, правилах и обычаях, принятых в данной среде; обратить внимание детей на сведения о предшествующих действиях, которые важны для текущих событий.

Такую работу лучше проводить   с подгруппой детей одного возраста, начиная с простых текстов с последующим усложнением.

В качестве примера такой работы предлагаем  сказку «Соловей»  и вариант ее анализа. Текст этой сказки отличается тем, что в нем лишь описываются действия героев и отсутствует какое-либо толкование событий. Все причинно-следственные связи по содержанию требуется установить самостоятельно, поэтому данную сказку рекомендуем для детей 6-8 лет, при условии, что дети уже имеют некоторый опыт анализа сказок.

Разбирая данный текст, мы будем решать следующие задачи:

- анализ и обобщение текстовой информации,

- установление причинно-следственных связей между событиями,

- восстановление скрытой информации,

- расширение представлений о средствах и возможностях коммуникации,

- выделение и использование паралингвистических средств.

Сказка поделена на три части для удобства анализа и обобщения информации. Педагог дает пояснения малоизвестных слов и выражений по ходу чтения, в готовом виде, чтобы не отвлекать детей от понимания содержания текста.

Соловей

В доме у богатого купца жил в клетке соловей. (Купец - .) Ничего не жалел купец для своего соловья — ни зерна отборного, ни воды ключевой, — а соловей ему песни пел. (Отборное зерно – самое лучшее зерно; может быть, из целой горсти выбрали одно зёрнышко! Ключевая вода – вода из ключа, то есть родника, – самая чистая и вкусная.)

Вот собрался однажды купец в дальние края. Узнал об этом соловей и просит:

— Послушай, хозяин, ты ведь едешь ко мне на родину.

Передай моей родне от меня поклон. (Родня – то же, что и родственники.) Да скажи, что я жив, здоров и ни на что не жалуюсь.

Согласился купец и отправился в путь.

  1. Где жил соловей? (В клетке, в доме у купца).
  2. Что было хорошего в жизни соловья? (Хозяин его любил, заботился о нём, вкусно его кормил)
  3. Подумайте, а чего еще мог хотеть соловей? Мог ли он грустить? Мог ли он на что-то пожаловаться?  (Что живет в неволе, вдали от своей родины, от своей родни, не может общаться с другими соловьями).
  4. Куда однажды собрался купец?
  5. О чем его попросил соловей?
  6. Что значит «передать поклон»?

Долго ли, коротко ли он ехал — а приехал в ту страну и пошёл разыскивать соловьиную родню. И увидел он сад дивной красоты, а в том саду на каждом дереве соловьи сидели и пели.

— Здравствуйте, соловьи! — сказал купец. — У меня дома живёт в клетке ваш брат. Он просил передать поклон своей родне и сказать, что сам он жив, здоров и ни о чём не тужит. (Это значит, ни о чем не печалится.)

Тут один соловей подогнул лапки и упал с ветки замертво. Купец поднял его, осмот­рел и бросил на землю. Соловей тут же ожил и улетел. И остальные соловьи снялись с ветвей и улетели. (Это значит, вспорхнули, покинули свои ветви.)

  1. Напомните мне, что рассказал купец родственникам соловья? Как вы считаете, родственники поверили, что соловей, живущий у купца, ни о чем не жалеет?
  2. Что произошло далее?
  3. Не показалось ли вам странным поведение этого соловья? Как вы думаете, соловей действительно умер - или только притворился мертвым? Как вы думаете, произойдет ли в дальнейшем какое-то событие, из которого нам все станет понятным? Вы можете предположить, что случится далее?
  4. До того, как слушать дальше, давайте кратко перечислим события, случившиеся  в дивном саду:
  5. купец передал родственникам соловья, что тот живет у него в клетке и ни о чем не тужит,
  6. один из соловьев упал с ветки замертво,
  7. купец поднял птицу и отбросил прочь,
  8. соловей встрепенулся и взлетел на дерево. (Эти действия можно даже показать на игрушках.)

Вернулся купец домой, рассказал своему соловью, как дело было.

— Поклон твой я передал, — сказал он, — а вот тебе привета не привёз. Как услышал твой брат весточку от тебя, так и упал замертво. А потом ожил и улетел. Так ничего и не сказал.

Загрустил тут соловей, перестал зерно отборное есть и воду ключевую пить, а наутро смотрит купец — лежит его соловей в клетке кверху лапками и не дышит. Взял купец мертвую птичку и в окошко выкинул.

А соловей сразу встрепенулся и, весело распевая, взлетел высоко-высоко.

— Спасибо, хозяин, что привез мне добрый совет! — сказал он хозяину на прощание и полетел к себе на родину.

  1. Как вы думаете, соловей действительно заболел, или это была хитрость? С какой целью он притворился мертвым?
  2. А как он узнал, что это позволит ему оказаться на свободе?
  3. Вспомните странное поведение соловья в дивном саду. Было ли его притворство случайным (или же он таким способом постарался подсказать своему брату, как тот сможет выбраться на свободу)?
  4. А как он понял, что его брату, живущему в неволе, требуется совет?
  5. Как вы думаете, если бы соловей, живущий в неволе, прямо попросил купца спросить у своих родственников-соловьев, как выбраться на волю, купец выполнил бы его просьбу? Тогда скажите мне, слова соловья, что он ни о чем не тужит, - это обычные слова или это скрытая просьба о помощи, которую купец должен был передать соловьиной родне?
  6. А если бы соловей из дивного сада сказал бы в ответ: «Да пусть притворится мертвым, - тогда хозяин выбросит его на улицу, и он освободится из клетки», - купец пересказал бы эти слова своему соловью?
  7. Таким образом, соловей через купца обратился за помощью к своей родне, используя, на первый взгляд, нейтральные, ничего особо не значащие слова. А его родственник в ответ на рассказ купца своим поведением «подсказал», как решить проблему и выбраться на волю. Купец передал слова своего соловья его родственникам, а затем, вернувшись, рассказал о поведении одного из братьев, не ведая о том, что соловьи использовали его для решения своих проблем. Соловьи оказались очень умными и находчивыми.

Закончив обсуждение сказки, можно провести  упражнение на ознакомление с паралингвистическими средствами:

- Вы уже поняли из содержания сказки, что можно передать сообщение разными средствами. Сейчас мы немного еще потренируемся. Миша (имя ребенка из группы), я тебе задам вопрос, а ты постарайся ответить, не используя слов: - Твоя фамилия Петров?

Педагог называет реальную фамилию - ребенок должен кивнуть головой. Так педагог обращается еще к 1–2 детям.

- А теперь ты мне ответь: тебя зовут Маша?

Педагог называет неверное имя – ребенок должен покачать головой. То же – еще с 1–2 детьми.

- А сейчас новый вопрос: Катя, какая погода в Москве будет через неделю? Вера, что вам приготовят сегодня на обед?

Ребенок должен пожать плечами.

- Тема, у тебя какое сегодня настроение? Как можно показать, что хорошее?

Можно поднять большой палец, зажав остальные в кулак.

- Наташа, какое у тебя настроение?

- Есть еще один жест, показывающий, что все хорошо. Педагог соединяет большой и указательный пальцы в кольцо, остальные пальцы поднимает вертикально («ОК»). Всем понятно, что означает эта фигура?

- Я сейчас покажу вам определенное движение, а вы объясните, в каких ситуациях человек его использует.

Далее обсуждается несколько позиций.

  1. Педагог хмурит брови, одновременно упирая «руки в боки».
  2. Педагог гладит ребенка по голове.
  3. Педагог «хватается за голову», делая соответствующее выражение лица.
  4. Педагог грозит кому-то (движение указательным пальцем).
  5. Педагог машет рукой в знак прощания.
  6. Педагог хлопает в ладоши.
  7. Педагог прижимает указательный палец вертикально к губам.
  8. Педагог «отдает честь».

К каждому жесту нужно придумать ситуацию. Можно также спрашивать, когда дети или их близкие использовали эти движения в повседневной жизни. Некоторые из жестов можно вводить не посредством демонстрации, а задавая вопрос, например: - Если ваш родственник или знакомый уезжает, какое движение рукой вы используете?

- А теперь вспомните все жесты и движения тела, которые мы сегодня называли. Вероятно, не следует спрашивать детей, какие еще жесты им известны, чтобы не вспомнили нежелательные: «кукиш» и похуже того. Хотя это знаки, используемые в реальной жизни.

Мы называли слово «жест». Как вы понимаете его значение? Это движение рукой или иными частями тела, которое имеет определенное значение и всеми людьми воспринимается одинаково.

Важно, что все жесты, которые мы сегодня использовали, всеми понимаются одинаково. Так же, как и слова. Эти знаки используются в общении между людьми так же часто, как и слова