Образовательный туризм как средство усиления практической направленности в обучении географии

Разделы: Общепедагогические технологии


Ни для кого не секрет, что в последние годы в школе идет снижение интереса к изучению географии. Почему это происходит? География – практико-ориентированный предмет, связанный с формированием картины мира, которая должна быть яркой и образной. Поэтому на первый план преподавания географии выходит практическая направленность обучения. Необходимо расширять границы образовательного пространства через использование современных технологий. Одной из таких технологий является образовательный туризм, который рассматривается как высокоэффективная технология обучения и одновременно как форма организации учебного процесса [1]. Данная технология объединяет образование и туризм. Поэтому образовательный туризм – это процесс образования человека за пределами школьной среды. Под образовательным туризмом В.Л.Погодина понимает «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами» [1]. Формы его разнообразны. Это могут быть познавательные и учебные экскурсии, прогулки в природу, походы выходного дня, образовательные туристические поездки, туристские слеты, краеведческие конференции и выставки, квесты, геокешинг… Образовательный туризм дает возможность закреплять изученный на уроках материал на практике, развивать умения находить решения в нестандартных ситуациях, формировать навыки проектной и исследовательской деятельности.

Как же можно использовать образовательный туризм при изучении географии? Прежде всего, через организацию учебных экскурсий. Географические экскурсии проводятся для закрепления теоретических знаний, развития практических умений наблюдения за природными процессами и наблюдениями, приобретения конкретных знаний о природе родного края. Анализ учебной программы по географии показывает, что количество экскурсий по учебному плану минимально: 5 класс - экскурсия на метеостанцию (если она есть), «Путешествие по экологической тропе». 9 класс – экскурсия на местное предприятие производственной или непроизводственной сферы. Но наличие резерва позволяет учителю спланировать проведение экскурсий и по другим темам курса.

Особенностью и гордостью нашей школы является школьное лесничество «Внуки Берендея», которое действует с 1969 года. При лесничестве организована экологическая тропа и дендроучасток. Экологическая тропа служит удобным «тренажером по развитию натуралистической наблюдательности». Для любой школы важны маршруты, проходящие недалеко от школы. Это очень удобно для проведения учебных экскурсий, рассчитанных на один урок: «Лес – часть географического ландшафта Земли», «Разнообразие природных комплексов нашего региона», «Охрана природы и лесное хозяйство в Камешковском районе». При изучении темы «Биосфера» организуется экскурсия по дендроучастку, где представлены растения, типичные для нашей местности, и из других природных зон.

Экологическая тропа используется и при проведении уроков-практикумов: «Изучение состава и структуры растительных сообществ. Составление описания растительного сообщества», «Измерение азимутов и расстояний на местности», «Составление топографического плана местности», «Изучение почвенного покрова», «Составление экологической карты окрестностей экотропы», фенологический практикум.
Интересно для ребят и проведение геокешинга. С давних пор тема поиска кладов окружена атмосферой притягательной таинственности. Во все времена поиск сокровищ был для человечества увлекательным занятием. Но лишь с появлением двух великих изобретений - Интернета и спутниковой навигации - эта задача для избранных превратилась в игру для всех. Участники игры не только осваивают возможности GPS приемников и ищут точки - объекты, но и выполняют задания. Они могут и самостоятельно разрабатывать маршруты и задания, что не менее интересно и познавательно, чем определять объекты заданного маршрута и искать ответы на вопросы.

Большие возможности для проведения разнообразных экскурсий, практикумов предоставляют программы внеурочной деятельности: «Я – географ-следопыт» (5 класс), «Я – землевед» (6 класс). Данные программы предусматривает разработку маршрута путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам. По планированию в 5 классе на темы «Почувствуйте себя экотуристами!», «Почувствуйте себя экскурсоводами» отводится по 2 часа, в 6 классе на тему «Почувствуйте себя экотуристами!» - 2 часа. Для проведения занятий были разработаны образовательные маршруты. Маршрут «Русский лес» на территории комплексного заказника регионального значения «Патакинская роща» и эколого-краеведческий маршрут по поселку Новки. На предварительном занятии рассматриваются вопросы: экотуризм и его виды, экотуристы; виды ООПТ, их значение. Учащимся предлагается выбрать объект, который они будут изучать самостоятельно. Это могут быть деревья, кустарники, описание ООПТ, исторические памятники. Ребятам дается домашнее задание: найти в литературе, сети Интернет интересную информацию о своем объекте, написать небольшое сообщение (2-3 мин.), выучить материал, подготовиться к выступлению. По ходу маршрута каждый ребенок выступает в роли экскурсовода, кто-то фотографирует или снимает на видео. Таким образом, школьники осваивают различные роли (экскурсовод, слушатель, видеооператор, корреспондент).

Образовательный туризм – вид активной познавательной деятельности с элементами отдыха и досуга. Именно это предоставляется при организации и проведении экологических экспедиций, палаточных лагерей. Первый лесной лагерь школьного лесничества действовал с 1979 по 1992 гг. Вновь был организован в 2013 году. Это стало возможно благодаря тесному сотрудничеству с ГУ «Единая Дирекция ООПТ Владимирской области» и Владимирской областной общественной организацией «Всероссийское общество охраны природы». Место организации лагеря определяется необходимостью изучения особо охраняемых природных территорий Владимирской области (по заданию Единой дирекции ООПТ). В экологическом лагере предусматривается ситуация, когда весь коллектив увлечен более глубоким изучением родного края и практическим подкреплением знаний, полученных на уроках, в стенах школы. При изучении ООПТ формируются навыки самостоятельных исследований по изучению состояния ООПТ Владимирской области. Ребята проводят геоботаническое описание, флористические и физико-химические исследования по специальным методикам. Учащиеся выявляют и дают оценку влияния деятельности человека, что помогает обосновать необходимость конкретных природоохранительных мер на обследуемой территории. По результатам изучения оформляются исследовательские работы, представляемые на конкурсы разного уровня. В условиях лагеря создаются условия и для совместного отдыха, общения, культурной организации досуга ребят.

Таким образом, в рамках деятельности лесного палаточного лагеря познавательная деятельность обучающихся направлена на изучение природы родного края, что приводит к получению практико-ориентированных знаний, умений и навыков, повышению уровня межпредметных знаний.

Большим потенциалом обладают и совершаемые школьниками туристические экскурсии и поездки по территории Владимирской области, по городам «Золотого кольца России». Экскурсия в поселок Мстера, знакомство с народными промыслами: иконопись, вышивка белой гладью и красным швом по льну, чеканка, гравировка, скань. Посещение стекольного производства в г. Гусь-Хрустальный. Экскурсия в музей завода имени Дегтярева г. Коврова, знакомство с ассортиментом выпускаемой продукции. Посещение и предприятий Камешковского района. Рассказы экскурсоводов помогают «оживить» страницы учебников. Все это расширяет кругозор и информированность школьников, ориентирует их в мире профессий. Никакой рассказ учителя, ни просмотр фильмов не могут дать ярких представлений, впечатлений как экскурсия!

Практическое применение географических знаний происходит и во время проведения школьного туристического слета и районных соревнований «Школа безопасности». Этап «Ориентирование» требует умения читать план местности, на «Маршруте выживания» необходимо правильно определять азимут, двигаться в заданном направлении, уметь ориентироваться по компасу и местным признакам, знать топографические знаки. Всему этому школьники обучаются на уроках географии, а применяют во время соревнований.

Образовательный туризм является действенным средством, которое развивает инициативу, формирует практические навыки использования географической информации, повышает познавательную активность обучающихся, показателями которой являются самостоятельность, осознанность деятельности, творчество.

Литература

1. Погодина В.Л., Современный образовательный туризм /В.Л. Погодина, В.П.Соломин //Современные технологии в обучении географии: Колл. монография. - СПб., 2007.