Успешная социализация обучающихся как главный показатель современного качества образования

Разделы: Администрирование школы


Вас приветствует муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 42 муниципального образования городской округ Люберцы.

Здание лицея было построено в далеком 1971 году по экспериментальному проекту, но, к сожалению, почти за 47 лет жизни изрядно «поизносилось». Но – здание – это здание, хотелось бы сказать несколько слов о нашем педагогическом коллективе.

В нашем лицее стабильный педагогический коллектив, говоря просторечным языком, совершенно нет «текучки», в настоящее время работает 25 выпускников нашей школы. И мы считаем, что стабильность - тоже залог успешной социализации обучающихся. А успешная социализация обучающихся способствует  и повышению качества образования.

Немного о лицее: МОУ лицей № 42 – победитель Приоритетного Национального Проекта Образование среди общеобразовательных учреждений Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы. Участник конкурса Российской академии образования «Лучшая инновационная площадка». С 2014г. МОУ лицей №42 – региональная пилотная площадка ГБОУ ВО МО «Академии социального управления» по Программе  «Социальная адаптация и финансовая  грамотность детей и молодежи. Афлатун». С 2015г. – базовая площадка Центра инновационного технического творчества молодёжи «Техношкола». В нашем лицее оборудована специальная площадка для занятий «Робототехникой».

С 2017г. лицей – Международная экспериментальная площадка по социальному и финансовому образованию «АФЛАТУН». (Сертификат от 13.04.2017г.) Руководитель пилотной площадки в лицее – заместитель директора по УВР Кожемякина Ольга Станиславовна.

В 2016-2017уч.г. в рабочей группе – 14 учителей начальной школы (Володина Е.Д., Нестерова В.Н., Учеватова С.Ю., Циголик О.И., Хромченкова Н.М., Сычёва В.А., Тырыкина С.Ю., Величкина С.В., Кулакова Е.Р., Камченкова Ю.А., Барсукова Г.Б., Баранова И.И., Рагимова М.В., Иванова О.Н.), 5 учителей старших классов (Перепелова Е.В., Соколова А.А., Ковалёва В.П., Фёдорова Е.А., Сорокина М.А.) и педагог-психолог.

Занятия по социальной адаптации и финансовой грамотности детей ведутся в рамках внеурочной деятельности (1-8 классы).

АФЛАТУН – это маленький огонёк из космоса, вместе с которым ребята узнают о жизни на Земле, учатся дружить, познают основы финансовой грамотности.

Занятия проходят в яркой, весёлой атмосфере.

В лицее успешно реализуется программа «Одаренные дети», основными задачами которой являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности.

Работа по выявлению разносторонних способностей детей начинается в начальной школе и требует целого комплекса определённых действий: современная профессиональная диагностика учителя, диагностика уровня развития детской одаренности, создание условий мотивации ребенка к различным видам деятельности, поддержка одаренного ребенка во всех аспектах его развития и воспитания, проведение различных конкурсов, фестивалей, олимпиад, научно-практических конференций, совершенствование форм работы с родителями и др.

Показателем работы с одаренными детьми являются результаты обучающихся лицея в олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях различных уровней, в которых обучающиеся лицея завоевали грамоты и дипломы. Стипендиаты  именной премии Губернатора Московской области (Денисюк Кристина, за хорошую учёбу и высокие достижения в лёгкой атлетике); Павлов Сергей учащийся 9 класса (ОВЗ) имеет многочисленные награды, в т.ч. Международного уровня).

Активность обучающихся во внеурочный деятельности – тоже показатель успешной социализации детей. И внеурочная деятельность, и мероприятия в рамках плана воспитательной работы лицея, и дополнительное образование играют огромную роль в становлении личности каждого обучающегося и способствуют успешной социализации.

Одной из основных целей сегодняшнего образования является формирование личности, полезной обществу, иначе говоря, формирование социализированной личности. Значит, задачей школы является создание благоприятных условий для успешной социализации обучающихся.
На сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педагогической энциклопедии, в которой говорится, что социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. В социологическом словаре указано, что социализация – процесс, в ходе которого культура общества передаётся детям.

Социализация – двусторонний процесс: с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путём вхождения в социальную среду, т.е. воздействие среды на человека; с другой – воздействие человека на среду через его деятельность. Понятие «социализация» тесно связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение». В школе социализация происходит как на уроках, так и после них. Социализация на уроке начинается с отношения к предмету, проявления самостоятельности, толерантности, а также готовности к диалогу и работе в группе.

Был проведён небольшой опрос среди учащихся 1-х, 5-х и 10-х классов. Целью исследования было выяснить и сравнить учебные интересы и предпочтения обучающихся разных возрастных групп. (Аналогичную работу проводили и прошлом учебном году). 10-й класс интересен тем, что мы соблюдаем преемственность; а залог успешной социализации в более старшем возрасте – это успешное начало работы еще в дошкольном возрасте Учащимся 1-х классов предложили опросный лист, где они должны были выбрать смайлик, характеризующий их отношение к той или иной учебной деятельности: нравится, равнодушен, не нравится. В качестве ориентиров выбраны слова-действия, отражающие род деятельности: читать, писать, считать, решать, работать в классе, работать дома. На первой диаграмме видно, что подавляющее большинство учащихся 1-х классов с удовольствием занимаются всеми видами учебной деятельности. Наибольший интерес вызывает счёт. Считать нравится 83% опрошенных. Наименьший интерес – работа дома. Только 50% учащихся с удовольствием выполняют задания, рекомендованные для домашней работы. Нравится работать в классе - 78% учащихся. Почти столько же, 74%, любят писать и 72% любят решать задачи. Видно, что равнодушных и незаинтересованных очень мало.

Как видно на диаграмме 5 классов, картина не особенно изменилась. Большинство учащихся заинтересованы предметами и учебной деятельностью. Ответили «нравится» от 38 до 88%. Обращает внимание, что 88% учащихся нравится заниматься математикой. Домашние задания пользуются наименьшей популярностью. Но и их любят выполнять. А диаграмма 10-х классов выглядит иначе. Радует, что математика не сдаёт лидирующих позиций. И это характерно для школы, где математика и физика являются профильными предметами.

Что же происходит? Почему детям становится неинтересно? Может, учителя делают что-то не так? Есть у каждого возраста такое понятие - "ведущая деятельность". Это деятельность, выполнение которой определяет, например,  орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, учебная деятельность в младшем школьном возрасте, общественно полезная деятельность и общение для подростков. Учёба опять займёт лидирующие позиции, но позже и в связи с выбором профессии (профессионально-учебная деятельность в ранней юности). Смена ведущей деятельности связана с возникновением новых потребностей и мотивов, которые характеризуют новую ведущую деятельность, предполагающую изменение положения ребенка в системе его отношений с другими людьми. То есть наша ситуация закономерна и физиологична. У учащихся начальной школы, в нашем случае, уже хорошо сформировалась учебная деятельность как ведущая. У учащихся 5 классов она остаётся ведущей. И социализация у детей этих возрастов должна удачно проходить через урок. Они рады учиться, готовы слушать и слышать. А учащиеся более старшего возраста требуют особого внимания, так как учебная деятельность их интересует значительно меньше. Для них важно общение со сверстниками, самоопределение.

В связи с этим хочется отметить, что не только процесс обучения, но и свободное время играет ключевую роль в развитии личности подростка. Это процесс расширения возможностей путём приобретения знаний, навыков, это и использование приобретённых способностей для общения, совершенствование в культурной и творческой деятельности. Большую роль играет семья и другое социальное окружение. Досуг подростка, как и ребёнка другой возрастной группы, должен быть организован. Во внеурочной деятельности в школе подросток должен иметь возможности реализовать уже имеющиеся навыки и способности. В этом возрасте как никогда актуальна коллективная проектная деятельность: как предметная, так и социально-ориентированная. То есть для подростков инструментом социализации является в основном внеурочная деятельность во всех её проявлениях.

Современные технологии дают возможность обучающимся самостоятельно приобретать новые знания, развивают системное мышление, расширяют кругозор, учат работать в команде и в то же время позволяют проявить свою индивидуальность. А самое главное – все это помогает нашим детям достичь высоких образовательных результатов.

О социализации человека в школьные года можно сказать словами В.Г.Белинского о Гамлете: это переход от «Младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии». И очень важно. Чтобы этот переход совершался как можно безболезненней во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков, юношей, девушек, чтобы все они достигали «мужественной гармонии» с самим собой. С окружающей жизнью, с обществом. В конечном счете, не так важно, кем являются в мире выросшие дети (слесари они или парикмахеры), а важно то, чем является для них мир и кем является каждый из них сам для себя в этом мире.