Экологическое воспитание на уроках технологии в условиях реализации ФГОС ООО

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Роль экологического образования в рамках предмета “Технология” определяет необходимость формирования ответственного отношения к природе, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил труда, экологической грамотности учащихся, подготовки молодёжи к труду в различных областях деятельности. Выдающийся французский мыслитель Вольтер писал: «Надо возделывать наш сад». Эта фраза могла бы стать лозунгом экологического воспитания. Философ говорил о саде внутреннего мира человека, без возделывания которого не стать настоящей, цельной личностью, которая развивается, не нарушая законов природы, а стремясь приумножить ее.

Экологическое воспитание и культура занимают ведущую позицию в формировании современной личности. Требования экологической образованности и культуры становятся сегодня неотъемлемым качествами общей культуры личности и обусловлены тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Одной из самый больших экологических проблем сегодня является мусорный кризис. На территории нашего города ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почвы, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации).

Привычные места отдыха превращаются в опасную зону для человека. “Мусорный кризис” в наше время стал наиболее ощутимым признаком нерационального использования сырья.

Мы с детства привыкли, что чистота – залог здоровья! И нам трудно представить, во что превратились бы наши города, если мусор не вывозили ежедневно. Ежегодно человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора. На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100–400 кг мусора. Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет нашу планету на 5 м.< /p>

Но есть выход: вторичное использование отходов.

На уроках технологии, дети учатся решать эту проблему, используя проектную форму работы. Проектная деятельность всегда вызывает у детей интерес, потому что благодаря такой деятельности они могут проявить свою самостоятельность и потребность в самореализации, учащиеся также получают определённый опыт и навыки работы, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.

Так, 2015-2016, 2016-2017 учебных годах я со своими учащимися работали над социально-экологическим проектом «Экологическая перезагрузка»

Основополагающий вопрос нашего проекта: Мусорный кризис: где выход?

Проблемный вопрос: Как сохранить природную среду от загрязнения?

Самая глобальная проблема нашего времени - проблема экологии. С каждым годом все больше и больше загрязняются  наши города и природные ресурсы. Разрушение природной среды в разнообразных формах превратилось в мировой процесс, последствия которого  привели к необходимости кардинальных изменений во многих областях человеческой деятельности. Одно из них - мусорный кризис. «Мусорный кризис» стал наиболее ощутимым признаком нерационального использования сырья. При этом мы выяснили, что самым популярным способом решения этой проблемы сегодня, является - вторичная переработка сырья.

Чтобы привлечь внимание к этой проблеме и показать на примере пути выхода из нее, мы решили в своей работе заняться экологическим дизайном. Это позволяет  создавать костюмы, аксессуары и защищать окружающую среду. То есть вместе того, чтобы мусор выбросить и загрязнить планету, изготавливается уникальный костюм. Чем больше костюмов, тем меньше мусора!

Цель проекта - привлечь внимание к проблемам экологии, выступить  стимулятором экологического сознания.

Целевой аудиторией проекта являются учащиеся нашей школы, города.

Именно в детском возрасте закладываются основные человеческие ценности, в том числе и экологическое сознание.

Основными задачами проекта являются:

  • Исследование уровня экологического сознания учащихся нашей школы и школ, находящихся по соседству.
  • Изучение проблемы мусорного кризиса в нашей республике и анализ имеющихся способов решения данной проблемы.
  • Разработка и изготовление коллекции одежды из отходов.
  • Стимулирование экологического сознания подрастающего поколения через презентацию- демонстрацию костюмов, изготовленных из вторсырья.

Основные исполнители –группа учащихся 7-8 классов.

Механизм реализации проекта

I этап – подготовительный

Цель: изучение проблемы «мусорного кризиса».

Задачи:

  • Изучение проблемы «мусорного кризиса» в нашей республике.
  • Анализ имеющихся способов решения данной проблемы.
  • Изучение историю возникновения «мусорного дизайна».
  • Разрабока моделей одежды из разных отходов.

II этап – практический

Цель: изготовление одежды по разработанным эскизам.

Задачи:

  • Выбрать оптимальный  вариант из разработанных моделей.
  • Разработать технологическую последовательность изготовления одежды из нетрадиционных материалов.
  • Изготовить костюмы по разработанным эскизам.
  • Опросить учащихся  на предмет отношения к экологическим проблемам.

III этап – итоговый (аналитический)

Цель  – изучение эффективности проделанной работы.

Задачи:

  • Выступления с коллекцией одежды из отходов «Фэшн в экостиле»
  • На разных конкурсах, концертах и мероприятиях с подробной аннотацией.
  • Мониторинг результатов проектной деятельности.
  • Освещение результатов социально-экологического проекта в СМИ и на школьном сайте.

Реализация проекта позволит:

  • учащимся получить знания в области экологии, дизайна одежды.
  • сформировать предпосылки стимулирования экологического сознания.

В 2015-16, 2016-17 учебного года учащиеся под моим руководством работали над изучением  такой проблемы, как «Отходы».

Что же делать, чтобы мусора было меньше? Практические советы для сознательных  людей, желающих производить меньше отходов, дали участники проекта «Фэшн в экостиле».

Участники и исполнители нашего социально-экологического проекта показали, как можно использовать мусор не только для изготовления сувениров, украшений и других полезных для быта вещей, но и для вполне носибельной одежды. Одному человеку невозможно убрать весь город, - уверена Ульяна Палагина, не раз занимавшая призовые места на разных конкурсах и конференциях. – Но ведь каждый из нас может просто не мусорить.

Самым ярким моментом экопроекта стал показ «Мусорной моды» - юные модели дефилировали в костюмах и платьях, выполненных из старых газет, пластиковых бутылок, сетки от комаров, пенопласта, мусорных пакетов, декорированных ракушками, цветами из разовых стаканчиков, из старой джинсовый одежды.

С итогами  исследовательской работы Палагина Ульяна и Русскова Диана выступали на научно-практической  конференции школьного, городского, республиканского уровней. Ими изготовлены две коллекции одежды из нетрадиционных материалов (отходов): «Фэшн в экостиле» и «Джинсовая перезагрузка» и устроен показ этих коллекций с подробной аннотацией   и защитой проектов в школе перед родителями и детьми.

Деятельностный характер предмета «Технология» позволяет реализовывать на практике экологические идеи экономии материалов и энергии, использовать отходы, включать школьников в борьбу за чистоту окружающей среды, приобщать их к исследовательской деятельности в сфере экологии - все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность и экологическую культуру, укрепляющее духовно-нравственное здоровье учащихся.

Коллекция «Джинсовая перезагрузка» изготовлена из старой джинсовой одежды, которую никто уже не носит.

Коллекция «Фэшн в экостиле» - карсеты изготовлены в технике папье-маше из старых газет, декорированы накрошенной старой пряжей, пенопластовой крошкой и украшены бабочками из пластиковых бутылок, ромашкой из одноразовых стаканчиков, ракушками. Юбки заложены из сетки от комаров и мусорных пакетов. Три костюма символизируют образ земли, воды, воздуха и напоминают людям о красоте и хрупкости нашего мира.