Вестники весны

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (35 МБ)


Цель: Уточнить и расширить представления о перелётных птицах в весенний период.

Задачи:

  • Образовательная – обобщить знания о перелётных птицах, их повадках, образе жизни, дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнёзд и их размещении.
  • Развивающая – развивать интерес к жизни птиц, активизировать употребление в речи детей существительных, имён прилагательных, глаголов.
  • Воспитательная – воспитывать чувство любви к родной природе, бережное отношение к птицам.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за птицами; беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы в гнёздышках»; дидактические игры: «Чьё гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови»; разучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.

Материалы и оборудование: фонограмма с пением птиц, картинки с изображением перелётных птиц и их гнёзд, презентация «Перелётные птицы».

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Какое сегодня замечательное утро. По всюду слышны весёлые перезвоны птичьих голосов. Одни птицы поют и радуются о том, что они живы и перезимовали. А другие сообщают всем: «Здравствуйте, здравствуйте! Мы вернулись! Мы вернулись и принесли вам весну на своих крыльях».

Воспитатель: Ребята, а как называют птиц, которые всю зиму были с нами и никуда не улетали?

Ответы детей: Зимующие птицы.

Воспитатель: Правильно, ещё их называют оседлые птицы. А как называют птиц, которые улетают на зиму в тёплые края, а весной прилетают обратно?

Ответы детей: Перелётные птицы.

Воспитатель: А откуда они возвращаются и зачем?

Ответы детей: Они возвращаются с юга, из тёплых стран домой, к себе на Родину.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему именно сейчас начали возвращаться домой перелётные птицы.

Ответы детей: Настала весна, стало тепло, снег стаял, появляются насекомые.

Воспитатель: Всё правильно, теперь птицам не страшны голод и холод. А теперь отгадайте загадку про птицу, которая самая первая возвращается к нам из тёплых стран и послушайте её пение. (Слайд № 3)

Загадка.

Птицы чёрной громкий крик
К мишке спящему проник,
Этот крик услышав, рассердился Миша:
«Птица- вестница весны,
Зря, зачем тревожишь сны?
Снег ещё такой большой –
Поспешила ты с весной».

Ответы детей: Грач.

Воспитатель: Правильно, ребятки, вы отгадали загадку. Самая первая из перелётных птиц, которая к нам прилетает и извещает нас о наступлении весны – это грач. В народном календаре день прилёта грачей называется «Герасим – грачевник». В старину говорили: «Увидел грача – весну встречай!» (Слайды № 4,5,6,7)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, грач очень похож на ворону, но только стройнее и имеет более тонкий и прямой клюв. Оперение чёрное с металлическим блеском, а клюв имеет беловатую окраску. Гнездиться грач колониями в садах, парках, скверах на деревьях. Гнёзда грачей крупные, построенные из веток и сухой травы. Питаются грачи различными насекомыми, дождевыми червями, мышевидными грызунами, зёрнами, плодами и семенами овощей, плодов и ягод. Грачи приносят огромную пользу, уничтожая вредителей сельскохозяйственных растений.

Физминутка «Грачи».

На этой неделе грачи прилетели. («летят» по кругу)
Хоть трудна была дорога, (останавливаются)
Старший грач прикрикнул строго: (грозят пальчиком)
«За работу! Дела много!» (повороты туловищем)
Помни сам, других учи, да по-настоящему: (машут «крыльями»)
Наши чёрные грачи - птицы работящие! («летают» по кругу)

Воспитатель: А теперь отгадайте ещё одну загадку про птичку, которая прилетает вслед за грачами. (Слайд № 8)

Загадка.

Гнездо свое он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения!
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.

Ответы детей.

Воспитатель: Эта птица – жаворонок. Его ещё называют позывным весны. Давайте послушаем его песню. (Слайд № 9, 10, 11) Понравилась песня?

Ответы детей.

Воспитатель: Жаворонок полевой - некрупная, величиной с воробья птица. Полевым он назван недаром: гнездо располагает в лугах и полях с высокой травой. (Слайд № 12)

Воспитатель: Вслед за жаворонком прилетает ещё одна птица. Послушайте про неё загадку.

Загадка.

По всей Европе обитает,
На зиму в Африку летает.
С ним весело и не до скуки -
Легко заучивает звуки.
И, суть мелодии схватив,
Он повторит любой мотив.
Живёт под крышею певец
Красавчик, умничка - …

Ответы детей: Скворец.

Воспитатель: Правильно, ребятки, вы отгадали загадки. Эта птица - скворец. (Слайды № 14, 15. 16). Вслед за жаворонками прилетают к нам скворцы. Оперенье скворца окрашено в чёрный с металлическим отливом цвет. Присмотревшись, можно увидеть красноватый, фиолетовый и зеленоватый отливы в оперении. Гнёзда свои скворцы устраивают в дуплах или в скворечнике. Внешний слой гнезда состоит из разнообразных растительных материалов, а дно из перьев птиц.

Пальчиковая гимнастика «Скворечник»

Из скворечника торчат (соединяем большой палец с указательным)
Клювы маленьких скворчат. (соединяем большой палец со среднем)
Клювик раз, (соединяем большой палец с безымянным)
Клювик два, (соединяем большой палец с мизинцем)
Лапки, лапки, (сжимают и разжимают кулачки)
Голова. (рисуют в воздухе руками круг)

Воспитатель: Давайте послушаем пение скворца. Он поёт, подражая различным звукам и голосам других птиц. (Слайд № 17) Понравилась песня?

Ответы детей.

Воспитатель: В конце мая - начале июня, после ''черёмуховых'' холодов, когда начинается массовый вылет насекомых прилетает птичка. А какая? Угадайте загадку? (Слайд № 21, 22)

Загадка.

Она под крышами живёт,
Гнездо своё из глины вьёт,
Целый день суетится,
На землю  не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В чёрном фраке лапочка,
А зовётся ? …..

Ответы детей: Ласточка.

Воспитатель: Правильно, ребятки, вы отгадали загадки. Эта птица - ласточка. (Слайды № 23. 24). Гнезда ласточки не вьют, а лепят из комочков грязи, илистого песка и глины, а внутри выстилают перьями, пухом, шерстью. Послушайте про неё стихотворение написанное Алексеем Плещеевым. Понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте послушаем щебетанье ласточки. (Слайд № 25). Она сообщает нам, что весна вступила в свои права и скоро уже будет лето.

Итог занятия.

Воспитатель: О ком мы сегодня говорили? Как одним словом назвать этих птиц? Кто из вас может рассказать: кто больше всего ему понравился и чем?

Ответы детей.

Воспитатель: В народе по-особому тёплое, доброе отношение к птицам. И вы, ребята, никогда не обижайте их. Они наши пернатые друзья!

На этом наше занятие закончено.