Примерный сценарий НОД с детьми старшей группы по теме "Звук и буква Ж"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: создание условий для формирования фонематического восприятия и навыков чтения.

Задачи:

  • коррекционно-обучающие: познакомить со звуком и буквой Ж, закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук», «слово», «предложение»;
  • формировать навыки звукового анализа  (учить выделять звук Ж в начале и середине слова; различать согласные звонкости-глухости);
  • формировать навыки чтения открытых и закрытых слогов, простых слов (УЖИ, ЖУКИ).
  • коррекционно-развивающие: формировать зрительный образ буквы Ж, графические навыки; развивать внимание, память, общую, мелкую и артикуляционную моторику, просодическую сторону речи;
  • воспитательная: воспитывать умение вслушиваться в речь учителя-логопеда.

Образовательная среда:

  • характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
  • средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
  • предметно-практическая среда: индивидуальные зеркала, картинка с изображением жука,счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков, буква Ж, буква Ж из стрелочек.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Планируемые результаты: дети научатся выделять звук Ж в начале и середине слова, будут плавно читать и анализировать слово ЖУК, составлять схему предложения.

Примерный план деятельности

1. Мотивационно-побудительный этап

Организационный момент

- Назовите детенышей животных: у ежа - …, у ужа - …, у моржа - …, у медведя - …, у верблюда - … .

- Какой звук слышится в названиях детенышей? (Со звука Ж)

2. Основной этап

Упражнение «Рассказ феи Фонетики».

- Однажды Фея Фонетика гуляла в саду. Над кустом жасмина она увидела жука. Он летал над кустом и громко жужжал: «Ж-Ж-Ж-Ж». Фея подумала: Какой интересный звук Ж, а как же его произнести? Вот что она придумала – чтобы получился звук Ж, надо сделать язык «чашечкой» и убрать чашечку за верхние зубки, губки сделать «бубликом» и сильно подуть на чашечку, чтобы горлышко задрожало -Ж-Ж-Ж. Поднесите ладошку ко рту - воздух идет теплый!

Упражнение «Звук Ж»

- Посмотрите в зеркало и скажите, что надо сделать, чтобы получился звук Ж?

- Давайте споем звук Ж. (Он не поется)

- Характеристика звука:

Звук Ж - согласный, он не поётся, звонкий, всегда твердый, он никогда не бывает мягким, обозначать мы его будем синим кружком. Живет звук Ж в синем домике.

Упражнение «Внимательные ушки»

- Если услышите звук Ж, хлопните в ладоши: Ж, З, Ж, С, Ш, Ж, ЗА, ОШ, ЖА, ЖУ, ША, ЛУЖА, УШИ, ШЕЯ, ЖЕНЯ, ЖАБА.

Игра "Домик" – назовите картинки и определите, где слышится звук Ж (в начале или в середине слова).

Мы в лесу гуляли, ежа там повстречали.

Дети шагают.

Вот свернулся ёж в клубок, потому что он промок.

Приседают на корточки.

Лучик ёжика коснулся, ёж колючий потянулся.

Поднимаются и потягиваются.

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем с ёжиком играть: бегать, прыгать и скакать.

Бегают и прыгают.

Физминутка «Мы в лесу гуляли»

Связь звука и буквы

- К нам пришла Фея Графика. Она принесла букву Ж. (Показ буквы детям) Посмотрите, из чего состоит буква Ж?

- Давайте возьмем палочки и выложим букву Ж на столе.

Эта буква широка
И похожа на жука.

- На кого похожа буква Ж?

- Давайте напишем букву Ж по точкам (работа на листах).

Чтение слогов с буквой Ж – упражнение «Лифт»

Давайте покатаем букву Ж на лифте, пусть она познакомится с гласными. Дети читают: ЖА, ЖУ, ЖО, ЖИ.

- Запомните правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой И!

Упражнение «Кто внимательный?»

- Назовите все звуки в слове ЖУК. Сколько их? Выложите на столе звуковую схему этого слова.

Работа на листах по обучению грамоте

- Прочитайте предложение. (Над кустом жужжат жуки). Сколько слов в этом предложении? Назовите 1-е слово, 2-е, 3-е, 4-е. Под предложением нарисуйте его схему.

Вспомните правила написания предложения:

- все слова в предложении пишутся отдельно,

- начало предложения пишется с большой буквы,

- в конце предложения ставится точка.

Дорисуйте ёжикам недостающие части.

 

3. Рефлексивный этап

4. Итог занятия

- С каким звуком познакомились? (Со звуком Ж).

- Какой это звук? (Согласный, звонкий, всегда твердый).

- Почему звук Ж согласный? (Воздух встречает преграду – зубы, язык).

- Чем звук отличается от буквы?

- Вспомните и назовите слова, в которых есть звук Ж.