Раннее обучение иностранному языку как фактор развития лингвистических способностей дошкольников

Разделы: Иностранные языки


Ключевая задача образования в России – давать знания и воспитывать нравственного человека. Об этом заявил президент Владимир Путин в ходе своего послания Федеральному собранию от 01 декабря 2016 г.

В свою очередь, развитие образовательной системы в городе Воронеже осуществляется в соответствии с комплексной программой модернизации образования, национальной образовательной стратегией "Наша новая школа", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013–2020 годы, Стратегическим планом социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года.

В соответствии с целью муниципальной программы - обеспечение качественного и доступного образования, одной из задач является модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации.

В.А.Сухомлинский говорил о важности дошкольного образования: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». Подготовка ребенка к школе – один из важнейших вопросов дошкольного образования.

В последние годы отмечается интерес к обучению иностранному языку детей дошкольного возраста, что определяется современными тенденциями развития системы воспитания ребенка, обусловленного изменениями социокультурной ситуации. Если раньше при работе с дошкольниками упор делался исключительно на освоение родного языка, то теперь все больше внимания уделяется и изучению иностранного языка.

В отечественной теории и практике обучения иностранному языку вопросы начального обучения иностранному языку детей достаточно полно исследованы применительно к среднему (4-5 лет) и старшему (5-6 лет) дошкольному возрасту, что определялось задачами обеспечения преемственности дошкольного воспитания в условиях детского сада и обучения в начальной школе (М.3.Биболетова, Н.Д.Гальскова, Н.А.Горлова, Е.И.Негневицкая, 3.Н.Никитенко, Н.А.Тарасюк, А.Н.Утехина, и другие.).

В некоторых работах затрагиваются вопросы обучения иностранного языка начиная с 3 - 4 лет (И.С.Гарамова, Н.А.Горлова, Е.В.Маякова, Ф.Р.Хабибрахманова).

Большинство исследователей связывают начало овладения иностранным языком с готовностью ребенка к осознанному обучению, сформированностью языковых и речевых механизмов народном языке и с восприимчивостью к новому языку.

Анализ психологических предпосылок раннего овладения иностранным языком показывает, что готовность детей 5-6-летнего возраста к осознанному освоению нового языка, к осознанной работе с языковым материалом определяется уровнем сформированности необходимых мыслительных операций, речевого развития ребенка.

Важным для 5-6-летнего возраста является и потребность ребенка решать всё более сложные (усложняющиеся в связи с общепсихическим и познавательным развитием) коммуникативные задачи. Исходя из анализа психолингвистических данных о творческой, а не о подражательной активности ребенка при овладении языком и работе с языком, обосновывается осознанное овладение ребенком неродным языком в дошкольный период.

Иностранный язык на ранней ступени развития рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей, как средство осознания собственного «я» и самовыражения, как средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным опытом.

Цели обучения трактуются исследователями в русле целостного развития личности ребенка. Отмечается, что изучаемый неродной язык для дошкольника - это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Таким образом, обучение иностранным языкам предоставляет прекрасные возможности для развития интереса ребенка к языковому и культурному многообразию мира, благотворно влияет не только на речевые способности детей, но и на их целостное развитие. В силу этого дошкольное языковое образование строится «как удовлетворение познавательных, игровых, личностных, психофизиологических потребностей и возможностей ребенка».