Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур"

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Основы религиозной культуры и светской этики. Мировые религиозные культуры» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и обеспечена учебно-методическим комплексом авторов Н.Р.Богданова, В.В.Добровольского, С.М.Юдиной.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Цель учебного курса ОРКСЭ: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Мировые религиозные культуры» направлено на достижение следующих задач:

1) развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

2) формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

3) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

5) осознание ценности человеческой жизни;

6) воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Его содержание вносит существенный вклад в формирование гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.

Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают прямо противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс «Основы религиозных культур и светской этики. Мировые религиозные культуры» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру. Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы учитывают современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС. В связи с этим в основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в образовательной программе «Школа 2100».

Личностно-ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Культурно-ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно-ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

В соответствии с концепцией «Школы 2100» каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, то есть человека, который может активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания и умения всю жизнь.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Одна из особенностей этой программы состоит в том, что цели изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Мировые религиозные культуры» сформулированы в виде линий развития личности школьника средствами этого предмета. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».
Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.

В приведённой ниже таблице перечислены цели изучения курса в формулировках «Школы 2100» и соответствующих им формулировках ФГОС.

 Цели изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Мировые религиозные культуры» в Образовательной системе «Школа 2100»

Требования ФГОС для начальной школы к результатам изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Мировые религиозные культуры»

1-я линия развития личности – понимать и объяснять систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры
и светская этика (познавательные действия):
1. Добывать и критически оценивать поступающую информацию.
2. Систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (в его структурных элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
2-я линия развития личности – уметь и хотеть действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (личностно-оценочные и коммуникативные действия):
1. Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
2. Делать свой выбор в общественно значимых ситуациях (в учебных моделях - жизненных ситуаций) и отвечать за него.
3. Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты (в учебных моделях жизненных ситуаций).

1. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
5. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности.
6. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.
7. Осознание ценности человеческой жизни.

Обозначенные выше линии развития личности средствами предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Мировые религиозные культуры» имеют своё начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов (Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Учебники для 1–4 классов. – М.: Баласс). Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения вырабатывать своё отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребёнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие объяснить устройство мира.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Основы религиозных культур и светской этики. Мировые религиозные культуры» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных моделей.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

 Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

– оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

– объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;
– самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;

– чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки;
– средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й и 2-й линий развития школьников.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

– совместно с учителем составлять план решения проблемы;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

К 1-й линии развития относятся следующие из них:

– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

– излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

– знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

– устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);

– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.

Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

– делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

– осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;

– на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (2 ч.).

Наша Родина. Введение понятия «духовные ценности» и «нравственные идеалы» как объединяющего начала для всех граждан России.

Тема 1. Роль религии в культуре человечества (6 часов)

Культура и религия. Современная поликонфессиональная картина мира. Образ Добра и Зла в каждой религии. Общие идеи в большинстве религиозных картин мира. Возникновение добра и зла. Понятия греха и добродетели. Человек в религиозных традициях мира. Духовное устройство человека: тело – дух – душа, место человека в картине мира, смысл жизни человека в трактовке разных религий. Понятия раскаяния и воздаяния за грехи/добродетели, в том числе после смерти – Рай и ад в разных религиях. Обобщающий урок. Урок – презентация проектов.

Тема 2. История религий (9 часов)

Возникновение религий: древнейшие верования и религии мира. Буддизм: избавление от страданий. Иудаизм: возвращение утраченной связи с Богом. Христианство: вера в спасение души. Ислам: нет бога, кроме Аллаха. Обобщающий урок. Уроки – презентации проектов.

Тема 3. Жизнь верующего человека (5 часов)

Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Роль и место Бога, богов, высших духовных сверхъестественных сил в разных религиях. Религии и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозно-моральные нормы и реальное поведение. Хранители преданий в религиях мира. Священные сооружения. Знания о них в разных основных религиях. Правила поведения в каждом из них. Искусство (изобразительное) в религиозной культуре. Разные смыслы, каноны и запреты в разных религиях. Календари и праздники в религиях мира.

Тема 4. Общечеловеческие нравственные ценности в разных религиях мира (3 часа)

Семья и семейные ценности в религиях народов нашей страны. Учение и труд в разных религиях. Долг, свобода, достоинство в разных религиях. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Тема 5. Религиозная картина современного мира (6 часов)

Свобода совести. Религии народов России. Религиозные традиции разных народов мира.

Тема 6. Любовь и уважение к Отечеству (1 час)

Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Диагностика успешности достижения результатов осуществляется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.
Уроки по курсу ОРКСЭ носят безотметочный характер, объектом оценивания становятся нравственная и культурологическая компетентности ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две задачи: подведение итогов работы; сравнение (с самим собой). Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим образом: оценивание по системе «зачёт-незачёт»; вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности. При работе в парах или группах важна качественная взаимооценка учениками работы друг друга, например, в виде создания и презентации творческих проектов.

Формами диагностики уровня достижения результатов освоения модуля курса ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур» являются:

  • Беседа
  • Анкетирование
  • Тестирование

Рекомендации к критериям оценивания по курсу ОРКСЭ (приложение 1)

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, ВИДЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения:

  • словесных (решают задачу формирования теоретических и фактических знаний и способствуют развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности);
  • наглядных (решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции);
  • практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (необходимы для закрепления теоретических знаний и способствуют совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса);
  • репродуктивных (необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда)

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

  • Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
  • Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
  • Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
  • Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса.

При организации работы в группах необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности, уровень владения общекультурным материалом, степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности. Одна из задач, о которых должен помнить учитель, планируя работу в группах, – это создание перспективы получения индивидуального образовательного результата каждым учеником. Работа младших школьников в группе не должна превышать 10-15 минут и проходить в общей благоприятной атмосфере заинтересованности, как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

Формы учебной работы:

Драматизация (театрализация) предоставляет возможность для самопрезентации учащихся. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен отдельной творческой группе.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников и т.п.). В формате интервью может осуществляться также рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися и направлены на раскрытие определенной проблемы, которую они выбирают самостоятельно или вместе с учителем.

Составление словаря-глоссария является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Содержание глоссария составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля и являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала. При составлении словаря учащимся важно не просто отобрать наиболее удачное определение понятия или попытаться его сформулировать самостоятельно, но и объяснить, почему данное понятие является значимым для конкретной культуры. Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя, таким образом, его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Сочинение. Сочинение позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы. Учащимся можно предложить темы творческих работ на выбор. Важно, чтобы они были оригинальными, стимулирующими фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций, провести параллель между историческими и культурными событиями далекого прошлого и современностью. Например, на уроке по иудейской культуре группе учащихся можно предложить представить себя журналистами, оказавшимися в древнем Египте с заданием написать газетную статью о Моисее и иудейском народе, пребывавшем в плену.

Эссе. Размышления на определенную тему по собственному выбору. Например, одной из тем может быть анализ явления чуда в жизни человека. Учитель может спросить учащихся случались ли в их жизни чудесные события и как они их воспринимали, и предложить написать об этом.

Создание галереи образов. Формирует образное восприятие изучаемого материала, установление внутренних связей курса на визуальном уровне. Эта работа способствует формированию культурной эрудиции учащихся. Содержанием галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер (например, в виде презентации, подготовленной с использованием программы PowerPoint). Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений.

Использование информационно-коммуникационных технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала, осуществить процесс «свертывания» информации. Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. (Уникальные возможности предоставляет, например, ресурс Google Art Project (http://www.googleartproject.com), где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D модели залов.)