Урок-семинар "Великая война и великая Победа". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: сформировать представления учеников о Великой Отечественной войне и её героях и отобразить в творческом проекте.

Задачи:

Обучающая:

  • актуализировать первичные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г;
  • систематизировать знания о героическом прошлом своей страны и своего народа;

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства у учащихся на примерах героизма, храбрости и мужества советской армии и советских людей.

Развивающие:

  • развивать личностные умения: творческие и интеллектуальные способности учащихся;
  • понимание своей гражданской сознательности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • развивать предметные умения: понимания особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за свершения, победы;

Развивать предметные УУД – развитие познавательных умений:

  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников;
  • извлечение необходимой информации из текста;

Оборудование: проектор, презентация, учебник Поглазовой «Окружающий мир», Москва «Просвещение», 2012 г., рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация

Учитель:

Землю обмотали
Тоненькие нити, 
Нити – параллели 
Из озёр и рек. 
Совершите чудо, 
Руку протяните. 
Надо, чтобы в дружбу, верил
Каждый человек. 

- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, садитесь

Слайд № 1

Звучит фонограмма песни “Вставай страна огромная”

(Учитель читает стихотворение)

Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва замаячили
И ушли за солдатом солдат…
До свидания, мальчики, мальчики!
Постарайтесь вернуться назад!

2. Введение в тему

Учитель: О чём будет наш сегодняшний урок?

Учитель: Война… Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Учитель: Что такое война? (Ужас, страх, голод.)

Учитель: Как думаете, какова же тема урока?

Слайд № 2 (2 кадра)

Учитель: Тема у нас сегодня непростая, читаем хором: “Великая война и великая Победа”.

Учитель: Сегодняшний урок пройдёт в форме семинара-заседания научных групп.

Учитель: Я попрошу объяснить значение слова семинар, чтобы всем стало понятно, чем мы будем заниматься.

Ученик: (читает со слайда – Мурачёва Валерия):

– Семинар – это собрание, на котором люди, заинтересованные какой-то темой, собираются, чтобы узнать подробнее о ней, побеседовать и решить сообща какие-то проблемы.

Учитель: Мы заранее разделились на 6 научных групп, которым было дано задание исследовать определённый этап войны. Они выступят с лекциями – рефератами.

Учитель: Вспомним, как нужно слушать лекцию? (Ответы детей.)

Учитель:Да, мы должны слушать внимательно, не перебивая лектора.

Учитель: Итак, тема урока: “Великая война и великая Победа”.

Объект исследования: Великая Отечественная война 1941–1945 годов.

Учитель: Какую цель поставим перед собой?

Слайд № 3. (читает ученик: Трухачёва Лариса)

Цель: сформировать представление о Великой Отечественной войне и её героях и отобразить в творческом проекте. (Слайд)

Учитель:На протяжение двух недель мы с вами готовились к этому уроку. Сегодня мы будем работать по этому плану.

Слайд № 4. (читает ученик: Ерилов Максим)

План:

  1. Выступление 1-й группы: “Начало Великой Отечественной войны. Брестская крепость. Битва за Москву”
  2. Выступление 2-й группы: “Блокада Ленинграда”
  3. Выступление 3-й группы: “Сталинградская битва”
  4. Выступление 4-й группы: “Курское сражение”
  5. Выступление 5-й группы: “Освобождение Европы. Взятие Берлина”
  6. Выступление 6-й группы: “Герои нашей области”
  7. Ответы на вопросы, возникшие в ходе лекций.
  8. Викторина
  9. Итог: Творческий проект “Великая война и великая Победа”. (Слайд)

Учитель: Если времени на уроке всем выступающим не хватит, то мы продолжим свою работу на следующем, так как данной теме отводится 4 урока.

3. Основная часть (выступления учащихся по темам, сопровождающиеся слайдами)

Учитель: Предоставляется слово группам ребят.

Выступление 1-й группы

Начало II Мировой войны, Великой Отечественной войны.

Брестская крепость.

Битва за Москву.

Слайд № 5. Савина Валерия

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Страной в то время руководили фашисты. К власти пришёл Гитлер, который так же, как Наполеон, мечтал о мировом господстве. Фашистская Германия напала на Польшу. Вслед за Польшей Германии покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами. Армия Гитлера считалась непобедимой. Пока что складывалось так же благополучно, как и у Наполеона.

К моменту начала войны между СССР и Германией действовал Пакт о ненападении, заключенный 23 августа 1939 года. Но Адольф Гитлер подписал “План Барбаросса” – план нападения на СССР.

Слайд № 6 (4 кадра)

В ранний предрассветный час пограничники заметили странное небесное явление: на небе появились какие-то невиданные звёзды: непривычно яркие и разноцветные – то красные, то зелёные, - они не стояли неподвижно, а медленно и безостановочно плыли к востоку. Они усеяли собой весь горизонт. А следом за этим светом донёсся рокот множества моторов. Этот рокот быстро нарастал, заполняя всё вокруг. На землю обрушился шквал огня от разрывающихся бомб, орудий и миномётов.

Это случилось 22 июня 1941 года, в один из самых длинных дней в году.

Так началась Великая Отечественная война. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева до Черного моря. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через 2 – 3 месяца от СССР должно было остаться только воспоминание. Россию Гитлер хотел сделать сырьевым придатком Великой Германии. Но планам фашистов не суждено было сбыться.

Слайд № 7

Красная армия мужественно встретила врага. Тысячи бойцов и командиров ценой собственных жизней старались сдерживать натиск гитлеровцев. Но силы были неравные. В первые дни войны фашистам удалось уничтожить много наших самолетов. Враг был жестокий и сильный. Весь Советский народ встал на защиту Родины. Тысячи добровольцев ушли в Красную Армию, партизанские отряды, народное ополчение. Страна стала одним боевым лагерем.

Немецкие военначальники, нападая на СССР, рассчитывали на лёгкую и быструю победу. Застигнутые врасплох, советские войска сначала терпели неудачи. Враг стремительно продвигался вглубь советской территории.

Слайд № 8. Ерилов Максим

Много героических страниц вписано в летопись Великой Отечественной войны.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. С 22 июня по 20 июля 1941 года ее защитники вели непрерывные бои.

Город Брест сегодня находится в Белоруссии, на самой границе. Но в 1941 году это была территория Советского Союза. На берегу реки Буг стояла старая русская крепость, внутри которой в казармах жили солдаты и командиры с семьями.

Слайд № 9 (2 кадра)

В 4 часа утра немецкие пушки стали расстреливать крепость, а самолёты – засыпать бомбами. В первые часы войны сотни воинов, женщин и детей погибли в Брестской крепости. Фашисты думали, что легко возьмут крепость, но начались тяжёлые долгие бои. Крепость была окружена, её бомбили, обстреливали со всех сторон, штурмовали, но солдаты не сдавались. Не хватало боеприпасов, продовольствия, воды. Люди ночью пытались ползком пробраться к реке за водой, их обстреливали. Защитники крепости изнемогали от жажды и голода, но в плен не сдавались. Над воротами крепости они повесили полотнище, на котором кровью было написано: «Все умрём, но из крепости не уйдём!»

Зная, что защитников ждёт неминуемая смерть, было принято решение, что женщинам вместе с детьми надо сдаться.

Основные силы противника не стали ждать, когда крепость будет взята, и ушли далеко вперёд. Больше месяца сражались бойцы Брестской крепости. Враги смогли ворваться в неё лишь тогда, когда её уже некому было защищать.

В первые дни войны была создана песня «Священная война», она стала гимном для советских людей.

Слайд № 10 (2 кадра). Трухачёва Лариса

Гитлер в странах, на которые нападал, рвался к столицам. Захват столицы вынуждал народ быстрее сдаться. Поэтому направление на Москву было для него важнейшим. Немецкие генералы уже мечтали пройти победным маршем по Красной площади. Гитлер хотел её полностью уничтожить – затопить. Для этого надо было построить несколько плотин вокруг города. На месте Москвы должно было появиться огромное озеро.

Слайд № 11 (2 кадра)

В конце сентября фашисты подошли к Москве. Над древним русским городом нависла страшная опасность. До столицы осталось 8 километров. Немцы были уверены, что вот-вот войдут в Москву и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, Урала, Казахстана, Средней Азии, Дальнего Востока. К Москве шли поезда с боеприпасами, вооружением.

Ещё в июле 1941 года были сформированы дивизии народного ополчения, батальоны противовоздушной обороны, специальные пожарные команды. На заводах и фабриках не прекращалась работа. Вместе с военными сражались ополченцы, большую помощь оказывали партизаны. 600 000 москвичей под дождём и снегом самоотверженно возводили оборонительные сооружения, 75 % из них составляли женщины. В короткий срок москвичи построили и возвели укрепления внутри города.

7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся парад наших войск, прямо с парада они уходили не фронт.

В середине ноября гитлеровские войска снова пошли в «последнее» наступление на Москву. Разгорелись ещё более ожесточённые бои.

Слайд № 12

Советские бойцы и командиры проявляли чудеса храбрости. Подвиги совершали не отдельные бойцы, а целые взводы, роты, батальоны и дивизии. Артиллеристы не отходили от своих орудий и продолжали вести огонь даже из повреждённых пушек. Лётчики смело вступали в бой с фашистскими асами. Они сражались один против трёх – пяти самолётов и выходили победителями. На весь мир стало известно имя Виктора Талалихина. В ночном бою он таранил фашистский бомбардировщик. Это был первый в мире ночной таран. Талалихину присвоено звание Героя Советского Союза.

Двадцать восемь пехотинцев из стрелковой дивизии генерала Панфилова у разъезда Дубосеково вступили в бой против пятидесяти фашистских танков и не пропустили их к Москве. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» - эти слова политрука Василия Клочкова облетели весь фронт и стали крылатыми. Герои погибли, но не отступили.

Кровопролитные, изнуряющие бои продолжались всю вторую половину ноября. Гигантское сражение на подступах к столице было выиграно нашими войсками. Мощные удары советских войск явились настоящим сюрпризом для врага. Немцев остановили, а 5 декабря 1941 года перешли в контрнаступление и разгромили их. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, оружия, танков, самолетов. План «молниеносной» войны был сорван.

Слайд № 13

В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Георгий Константинович Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до Победы было еще далеко.

Выступление участника 2 группы

Блокада Ленинграда. Мельникова Алина

Слайд № 14 (2 кадра)

По замыслу немецкого командования взятию Москвы должен был предшествовать захват Ленинграда. Он намеревался захватить город и стереть его с лица земли.

Бои за Ленинград развернулись в июле 1941 года.

25 августа немецкие части прорвали оборону и 8 сентября овладели Петрокрепостью. Город оказался в кольце Блокады.

Блокада продолжалась до 27 сентября 1944 года – 900 дней и ночей. В блокадном Ленинграде оставалось около трёх миллионов жителей.

Слайд № 15 (3 кадра)

Запасов топлива и продовольствия могло хватить на 2 – 3 месяца. В конце осени Ладожское озеро покрылось льдом, и здесь проложили ледовую трассу, названную Дорогой Жизни. Больше двух лет, днём и ночью, шли Дорогой Жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Забыли водители об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами вели они машины. По этой дороге вывозили людей, промышленное оборудование, доставляли продовольствие, топливо, боеприпасы. Но делалось это нерегулярно, поэтому тепла и воды не хватало.

Слайд № 16 (2 кадра)

В городе не хватало хлеба, не было мяса, сахара, овощей. Паёк хлеба составлял 125 граммов в день.

Большинство заводов перестало работать. Остановился городской транспорт, в дома перестали давать электроэнергию. Зимой 1942 года из-за сильных морозов вышли из строя водопровод, отопление и канализация. Жители ходили за водой к реке Неве, кто с ведёрком, кто с кастрюлей, кто с большим чайником. пока доберутся до дома, смотрят - а вода замёрзла на морозе.

В домах такой же холод. Сделали ленинградцы железные печурки – времянки, а чем их топить? Пришлось рубить столы, стулья, паркет, шкафы – всё, что можно сжечь. Разбирали деревянные здания на дрова. Но не держат времянки тепла, кончил топить – опять в комнате холодно, как на улице. Окна забиты фанерой – стёкла вылетели от бомбёжек, поэтому даже днём в квартире темно. Люди умирали от голода и холода. В блокаду по официальным данным от голода умерла 641 000 горожан (по подсчётам некоторых историков – 850 000 человек), около 17 000 человек погибло от бомбёжек. Были разрушены 840 предприятий, 500 школ, 170 лечебных учреждений, пострадали Эрмитаж, Русский музей, Казанский собор, Смольный дворец и много других зданий.

Слайд № 17 (2 кадра)

Несмотря на голод, советские воины держали оборону, а гражданское население помогало фронту, ремонтируя и изготовляя военную технику.

Слайд № 18 (2 кадра)

Только 27 января 1944 года Блокада Ленинграда была полностью снята. За стойкость и героизм в период блокады Ленинград получил звание город-герой, а его защитники были награждены медалью “За оборону Ленинграда”.

Слайд № 19

Из дневника Тани Савичевой мы узнали, что она жила в осажденном Ленинграде. Ей было 11 лет. В дни блокады она вела дневник, куда записывала, кто из ее родственников и когда умирал. Последняя запись была такой: “Савичевы умирали. Умерли все. Осталась одна Таня”. Умирающую Таню удалось вывезти из Ленинграда. Но спасти ее не смогли. Она умерла. В Горьковской области, в рабочем поселке, на ее могиле установлен памятник.

Выступление участника 3-й группы

Сталинградская битва. Устинов Алексей

Слайд № 20

Сегодня город Сталинград переименован в Волгоград.

С 17 июня 1942 года до 2 февраля 1943 года – 200 дней и ночей продолжалась Сталинградская битва – одна из величайших битв Великой Отечественной войны. Сталинград – город, ставший символом страданий и боли, символом величайшего мужества.

Слайд № 21 (2 кадра)

Летом 1942 года начались ожесточенные бои за Сталинград. Вражеские самолеты непрерывно бомбили город. Вскоре он превратился в руины. В течение первых четырёх месяцев шли упорные оборонительные бои. За этот период советские войска измотали рвавшуюся к Волге немецко-фашистскую группировку и заставили её перейти к обороне. Шли бои на улицах города за каждый дом, за каждый этаж.

Слайд № 22 (3 кадра)

Тем временем Советское командование разработало план наступления в районе Сталинграда. Оно началось в ноябре 1942 года. Было окружено и взято в плен свыше девяносто одной тысячи гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход войны. Это решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Началось изгнание врагов с территории Советского Союза.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточённости боёв, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше двух миллионов человек, до двух тысяч танков, более двух тысяч самолётов, до 26 тысяч орудий. В этой битве советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, пленными более восьмисот тысяч солдат, а также большое количество боевой техники, оружия, снаряжения.
2 февраля 1943 года фельдмаршал Паулюс подписал акт капитуляции. В Германии после поражения в этой битве был объявлен траур.

Известие об этой победе советских войск было встречено с ликованием во всём мире.

За мужество и героизм, проявленные в Сталинградской битве, более ста двадцати воинов удостоены звания Героя Советского Союза, около 760 тысяч участников битвы награждены медалью «За оборону Сталинграда».

С этого момента началось изгнание немецких войск с захваченных ими территорий.

Выступление участника 4-й группы

Курская битва. Бородин Максим

Слайд № 23 (3 кадра), Слайд № 24 (5 кадров)

С 5 июля по 23 августа 1943 года – разгорелось величайшее танковое сражение под Курском, его историки называют битвой на Курской дуге. Советские войска разгромили врага и заставили его отступить. Победа под Курском стала началом крупного наступления советской армии.
Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Гитлеровцы выбрали для нанесения удара выступ в линии фронта, который образовался в районе города Курска. Этот выступ получил название «Курская дуга». Сюда фашисты перебросили свежие дивизии из Франции, Норвегии, Германии, эшелоны с новыми танками: «пантерами», «тиграми», самоходными орудиями, 900 тысяч солдат и офицеров, до 10 тысяч орудий и миномётов, около 2700 танков, свыше двух тысяч самолётов – таков был состав гитлеровских войск к началу июля.
Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин.

Сражение под Курском закончилось победой Красной Армии. В Курской битве было разгромлено 30 дивизий противника. Инициатива на фронте полностью перешла к советскому командованию.

К концу октября 1943 года была освобождена вся правобережная Украина. Произошел коренной перелом в ходе войны.

В 1944 году территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков. Советские войска вышли к германской границе.

Отчёт участника 5-й группы

Освобождение Европы. Захаров Сергей

Слайд № 25 (2 кадра)

В 1944 году Советские войска перешли в наступление на всем советско-германском фронте. В результате была полностью снята блокада Ленинграда, очищены от врага Прибалтийские республики, освобождена Белоруссия, правобережная Украина и Крым. Сражения были перенесены на территорию Польши, Румынии и Венгрии. Наконец-то в июне 1944 года был открыт второй фронт высадкой союзных армий на севере Франции.

Слайд № 26 (3 кадра)

В 1945 году в результате мощного наступления Советской Армии на всем советско-германском фронте были освобождены Польша, Венгрия, восточная часть Австрии со столицей Веной, значительная часть Чехословакии, одержана победа в Восточной Пруссии.

Слайд № 27 (2 кадра)

В апреле 1945 года начался штурм Берлина – столицы Германии. Им руководил выдающийся полководец – маршал Георгий Константинович Жуков.

Слайд № 28 (5 кадров)

Через две недели, 2 мая, Красное знамя Победы развевалось над зданием рейхстага (парламента). В результате Берлинской операции был завершен разгром немецко-фашистской армии.

9 мая в пригороде Берлина подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. В этом документе фашистские генералы признали своё поражение.

Слайд № 29 (2 кадра)

День 9 Мая стал Днём Победы в войне с фашистской Германией.

Война потребовала самоотверженного труда людей в тылу и личного мужества, геройства и готовности к самопожертвованию воинов во имя свободы и независимости страны.

Миллионы участников боевых операций были награждены орденами и медалями. Свыше 11 тысяч воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, более 2 тысяч солдат стали кавалерами «Ордена Славы» всех трёх степеней. После войны свыше 16 миллионов человек получили медаль “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”.

Длившаяся 1416 дней борьба советского народа за свою свободу и независимость окончилась полной Победой. Победа досталась огромной ценой. Страна лишилась свыше 27 миллионов своих граждан, павших на фронтах войны, умерших от ран и голода, погибших в плену и концлагерях, угнанных на рабский труд в Германию. На оккупационной территории были разрушены сотни городов и практически все промышленные предприятия. В руинах лежали города и сёла. Враги взорвали древние храмы Новгорода, разрушили великолепные дворцовые ансамбли пригородов Ленинграда. В Германию были вывезены ценнейшие произведения искусства.

Германия потеряла в годы войны 13 миллионов 600 тысяч человек.

Слайд № 30

Почетное звание «Город-герой» присвоено тем городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны. Вот список городов-героев, в котором было присвоено это звание:

  • Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год*;
  • Сталинград (Волгоград) – 1945 год*;
  • Севастополь -1945 год*;
  • Одесса – 1945 год*;
  • Киев -1965 год;
  • Москва -1965 год;
  • Брест (крепость-герой) -1965 год;
  • Керчь – 1973 год;
  • Новороссийск -1973 год;
  • Минск -1974 год;
  • Тула -1976 год;
  • Мурманск -1985 год;
  • Смоленск -1985 год.

Выступление 6-й группы

Матвеев Денис

С Дальнего Востока на фронт ушло несколько сот тысяч хорошо обученных бойцов. Наши земляки сражались под Москвой, Ленинградом, Тулой, Куском, форсировали Волгу и Днепр, Вислу и Дунай, освобождали Варшаву и Будапешт; брали Берлин.
О дальневосточниках на фронте говорили с уважением, их везде встречали с радостью.

Слайд № 31

Евгений Дикопольцев.

2 декабря 2011г. исполнилось 90 лет со дня рождения Евгения Александровича Дикопольцева.

Евгений Александрович Дикопольцев родился в 1921г. в с. Троицкое Нанайского района, Хабаровского края, в семье крестьянина.

Студент Хабаровского пединститута Евгений Дикопольцев ушёл добровольцем на фронт. Он стал связистом. Женя воевал под Сталинградом, а осенью 1943 года вместе с автоматчиками форсировал Днепр. Закрепившись на берегу, воины сразу же вступили в бой. Фашисты обрушили на смельчаков шквал огня. Связь то и дело выходила из строя.

Дикопольцев 12 раз выходил на линию исправлять повреждения. Так работать приходилось чуть ли не каждый день.

Вот опять связь нарушена. Дикопольцев отыскал место повреждения и быстро соединил концы провода. Связь с батальоном восстановлена, но молчит штаб полка. Значит, где-то ещё порыв. И вновь сержант ползёт под огнём противника. Всё ближе падают снаряды и вдруг почти рядом вздымается столб земли… Последним усилием воли Женя сжал зубами концы провода. Связь восстановлена…

Звание Героя Советского Союза отважному связисту присвоено посмертно.

Он награжден орденом Ленина, медалями. Похоронен на братском кладбище в с. Радянское, Полтавской области.

Его имя носят улицы в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амуре. После Великой Отечественной войны пионерской дружине лагеря было присвоено почётное имя "Дружина имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева". На площадке стоит большой портрет Героя из мозаики.

На здании школы № 1, где учился Евгений Дикопольцев, установлена мемориальная доска. В этой школе имеется музей памяти Евгения Александровича Дикопольцева.

Иосиф Бумагин

Слайд № 32. Коваль Александр

Бумагин Иосиф Романович - участник Великой Отечественной войны, командир пулемётного взвода 396-го стрелкового полка 6-й армии 1-го Украинского фронта, лейтенант.

Бумагин Иосиф родился в городе Витебске, Белоруссии, в семье рабочего. Окончил 7 классов.

В 1937 году переехал в город Биробиджан Еврейской автономной области Хабаровского края. Работал мастером кузнечного цеха завода «Дальсельмаш». В Красную Армию призван в мае 1941 года. Окончил военное пехотное училище в городе Владивостоке.

Командир пулемётного взвода лейтенант Иосиф Бумагин 24 апреля 1945 года в уличном бою за город Бреслау (Польша) под огнём противника выдвинул пулемёт вперёд и уничтожил несколько гитлеровцев. Продвижению наших подразделений мешал огонь двух пулемётов, скрытых в разрушенном доме. Подобравшись к дому, он гранатами уничтожил один пулемёт, а амбразуру другого закрыл своим телом... Ценою собственной жизни мужественный офицер обеспечил выполнение исключительно важной боевой задачи. Похоронен в городе Вроцлав.
За мужество и героизм, лейтенанту Бумагину Иосифу Романовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Именем Иосифа Романовича названы самый крупный жилой район города, одна из улиц города Биробиджана. В сквере у завода «Дальсельмаш» в Биробиджане установлен памятник Герою, на здании цеха завода — мемориальная доска.

Григорий Абрамович Богорад

Слайд № 32. Мурачёва Валерия

 За четыре года войны Григорий Абрамович Богорад прошёл боевой путь от Сталинграда до Австрии. Он полный кавалер трёх орденов «Славы». У каждого из орденов отважного сапёра своя история.

Первый орден «Славы III степени» он получил в боях на Украине за город Кировоград. А было это так. Разведчикам не везло, а командованию очень нужен был «язык». Тёмной ночью девять сапёров во главе со старшиной Богорадом отправились на поиск. Пробравшись к переднему краю немцев, они устроили засаду. Захваченные унтер-офицер и солдат дали ценные сведения.

Орден «Славы II степени» Григорий Абрамович получил за бои у румынского города Тыргу Трумос. Под огнём противника сапёры сняли более двухсот мин, расчистив проход танкам и пехоте.

Золотым орденом «Славы I степени» отважный воин был удостоен уже на венгерской земле при форсировании реки Тисса. В числе первых он переправился на вражеский берег и удерживал плацдарм до прихода наших войск.

В 1945г. демобилизован. Вернулся в г.Биробиджан. Работал кочегаром на мебельной фабрике. С 1976 г. жил в г.Хмельницкий.

Алексей Сергеевич Минаев

Слайд № 32. Герасименко Анфиса

 Многие жители Биракана, особенно пожилые, хорошо знают ветерана войны и труда Алексея Сергеевича Минаева. Молодым парнем пошёл он трудиться в артель «Смолокур» в Биракане, где и проработал до армии.

В январе 1942 года он попал в боевую стихию. На войне был наводчиком орудия. В одном из боёв его ранило. После лечения вернулся в свою часть и продолжал службу шофёром. Многое пришлось испытать и пережить Алексею Сергеевичу на дорогах войны.

Войну закончил в Австрии. Вернулся домой в августе 1946 года. За участие в войне, за мужество и храбрость награждён орденом Отечественной войны I степени; медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».

Приехав домой, Алексей Сергеевич Минаев устроился шофёром на бумажную фабрику, где проработал более 30 лет. За добросовестный был труд награждён медалью «Ветеран труда». У него много почётных грамот и благодарностей от руководства фабрики. Работая на бумфабрике старшим шофёром, учил молодых шофёрскому искусству работы на пожарных машинах.

В 1977 году Минаева с почётом проводили на пенсию. Но ветеран ещё долгое время оставался в строю. Жители Биракана хорошо знали его ипоэтому неоднократно выбирали депутатом поселкового совета. Не забывал Алексей Сергеевич и школьников, им рассказывал о пройденных дорогах войны.

4. Физкультминутка (в форме зарядки)

5. Закрепление

 Вопросы. (Учитель)

  1. Почему войну назвали Отечественной?
  2. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
  3. Кем был разработан план наступления Советских войск под Сталинградом?
  4. Каков итог Курской битвы? (Стала началом крупного наступления советских войск.)
  5. Почему именно 9 мая 1945 года считается Днём Победы?

Учитель: Спасибо, ребята, вы проделали большую работу.

Учитель: А для чего мы изучаем войну, для чего нужны подробности этой страшной трагедии? (Чтобы война больше никогда не повторилась.)

Учитель: Одна из героических страниц истории – Великая Отечественная война. Ещё раз назовите даты этой войны?

Учитель: 1416 дней…Наша страна одержала Великую Победу над фашистской Германией. Цена победы: 27 миллионов погибших, страна в руинах, разрушены города, сожжены сёла. Ценой жизни воинов-освободителей и всего народа достигнута Великая Победа. Почтим память погибших Минутой молчания. (Метроном.)

Стихотворение читает ученица: (Трухачёва Лариса)

В мирные годы война к нам пришла.
Многие жизни с собой унесла.
Храбро сражались наши полки,
Врага раздирали, словно волки.
Многие, многие там полегли.
Но отстояли честь нашей земли.
Мы победили в смертном бою
И доказали храбрость свою!
Жизнь и свободу солдаты спасли,
В страшных сраженьях они полегли.
В сердце их подвиги мы сохраним.
Память погибшим и слава живым!

Закрепление знаний с помощью викторины

Учитель. – Пользуясь материалом учебника (стр. 140–146) и той информацией, которую вы прослушали, ответьте на вопросы викторины (викторина на листочках) в парах.

  1. Когда началась Вторая Мировая война? (1939 году.)
  2. Когда Германия напала на Советский Союз? (22 июня 1945 года.)
  3. Сколько человек в ЕАО получили звание “Герой Советского Союза”? (14 человек.)
  4. Сколько полных кавалеров трёх орденов «Славы» в ЕАО? (4 кавалера)
  5. Почему война называется Великой Отечественной? (Весь народ встал на защиту страны и борьбу с врагом.)
  6. Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (900 дней и ночей.)
  7. В каком году Советская армия перешла в наступление? (В 1942 году.)
  8. Когда разгорелось сражение под Курском? (Летом в 1943 году.)
  9. Когда территория Советского Союза была полностью освобождена от фашистов? (В 1944 году.)
  10. Кто руководил штурмом Берлина? (Маршал Жуков Г.К.)
  11. Какой день стал Днём Победы? (9 Мая 1945 года.)

6. Итоги урока

Учитель. – Итогом нашего исследования стал творческий проект “Великая война и великая Победа”. Это папка, куда вошли ваши рисунки о ВОВ, сегодняшние выступления, рефераты, исследовательские работы, сочинения о ваших прабабушках и прадедушках.

Учитель: Как создавался творческий проект? (Посетили Краеведческий музей в 3 классе, в библиотеке искали материал о войне, изучали энциклопедию о войне, писали сочинения о родственниках, об участниках ВОВ, о соседях, рисовали рисунки о войне, искали материалы на страницах Интернета)

Учитель: Надеюсь, этот творческий проект будет иметь продолжение.

Учитель. – Пусть всегда над нами будет мирное небо. Миру – мир!

Звучит фонограмма песни “День Победы”.

7. Домашнее задание

Учебник стр.140–146 – прочитать; рабочая тетрадь стр.40 – ответить на вопросы.

8. Рефлексия

- С какими чувствами мы покидаем этот урок? Передайте своё впечатление.

- Урок понравился, мне всё понятно.

- Урок не очень понравился, и мне с трудом запомнился материал.

- Урок не вызвал никаких эмоций, и мне ничего непонятно.