Урок русского языка по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 2-й класс, УМК "Школа России"

Разделы: Русский язык

Класс: 2


Цель: Способствовать формированию умения правильно писать буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Тип урока: Урок – открытие нового знания.

Планируемые результаты.

  • Предметные: ученики овладевают первоначальными знаниями о нормах русского языка и пишут слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу без ошибок, отрабатывают умения писать данные буквосочетания.
  • Личностные результаты: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
  • Универсальные учебные действия (метапредметные ):
  • Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства её осуществления, учатся планировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск информации в учебном тексте; логические - устанавливают причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

Образовательные ресурсы: учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» 2 класс, авторская презентация по теме урока,
интернет-ресурс.

Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, аудиоколонки, ноутбуки.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок русского языка. Если будет трудно, я вам помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Сядьте правильно. Откройте тетради и расположите их правильно, наклонно. От последней работы отступите 2 рабочих строки. Давайте запишем число и классная работа.

2. Целеполагание и актуализация знаний

А теперь давайте определим тему урока. Внимание на экран.

Ой, посмотрите, буквы играют.

А на какие две группы можно разделить буквы, которые принимают участие в игре? (Да, на буквы, которые обозначают гласные звуки и согласные)

Кто мне назовёт гласные звуки?

А согласные?

А как можно ещё назвать эти согласные звуки? (шипящие)

Давайте подумаем, на какие 2 группы по твёрдости, мягкости можно разделить согласные звуки. (твёрдые, мягкие)

Назовите твердые звуки.

Мягкие звуки.

В первом классе вы уже знакомились с буквосочетаниями, которые можно составить из данных букв. Назовите эти буквосочетания.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Но при написании этих буквосочетаний многие ребята, к сожалению, допускают ошибки.

А как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы не допускать ошибки? (Знать правила)

Сегодня на нашем уроке мы и будем тренироваться в написании сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

3. Чистописание

Но писать нужно не только грамотно, но и красиво. Поэтому в начале мы поупражняемся в написании буквосочетания ШИ. Давайте напишем правильно и красиво это буквосочетание.

Напоминаю вам о правильной посадке и расположении тетради. Обратите внимание на одинаковую высоту элементов, наклон.

Дети пишут.

Посмотрите внимательно и найдите то буквосочетание, которое на ваш взгляд получилось красиво. Обведите его в кружок желтым карандашом.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Хорошо, ребята, прочитайте ещё раз буквосочетание, которое вы учились красиво писать. Первый звук [ш]. Какой он твердый или мягкий? Второй звук [ы]. Слышим звук [ы], а пишем букву и. Почему? Какой звук обозначает буква и? Вспомните какую работу выполняет звук [и]? (Смягчает впереди стоящий согласный звук) А буква И показывает на письме мягкость предшествующих согласных звуков. В сочетании ши звук [ш] – твердый! Почему звуку [и] не удалось выполнить свою работу? А вы заметили, буква И не принимала участие в игре.

Какие ещё буквы не играли? А почему так? Если мы будем подробно анализировать сочетания ча-ща, чу-щу, то тоже заметим противоречия – буквы а и у обозначают твердость предшествующих звуков. В данных сочетаниях у них не получается это сделать, так как предшествующие звуки – мягкие.

Сами мы не сумеем объяснить такое написание. Обратимся к страничке для любознательных. СЛАЙД

В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими и обозначать их мягкость нет необходимости. Правила написания ЖИ-ШИ , ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ считаются историческими, традиционными. Нам, современным людям, остаётся только следовать этим правилам и стараться писать слова без ошибок.

А если вам захотелось раскрыть все тайны исторических написаний, то более подробную информацию вы можете найти в дополнительных источниках: в сети Интернет, справочниках, энциклопедиях.

4.1. Работа с учебником.

А теперь давайте прочитаем, что говорится о правописании этих буквосочетаний в наших учебниках. Откройте учебник на стр. 11 и найдите сведения о языке. Кто нам прочитает?

4.2. Запись слов под диктовку.

Потренируемся писать слова с данными буквосочетаниями под диктовку.

а) Чтобы написать правильно слова, нужно спланировать свои действия.

Прочитайте пункты плана. Вы согласны с таким порядком выполнения действий?

Расположите их в правильном порядке.

  1. Внимательно послушать.
  2. Определить буквосочетание.
  3. Вспомнить правило.
  4. Записать слово.

б) Переходим к записи слов.

Кто считает, что хорошо справится с этим заданием, нарисуйте вначале строки кружок жёлтого цвета, те, кто считает, что может допустить ошибки – кружок красного цвета.

Лыжи, щука, чай, шина, роща, чудеса.

Проверьте запись слов самостоятельно.

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте. Подчеркните простым карандашом буквосочетание, в котором, на ваш взгляд, допущена ошибка.

(А теперь ещё раз каждый сам проверит свою работу, сверив её с экраном.)

Оцените свою работу, нарисуйте после последнего слова кружок жёлтого цвета, если не было ошибок, и красного цвета, если были ошибки.
Поднимите руку, у кого в начале и в конце работы кружки жёлтого цвета. Молодцы! Ваш прогноз оправдался.

Поднимите руку, у кого кружки разного цвета. Вам я рекомендую быть внимательнее, не забывать написание слов.

5. Физкультминутка

Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.

Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Вставь букву». Послушайте и подскажите мне буквы.

Знаем твердо, что жи-ши
Пишем только с буквой и.
В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу-щу
Пишем только букву у!

Работа с учебником. Развитие речи.

Упр. 22 с.14 (1). Составим предложение из слов. Запишем полученное предложение. Какие цвета вы бы использовали, если бы решили нарисовать картинку к этому предложению?

6. Закрепление знаний и способов действий. Работа с ноутбуками

А теперь выполним интерактивное задание, будете работать в паре и получите оценку. Ваша оценка будет зависеть не только от умения применять изученное правило, но и от умения работать в паре.

Наведите курсор на значок на рабочем столе. Щёлкните по нему.

Выберите слово. Прочитайте, посоветуйтесь в паре, договоритесь между собой.

Дети работают.

Поднимите руку, у кого оценка 5, 4. А кому даны рекомендации?

Молодцы, вы хорошо поработали. Смогли применить правило и поработать в паре. Если что-то не получилось, не расстраивайтесь, у вас ещё будет возможность научиться исправить свои ошибки.

7. Рефлексия. Подведение итогов

  • Итак, ребята, наш урок подошёл к концу.
  • Какую цель перед собой ставили в начале урока?
  • Всё ли у вас получилось на уроке?
  • Какие задания вызвали затруднения?
  • О чём бы вам хотелось рассказать своим друзьям, родителям?

8. Домашнее задание

Продолжить выполнять упр. 22 стр.14. Задание будет выдано в Дневнике.ру.