Система управления и контроля деятельности за ходом реализации программы "Здоровье" в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Одной из главных задач ФГOC ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организация работы по укреплению и сохранению здоровья детей является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-oбразовательного процесса в ДOУ. Детский сад должен заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в ДOУ педагоги должны помочь ребенку, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять свое здоровье. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи. Основной задачей дошкольных учреждений на современном этапе развития системы образования в России является оптимизация оздоровительной деятельности. В свою очередь, оптимизация любого процесса неразрывно связана с обеспечением его управляемости. Управление же должно строиться с позиций системного подхода, призванного в комплексе решать как медико-социальные, так и медико-психологические проблемы детей дошкольного возраста. Это требует объединения общих усилий большого круга специалистов разного профиля, концентрации их интеллектуального потенциала, а также разрешения противоречий, возникающих между специалистами внутри учреждения, педагогическим коллективом и родителями.

Оздоровительное направление в работе ДОУ является приоритетным на протяжении последних 15 лет. Сделано много необходимых преобразований для создания оптимальной оздоровительной системы. Многие оздоровительные технологии работают успешно на протяжении ряда лет. К работе привлечены специалисты ДОУ: инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра.

Но вместе с тем анализ результатов диагностических исследований выявил проблемы в организации здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса ДОУ. К их числу относятся:

  • высокий процент часто болеющих детей;
  • 13,4 % воспитанников испытывают психоэмоциональный дискомфорт (согласно цветового теста М.Люшера и результатам социометрии);
  • 30% семей воспитанников не ориентирована на ЗОЖ, не являются союзниками педагогического коллектива в формировании компетентности  здоровьесбережения у детей (по результатам анкетирования родителей);
  • не все педагоги в профессиональной деятельности демонстрируют здоровый стиль поведения, ориентируются в воспитании привычек ЗОЖ у детей;
  • разрозненность усилий медицинского персонала, педагогического коллектива, семьи в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребенка.

Для улучшения положения необходима высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т.е. соответствуещего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению ценностей здорового образа жизни всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Необходимость определения стратегических перспектив, механизмов и этапов наращивания материально-методического потенциала дошкольного учреждения в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности, определили направление работы по: «Повышению эффективности здоровьесберегающей деятельности ДОУ на основе управления процессами здоровьесбережения».

Управление процессами здоровьесбережения рассматривается нами, как процесс формирования и регулирования организационных взаимодействий посредством совокупности способов, средств, необходимых для эффективного достижения целей, делающий работу по здоровьесбережению целенаправленной, плановой, системной. Основной целью здесь является сохранение и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Эффективность педагогических воздействий во многом определяется использованием системно-структурного подхода (ПК. Анохин, Д.Д.Донской, Н.А.Курьеров, и др.). В основу опыта положены теоретические разработки В.Алямовской, И.Аршавского, Ю.Змановского, Н.Амосова, Л.Глазыриной, а также практические пособия М.Маханевой, М.Картушиной, Л.Волошиной, и методические пособия в области различных оздоровительных методик.
Эффективный по словарю С.И.Ожегова определяется как действенный, дающий результат. Эффективность здоровьесберегающей деятельности предполагает высокий уровень компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, умение и желание семьи осуществлять здоровый стиль поведения, а также крепкое здоровье и полноценное физическое и психическое развитие воспитанников дошкольного учреждения. Это достигается работой по двум взаимосвязанным направлениям — здоровьесберегающему и здоровьеформирующему.
Под здоровьесберегающей технологией понимаем комплексную систему ежедневной практической физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении.
Под здоровьеформирующей - комплекс технологического обеспечения готовности личности к развитию физической культуры. По мнению В. К Бальсевича, здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры, обеспечивающие приумножение здоровья детей. Сюда мы относим развитие двигательных качеств, внимания и координационных способностей, воспитание навыков чередования режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления, формирование коммуникативных навыков.

При разработке управленческих механизмов здоровьесберегающей деятельности ДОУ в основу взяты положения П.И.Третьякова, К.Ю. Белой, - создание управления по результатам. Где понятие «управление по результатам» авторы определяют как систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, которые определены и согласованы всеми членами организации. В нашем случае в качестве результатов рассматривается состояние здоровья воспитанников, их индивидуальные особенности и возможности и на основе этого строится процесс оздоровления.

Нами была разработана система управления и контроля деятельности педагогического коллектива по конечным результатам, которая реализовала следующие управленческие функции.

Информационно-аналитическую (создание службы мониторинга; формирование информационного банка данных по здоровому образу жизни, состоянию здоровья детей).

В ДОУ была создана творческая группа с целью организации и проведения мониторинговых действий по выявлению уровня физического, психического и социального развития детей и профессиональной компетенции педагогов.

Творческой группой был составлен план работы по отслеживанию динамики детского развития, определены линии развития, методики, ответственные за проведение диагностики и сроки проведения.

Мотивационно-целевую (разработка методов стимулирования)

Разработано положение об оценке качества работы педагогического и обслуживающего персонала при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Планово-прогностическую (участие членов коллектива в планировании оздоровительной работы; выделение показателей достижения целей).

Выделены критерии эффективности оздоровительной работы:

Дошкольники

  • Общая заболеваемость;
  • Заболеваемость в случаях и днях на одного ребенка в год;
  • Процент частоболеющих детей;
  • Индекс здоровья;
  • Процент детей испытывающих психоэмоциональное напряжение;
  • Процент прироста физических качеств;
  • Процент информированности детей о здоровье;
  • Процент детей имеющих высокий и средний уровень сформированности культурно-гигиенических навыков.

Родители

  • Коэффициент удовлетворенности родителей здоровьесберегающей деятельностью в ДОУ;
  • Процент включенности родителей в спортивно-оздоровительную работу;
  • Процент информированности родителей о здоровье, здоровом стиле поведения.

Педагоги

  • Рост профессионального мастерства, обобщение опыта по здоровьесбережению;
  • Оценка удовлетворённости педагогов своей работой.

4. Организационно-исполнительскую(создание и организация работы ПМПк, «Службы здоровья», организация работы по здоровьесбережению).

В ДОУ организована здоровьесберегающая служба «Совет Здоровья». «Совет Здоровья» охватывает работу всех специалистов ДОУ. Работа службы строится по блокам медицинский, педагогический, психологический.

Педагогический блок, предусматривает систему педагогических мер индивидуальной работы с каждым ребенком в соответствии с личной программой его развития («индивидуальный маршрут развития») и работу с группами воспитанников по формированию у них навыков совместной деятельности. Это позволяет заложить в образовательную модель образовательного учреждения системный поход к развитию личности каждого ребенка, разработать индивидуальную программу развития каждого ребенка.

Медицинский блок, отвечает за здоровье детей. Обеспечивает систему лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление детей. Отслеживает результативность оздоровительной работы в МДОУ. Проводят мониторинг здоровья детей.

Психологический блок, предусматривает комплекс психологических мероприятий, направленных на устранение проблем организации педагогической работы в той или иной группе и затруднений, возникающих в развитии конкретного ребенка; обеспечение психического здоровья детей. Психолог осуществляют наблюдение за детьми, проводят диагностику психического развития детей с целью выявления возникающих проблем. Проводит коррекционно-развивающую работу с детьми. Даёт рекомендации родителям, педагогам. Психологическая диагностика дает возможность не только отследить развитие ребенка в ДОУ, но и оценить эффективность развивающей прогрессии.

5. Контрольно-диагностическую (нацеленность системы контроля на конечный результат; использование различных форм общественного контроля: творческие отчеты, презентации, публичные выступления).

6. Регулятивно-коррекционную деятельность (создание рабочей группы по внедрению программ, технологий).

Мы считаем, что созданная в МБДОУ система управления и контроля деятельности за ходом реализации программы «ЗДОРОВЬЕ», позволит нам качественно достичь поставленную цель в деле сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, в формировании у родителей, педагогов, детей ответственности за своё здоровье, в улучшении медико-социальных условий пребывания ребенка в детском саду.

Cписок литературы

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013.
  2. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
  3. Бастрон И.Я. Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravleniedou/2013/10/07/integratsiya-obrazovatelnykh-oblastey-zdorove-i-fizicheskaya
  4. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.
  5. «Оздоровительная гимнастика». Комплексы упражнений. Л.И. Пензулаева. М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016.
  6. «Оздоровление детей в условиях детского сада/под ред. Л.В.Кочетковой. – М: ТЦ Сфера. 2005.
  7. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б.Б.Егорова. – М., 2004.
  8. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21–28.