Конспект урока по математике на тему "Периметр многоугольников". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Программа: Школа России, авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова.

Класс: 2.

Цель: формировать умение вычислять периметр многоугольника.

Задачи: практическая: развивать навыки измерения геометрических фигур с использованием нового термина «периметр».

Образовательные:

  • совершенствовать вычислительные умения (сложение, сравнение величин, составление выражений).
  • актуализировать знания о геометрических фигурах и умение их чертить.
  • развивать навык устного счёта, логическое мышление.
  • закрепить умение вычислять, применяя переместительное свойство сложения.

Воспитательные:

  • развивать настойчивость и умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
  • активизировать познавательную инициативу обучающихся и формировать их социальную компетентность.

Развивающие:

  • содействовать установлению в сознании ребенка устойчивых связей между накопленным и новым опытом познавательной и практической деятельности;
  • формировать и развивать учебно-организационные умения и навыки (взаимоконтроль, самостоятельная работа, коллективная деятельность);
  • развивать способность к рефлексии как важнейшей составляющей умения учиться.

Методы работы: репродуктивный метод, продуктивный метод, частично-поисковый, проблемный, элементы игровой технологии.

Оснащение урока: доска, учебник «Математика». 2 класс (авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова), презентация, аудиозапись, компьютер, колонки, картинки с изображением мячей, раздаточный материал.

Приемы: изобразительная наглядность, система упражнений, аудиолизация.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Введение

1.Мотивирование к учебной деятельности

 

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Инна Павловна, сегодня я проведу урок математики в необычной форме.
(звучит гул трибун)
- Что вы сейчас услышали?
- Ребята, скажите, где можно услышать такие звуки?(на стадионе)
- Что ожидает нашу страну в 2018 году?

Приветствуют учителя и гостей.

 

 

Отвечают на вопросы.

Личностные: способствование развитию интереса к математике, формированию мотивационной основы учебной деятельности.

 

- Как наш город готовиться к этому грандиозному событию? (строится стадион «Арена»)
- Какую геометрическую фигуру напоминает вам футбольное поле?
- А на нашем школьной стадионе есть футбольное поле?
(строится стадион «Арена»)
- Почему Чемпионат Мира по футболу проведут на новом стадионе, а не у нас на школьном?
- Про это и будем говорить на сегодняшнем уроке.
(мало места)

- Ребята, кто знает сборные каких стран приедут на этот Чемпионат? (название трех стран записываю на доске)
- Правильно, не только этих,но и многих других стран.
- Сегодня мы проведем математический чемпионат мира по футболу!!!
Для начала разделимся на команды:
1 ряд - Россия
2 ряд - Германия
3 ряд - Франция

(Россия, Германия, Франция)

2.Разминка. (Устный счет)

 

Ребята, кто знает правила игры в футбол? (тот принесет своей команде мяч!) Чем больше мячей, та команда и выигрывает!
Все спортсмены перед тем как начать игру разминаются, мы не исключение. Итак, разминка!

Говорят правила  игры

Познавательные:
Знание состава чисел,умение складывать и вычитать числа в уме.
Регулятивные:
контролируют свою деятельность.
Коммуникативные:
умеют слушать, слышать, полно и четко выражать свои мысли.

1. Матч длится 90 мин, сколько это часов и минут? (1 час 30 мин)
2. Юра, Коля и Ваня играли в футбол. Пришли еще 8 ребят. Сколько детей стали играть в футбол? (11 детей)
3. Тренер одной команды задумал такое число, которое при счете называют перед числом 19. Какое число из него вычел, если получил 8? (10)
4. Команда решила перекусить, пошла в столовую. На столе было 11 тарелок и 4 ложки. Сколько еще нужно добавить ложек, чтобы каждый участник пообедал? (7 ложек)
5. На табло высветились числа: 10,16.6,17,15,18. Какое число лишнее и почему? (6 - однозначное)
6. Около стадиона посадили 20 деревьев, а кустарников на 8 больше. Сколько кустарников посадили? (28 кустарников)
7. Самому старшему участнику команды 30 лет, а младшему 20. Насколько лет младший моложе старшего? На 10 лет

8. В течение матча судья показал 1 красную и 3 желтых карточки. Сколько всего карточек показал судья?

(4 карточки)

3.Физминутка

Мы провели математическую разминку, а теперь разомнемся как настоящие футболисты.
В игре футболисты нередко отбивают мяч головой, давайте разомнем шею, начнем с круговых  движений головой, плавно по часовой стрелке.
Футболисты мяч в руках держат крайне редко, поэтому давайте спрячем руки за спину, возможно соперник рядом, глазки отведем вправо, влево, вверх и вниз, а теперь поработаем ногами, представьте что мяч перед вами и мы должны по нему ударить внутренней стороной стопы (этот удар называется щечкой), бьем по мячу сначала правой ногой,а затем левой.
Молодцы, а теперь присядьте на свои места. Продолжим.

4. Основная часть. 1.Актуализация знаний.

- Что вы видите на экране? (Слайд №1)
- Назовите их.
- Кто может назвать их свойства? Начнем с прямой.
(показываю другой слайд).

(геометрические фигуры)
Называют фигуры
Прямая свойства: можно продлевать в другую сторону.

Коммуникативные:
формирование умения слушать и понимать других,
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные:
формирование умения на основе анализа рисунка – схемы делать выводы.
Повторение учебного материала по теме «Геометрические фигуры»,
Отработка устного счета.
Познавательные:
измерение длин сторон, повторение сложения выражений и сравнения чисел, введение понятия «периметр»

  - Можно ли каждую  фигуру назвать ломаной? На какие группы можно разделить?
- Как узнать длину ломаной?
Отлично.

Луч - часть прямой, ограниченная с одной стороны.
Отрезок - часть прямой, ограниченная двумя точками, есть начало и конец, его можно измерить.
Треугольник - три стороны, три угла.
Четырёхугольник - четыре стороны и четыре угла.
Ломаная линия

(замкнутые и незамкнутые)
(Называют два способа)

2. «Открытие» нового знания.

А сейчас вы поработаете в паре. На партах лежат листочки с изображением геометрических фигур. Внимание, задание: нужно найти длину этой фигуры.
На листах вы можете записать ваши вычисления.
Для этого я даю вам 2 минуты, кто выполнит раньше - поднимите руку.
Время пошло!
(К доске выходят по одному из пары, записывают свои вычисления на доске)
Все записали вычисления, давайте посмотрим на ответы. Какие ответы получились?

- Какое число наименьшее? Ты встанешь первый, все остальные встанут в порядке возрастания (16,18,21,30,40)

1 вариант. 6см+6см+6см=18см (с обратной стороны РИ)

2 вариант. 7см+5см+9см=21 см МЕ

3 вариант 10см+10см+5см+5см=30см Т

4 вариант 4см+4см+4см+4см=16см ПЕ

5 вариант 10см+10см+10см+10см=40см Р

 

Ребята, подскажите, для того, чтобы найти  длину геометрических фигур что вы делали?
Умнички, переверните карточки буквами к классу.
(сначала измерили стороны, а затем сложили длины)
Если сложить длины всех сторон, то можно найти…??? ПЕРИМЕТР
Молодцы! Значит тема сегодняшнего урока….(говорят дети) Периметр
Сегодня на уроке мы научимся…. Находить периметр
3. Работа с учебником.

 

Откройте учебник на стр.42.
- Кто расскажет все, что он знает о числе 42?
- В учебнике на стр.42 нарисованы фигуры.
- Как вы считаете, какая фигура лишняя? Почему?
- Я предлагаю вам всем вместе вычислить периметр треугольника.
 

Регулятивные:
Умение работать по составленному плану, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:
формирование вычислительных навыков, умение  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:
Умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
Регулятивные:
Умение работать по составленному плану, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
нахождение периметра многоугольников.

 

С чего начнём?

- Верно. Измерьте.

(измерим стороны)
- Затем? (сложим стороны)

Кто пойдет запишет выражение на доске?
Ребята, так как математики народ точный, они решили, что слово периметр будут обозначать латинской буквой Р ,давайте запишем(показываю на доске) Р=4+3+3=10 (см)
Ответ: Р=10 см

 

4+3+3=10см

А сейчас откройте тетради, запишите дату, классная работа и полученные нами вычисления и ответ. Ответ: Р треуг.=10см
записывают

4. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Над двумя оставшимися фигурами будем работать по вариантам.
1 вариант вычислит периметр первого четырёхугольника,
а 2 вариант – третьего.
Вспомним алгоритм нахождения периметра.

 

 

Выполняют по вариантам.

 
Через 2 минуты проверим результат.
Поменяйтесь тетрадками. Проверьте правильность нахождения периметра у своих одноклассников.
Р1=12см
Р3=15см
 

5. Физминутка

(Слайд) Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

 

 

6. Работа с учебником.(стр.42)

Продолжаем зарабатывать мячи.
Выполняем №3.

8+9  <   20-1
16-8  >   16-10

 

Заключение

1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

 

(Слайд №5) Ребята, скажите футбольный мяч на какую геометрическую фигуру похож? (круг)
Интересно, можно ли у круга найти периметр? (нет, т.к. у него нет сторон). Если внимательно посмотреть на футбольный мяч, то сможем увидеть некоторые геометрические фигуры, какие? (пяти и шестиугольники)

 

Познавательные:
умение применять полученные знания по предмету(нахождение периметра)
Регулятивные: 
Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.
Коммуникативные: 
Формирование умения слушать и понимать других.
Личностные:
Способность к самооценке осознания содержания учебного материала.

(Слайд с мячом №5) Если нам известно, что каждая сторона в  данном многоугольнике равна 5 см, то сможем найти периметр этого многоугольника? Что нам для этого нужно сделать?

- посчитать звенья
- сложить длины
(Р=5+5+5+5+5=25 см)

2. Рефлексия урока

(Звучит аудиозапись)
Наш Математический Чемпионат мира по футболу подходит к концу. Давайте теперь подведем итоги.
- Скажите чему мы научились на уроке, что нового узнали?
А теперь подсчитаем мячи. Победила команда….
Скажите, кто был самым активным нападающим на уроке?
Кто был активным защитником?
Кто был активным полузащитником?

 

 

(Что такое периметр. Как обозначается периметр в математике)

 

Ответы детей.

3. Домашнее задание

 

Откройте дневники и запишите домашнее задание - стр.52, №7 или стр.55, №28.

Ребята, мне было очень приятно работать с вами на уроке, вы - молодцы! Спасибо за урок! До свидания!