Решение задач на движение

Разделы: Начальная школа


Цель: Совершенствовать умение решать задачи на движение двух тел с такими величинами, как скорость, время, расстояние.

Тип урока: закрепление.

Универсальные учебные действия:

Предметные: 

  • Уметь решать текстовые задачи на движение;
  • Устанавливать зависимости между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, время, скорость);
  • Проверять правильность решения задач.

Метапредметные:

  • Контролировать и оценивать свою работу на уроке;
  • Понимать и принимать учебную задачу на уроке;
  • Отвечать на вопросы;
  • Пользоваться учебником.

Личностные:

  • Проявлять интерес к математике;
  • Осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности.

Ход урока

1. Орг. момент

Надеюсь, что наша совместная работа на уроке будет интересной и результативной. И в конце урока каждый сможет сказать «Это всё умею я».

2. Постановка учебной задачи

- Тему нашего урока, вы узнаете, если правильно отгадаете ребусы (скорость, время, расстояние)

- И ещё одна загадка.

Первое – предлог, второе – летний дом,
а целое порой решается с трудом.
(Задача)

-  Сформулируйте тему урока.

Тема: Решение задач на движение.

- Движение – это главное слово нашего урока.

Без движения, друзья,
Нам прожить никак нельзя.

- Подумайте, ребята, зачем нам нужно уметь решать задачи на движение? (чтобы не опаздывать на встречи, уметь планировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий)

3. Актуализация знаний

- Что нужно знать и уметь, чтобы решить простые задачи на движение?

- Какие знания нам помогут? (знание правил нахождения скорости, времени, расстояния.)

Задание «Собери правило»:

  • S=v*t 
  • V=S:t
  • T=S:v  (на доске)

Начнём с разминки, ведь разминка – это движение нашей мысли. (по вариантам)

Используя правила решите задачи и запишите ответ.

Задача 1

Задача 2

Задача 3

v = 6 км/ч
t =  3 ч
s - ?
___________________

s = 24 км
t =  4 ч
v - ?
___________________

s = 60 км
v =  20 км/ч
t - ?
___________________

 

Задача 1

Задача 2

Задача 3

v = 9 км/ч
t =  2 ч
s - ?
____________________

s = 48 км
t =  6 ч
v - ?
___________________

s = 90 км
v =  30 км/ч
t - ?
___________________

Проверка с доски.

- В воскресенье закончилась зимняя олимпиада в Корее. Все спортсмены двигались к своей заветной мечте – к олимпийской медали.

- Сегодня, работая над темой, вы будете двигаться по дорожке. Каждое правильно выполненное задание продвигает вас вперёд. (Оценка деятельности – закрашивание клеточек)

- Вы уже умеете решать самые простые задачи на движение, предположите, чем мы будем дальше заниматься на уроке. (Решать более сложные задачи на движение, рассмотреть разные способы решения задач, новый способом)

4. Решение задач на движение. (самостоятельное решение)

Задача 1.

Задание 1. По схеме составь задачу на движение.

Задание 2. Реши задачу. (решение на обратной стороне)

Задание 3. Ответь на следующие вопросы, используя данное условие.

  1. Сколько километров проедут машины вместе за час? Это мы нашли скорость сближения.
  2. Сколько километров они проедут за 2 часа?

Оценка деятельности:

  • Задача решена правильно – закрась 2 клетки;
  • Решена половина задачи – закрась 1 клетку;
  • Правильно ответил на дополнительные вопросы – закрась 1 клетку.

Задача 2. (Таблица на доске) работа в группах

Из города А в город Д ведут три дороги. Через город В едет грузовик со средней скоростью 42 км/ч, через город С едет автобус со средней скоростью 32 км/ч. Третья дорога – без промежуточных городов, и по ней движется легковой автомобиль со скоростью 64 км/ч. На рисунке показана схема дорог и расстояние между городами по дорогам.

Заполни таблицу и посчитай какой автомобиль добрался до города Д позже других, если все три автомобиля одновременно выехали из города А.

Транспорт

Расстояние

Средняя скорость

Время

Грузовик

 

 

 

Автобус

 

 

 

Легковой
автомобиль

 

 

 

Ответ:____________

Оценка деятельности:

  • Заполнена таблица верно – закрась 2 клетки;
  • Таблица заполнена частично – закрась 1 клетку;
  • Правильно ответил на вопрос – закрась 1 клетку.

Задача 3. Мини-проект

1. Прочитай задачу.
2. Составь из частей план решения задачи.
3. Реши задачу по плану.

Семья из 3 человек едет из Алзамая в Иркутск. Можно ехать поездом, а можно - на своей машине. Билет на поезд на одного человека стоит 1200 рублей. Машина едет до Иркутска 9 часов со скоростью 60 км/ч. На каждые 10 км пути машина расходует 1 литр бензина. А цена бензина 40 рублей за литр. Сколько рублей придётся заплатить за наиболее дешёвую поездку на троих?

План:

  1. Посчитать стоимость поездки на поезде.
  2. Вычислить расстояние от Алзамая до Иркутска.
  3. Рассчитать сколько литров бензина израсходует машина за весь путь.
  4. Посчитать сколько рублей заплатят за весь бензин.
  5. Ответить на вопрос: «Какая поездка будет дешевле на поезде или на машине».

А теперь по плану решим задачу.

Оценка деятельности: План составлен верно – закрась 1 клетку.

5. Рефлексия

  • Где могут пригодиться вам полученные знания?
  • Что на уроке для вас было новым?
  • Что было сложным? Над чем надо поработать?

- А кто может сказать о нашем уроке «Это всё теперь умею я».

6.  - Наши спортсмены в Корее завоевали 2 золотых, 6 серебряных и 9 бронзовых медалей.

А с какими результатами пришли к концу урока вы? Посчитайте количество закрашенных клеточек и оцените сою работу:

  • oтметка 5 -            ,
  • отметка 4 -             ,
  • отметка 3 -             .

Оценочный лист