Открытый урок по окружающему миру по теме "Какой бывает вода". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Программа: УМК «Начальная школа XXI века».

Класс: 1.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: создать условия для ознакомления с естественнонаучным понятием – состояние воды.

Задачи:

  • систематизировать и расширять представления о распространении воды в природе;
  • определять опытным путем свойства воды;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • развивать познавательный интерес, мыслительные операции анализа и синтеза;
  • содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • различать состояния воды;
  • определять опытным путем свойства воды.

Метапредметные:

  • планировать последовательность действий;
  • ставить,формулировать и решать проблемы;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные:

  • демонстрировать готовность и способность к саморазвитию;
  • самооценивать на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия.

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, листы с планом для учеников, памятки, раздаточный материал – картинки с различным состоянием воды ,оценочная шкала

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (Организационный момент)

- Добрый день любители природы! Сегодня мы продолжим узнавать загадки окружающего мира.

- Какое настроение возьмем с собой?

- Тогда вперед, за знаниями!

II. Постановка темы и задач урока

- Каждый мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, но чудеса окружают нас постоянно. Узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева снежинок, громады айсбергов.

- Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных и таинственных чудес.

- Чтобы узнать тему урока, я предлагаю отгадать загадку.

Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без … (воды)

- Вы догадались верно. Будем говорить о воде.

- Итак, прочитаем тему нашего урока(какой бывает вода).

Слайд №1

Мотивация

- Что вы можете рассказать о воде? (высказывания детей на основе своего жизненного опыта)

Создание проблемной ситуации

- Какие разные вы дали ответы. Кто жеправ? Как же можно подтвердить свою правоту? Какими способами? Из каких источников мы берём информацию? (примерные ответы учащихся: прочитать книги, узнать в словаре, узнать из фильма, у кого-либо спросить, в энциклопедии, поставить опыты).

- Давайте сформулируем на какие вопросы мы должны сегодня ответить.

- Какова же цель нашего урока? Как вы думаете?

- Верно, ребята. Сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы.

III. Актуализация знаний

- Ребята, скажите, где в природе мы встречаемся с водой?

- Ребята, вспомните, с какими явлениями неживой природы связана вода?

- Верно!

IV. Изучение нового материала

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьётся,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.

Слайд №2-9

- Река, море, снег, град, сосулька. Да, это все вода.

- Вода в природе существует в трех состояниях:

  • Жидком
  • Твердом
  • Газообразном

- Откройте учебники на странице 88, приведите примеры воды в разных состояниях.

- Итак, проверти себя

Слайд №10-11

Физкультминутка

- А теперь пришло время отдохнуть нашим глазкам. (Дети выполняют упражнение по офтальмотренажёру).

Опытно-экспериментальная работа

- Посмотрите на глобус.

- Какого цвета на глобусе больше?

- Голубым цветом изображены реки, моря, океаны, озёра нашей планеты.

Космонавты видят нашу планету голубой, так как воды на земле больше чем суши.

- А сейчас пришло время поближе познакомиться с водой. Открыть тайны воды помогут опыты.

Опыт 1. Показывает учитель.

Оборудование: стеклянные прозрачные сосуды с водой разной формы.

- Как вы думаете, вода имеет форму? (Учитель наливает воду в каждый сосуд). Понаблюдав, ученики формулируют вывод: вода не имеет постоянной формы, а приобретает форму сосуда (предмета), в котором находится (или налита).

Опыт 2. Показывает учитель.

Оборудование: два сосуда (1 – пустой, 2 – с водой).

- Наклоним сосуд с водой над пустым сосудом.

- Что вы видите? Что делает вода?

- Какой вывод можно сделать? Понаблюдав, ученики формулируют вывод: вода течёт, движется.

- Это свойство воды, называется текучесть.

- Это не все свойства воды. Другие свойства воды вы изучите в своих лабораториях. В каждую лабораторию входят:

- Теоретики – знакомят с планом проведения опыта.

- Экспериментаторы – проводят опыт.

- Аналитики – фиксируют результаты опытов.

- Все обсуждают в своих лабораториях результаты исследований и делают выводы.

- Перед выполнением опытов повторим правила сотрудничества:

Слайд № 12

1. Уважай позицию товарища.

2. Не обижай и не обижайся.

3. Будь внимательным.

4. Соблюдай тишину.

5. Умей слушать и слышать других.

6. В работе должны участвовать все.

(Затем ученики работают в группах, выполняя задания, по плану, иллюстрируют опыт).

1 Лаборатория. Опыт: «Вода – прозрачная жидкость».

Оборудование: два стакана, в одном – вода, в другом – молоко, ложка.

ПЛАН.

1. Взять ложку и опустить её в стакан с водой.

2. Ложка видна (да – нет).

3. Опустите ложку в стакан с молоком.

4. Ложка видна (да – нет).

5. Вывод: вода (прозрачная – непрозрачная) жидкость.

2 Лаборатория. Опыт: «Вода является растворителем».

Оборудование: три сосуда с водой, соль, сахар, песок, чайная ложка.

ПЛАН.

1. В первый стакан насыпьте чайную ложку сахара и размешайте.
2. Видим ли мы теперь сахар? (да – нет)
3. Сахар растворился? (да – нет)
4. Во второй стакан насыпьте чайную ложку соли и размешайте.
5. Видим ли мы теперь соль? (да – нет)
6. Соль растворилась? (да – нет)
7. В третий стакан насыпьте песок, размешайте.
8. Видим ли мы теперь песок? (да – нет)
9. Песок растворился? (да – нет)
10. Все ли вещества растворились? (да – нет)
11. Вывод: вода растворяет (все – не все) вещества.

3 Лаборатория. Опыт: «Вода удерживает на своей поверхности некоторые предметы».

Оборудование: два сосуда с водой, гвоздь, пробка.

ПЛАН

1. В первый стакан опустите гвоздь.

2. Гвоздь утонул? (да – нет)

3. Во второй стакан опустите пробку.

4. Пробка осталась плавать? (да – нет)

5. Вывод: некоторые предметы в воде_____________, другие предметы в воде _____________.

Слова для справок: тонут, плавают.

- Почему одни предмета плавают на поверхности воды, а другие тонут? Это вы узнаете на уроках физики в старших классах.

- Молодцы! Вы хорошо потрудились в своих лабораториях. А теперь давайте перечислим свойства воды, которые изучили на уроке:

  • Вода принимает форму сосуда, в который налита. Своей формы не имеет.
  • Вода течёт (текуча).
  • Вода – прозрачная жидкость.
  • Вода – растворитель.
  • Вода удерживает предметы на своей поверхности.

Слайд№ 13

- Дети, но это ещё не все свойства, которыми обладает вода. С другими свойствами вы познакомитесь в старших классах, на уроках физики и химии.

Физкультминутка.

Очень всем нужна вода.
Делай раз и делай два.
Звери у ручья напились,
Влево, вправо
наклонились.
Вместе на носочки
встали,
Тучку лапками достали.
Дружно хлопнули в
ладоши,
До чего же день
хороший!
Дождик вдруг полил с
утра,
За работу нам пора.

Рубрика: «В мире интересного».

- Японский учёный Мосару Эмото проводил с водой опыты. Ему открылись удивительные свойства воды. (подготовленный ученик рассказывает о них).

- Если вас заинтересовала эта информация, в интернете вы можете посмотреть фильм о воде японского учёного. Но, нам всем надо задуматься над теми поступками, которые мы совершаем, чтобы люди говорили о нас только хорошие слова, ведь в состав организма человека входит вода, задумайтесь над этим.

Работа с учебником

- Я хочу, чтобы вы ответили ещё на один вопрос: «Зачем нужна вода?» , поможет нам в этом страница учебника 89. Рассмотрите иллюстрации.

- Итак, зачем же нужна вода?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: вода – это жизнь!

- И сейчас мы сможем в этом убедиться, внимание на экран.

Слайд № 14-21

V. Закрепление изученного материала

Рефлексия деятельности

- Ребята, наш урок подходит к концу. Как вы считаете, смогли мы с вами узнать, в каких трёх состояниях бывает вода?

- Возьмите свою карточку на столе и определите по рисунку, в каком состоянии находится вода. Дополните своей карточкой схему.

VI. Итог урока

 - Какие открытия вы сделали на уроке?

- Почему вода важна для нас?

Самоанализ работы на уроке

- Давайте оценим свою работу на уроке. У вас на партах лежат тучки: синие и жёлтые.

  • Синяя тучка – урок понравился, было интересно.
  • Желтая – возникали трудности.

- Поднимите тучку, которую считаете нужной.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями на уроке. Мне было приятно с вами работать!

- Спасибо за внимание!