Обучение дошкольников правилам дорожного движения

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (212 кБ)


Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность на дороге нашим детям?», т.к. дети – наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий  мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного дорожного движения с младшего возраста. Но не нужно забывать при этом, что «чужих» детей не бывает, и они берут пример со взрослых.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения требует от педагогов и родителей определенных знаний и системы работы.

Система работы по ознакомлению детей с ПДД строится в соответствии с формами организации педагогического процесса в дошкольном учреждении. Режим занятий – их разнообразие и общее количество – позволяет реализовывать указанную задачу ежемесячно, объединяя с другими обучающими задачами. Однако особенности дошкольного возраста требуют постоянного повторения и закрепления знаний, умений, навыков. Кроме того, достаточно большой объем познавательного материала и лимитированное количество занятий в течение года диктуют необходимость соединения некоторых тем, вынесение некоторых из них в совместную деятельность, рассмотрение через другие формы работы с детьми – игры, развлечения, досуги, и др.

Решение задачи возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: ищем вместе выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаем, удивляемся.

Мы разработали перспективные  планы совместной работы с детьми и родителями. В нашей работе стали системой совместные встречи с сотрудниками ДПС. На этих встречах дошкольникам и родителям рассказывают о дорожных происшествиях их причинах, рекомендуют на что обратить особое внимание при обучении дошкольниках правилам дорожного движения. Сотрудники ДПС показывают мультфильмы, проводят дидактические и ролевые игры.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения требует от воспитателей определённых знаний. Совместно с работниками ДПС мы разработали рекомендации по обучению детей старших и подготовительных к школе групп правилам дорожного движения, в которых воспитателям предлагалось обучить их правильному движению по тротуару, переходу через улицу, умению определять назначение цветовых сигналов светофора.

Педагогический коллектив целенаправленно организовал свою работу по выполнению этих рекомендаций. И уже через год мы ощутили некоторые положительные результаты, убедились, что изучение правил дорожного движения доступно детям дошкольного возраста.

Раз в два года с помощью работников ДПС мы проводим семинар, на котором воспитатели слушают выступления из опыта работы, получают рекомендации по использованию новых диафильмов, художественной и методической литературы.

Для обучения детей правилам дорожного движения необходимы специальные пособия и атрибуты. Создавали мы их постепенно. Вначале сшили костюмы, нагрудники с изображением различного вида транспорта, сделали светофоры для занятий и игр, приобрели жезлы регулировщика. Изготовили небольшой макет части города для упражнений детей в правильном переходе улицы. Для занятия приобрели разные виды грузовых и легковых автомобилей, фургоны, автобусы и другие виды транспорта.

Готовясь к конкурсу «Красный, желтый, зеленый», мы наметили план, который предусматривал укрепление материальной базы, работу в методическом кабинете с педагогами, родителями. На территории детского сада оборудовали автогородок. Отвели специальное помещение, где размещены дидактические и настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, макеты города. Здесь можно было провести занятие с помощью макета, действующего светофора, взять необходимые атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические и настольные игры и необходимый транспорт для занятий, игр, упражнений на участке.
Территория ДОУ была рассчитана так, что на ней имелись дороги с односторонним и двухсторонним движением, поворотный круг, тупики, повороты, главная и пересекающая дороги, пешеходные переходы, стоянки автомобилей, соответствующие стационарные и переносные знаки. В процессе работы мы убедились, что провести такую игру, как «Красный, желтый, зеленый» лучше на улице. Чтобы охватить весь контингент детей.

Взяв за основу специальную литературу, разобрали конспекты бесед о правилах дорожного движения. Большое внимание мы уделили составлению логических задач, подборке дидактических игр. В целях оказания воспитателям наиболее эффективной помощи, разработали карточки оборудования занятий по обучению детей правилам дорожного движения.

Обучение детей правилам дорожного движения мы проводили в свободное от занятий время, начав его в первой младшей группе.

Во второй младшей группе, опираясь на знания, полученные детьми в первой младшей группе, продолжали работу по формированию у детей пространственной ориентировки, учили их различать легковые и грузовые машины, закрепляли умение называть части автомобиля.

Дети на прогулках наблюдали за различными видами транспорта, в свободное от занятий время рассматривали иллюстрации с изображением машин, называли их.

Знания, приобретенные детьми в младших группах, расширялись и углублялись в последующих.

Из года в год знания, приобретенные детьми, расширяются. В старшей группе ребята знакомятся с таким понятиями, как переход, проезжая часть дороги, дорожные знаки. Для этого мы используем целевые прогулки, экскурсии, беседы, игры, логические задачи, чтение художественной литературы.

Много внимания уделяем ознакомлению детей с дорожными знаками. Некоторые ребята, родители которых имеют автомашины, довольно хорошо знали назначение тех или иных дорожных знаков и охотно помогали усвоить их другими. Начинаем работу с ознакомления дошкольников с предупреждающими знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Животные на дороге», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»; затем с запрещающими знаками, «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Въезд запрещен». Во время игр с транспортом дети узнают предписывающие знаки: «Круговое движение», «Движение только прямо», а также указательные: «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пешеходный переход» есть в предупреждающих и указательных знаках, но назначение его разное. Предупреждающий знак предназначен для водителей: «Будьте осторожны, впереди пешеходный переход, уменьшите скорость, следите за дорогой», а указательный знак помогает пешеходам: «Не переходите дорогу в неположенном месте, рядом пешеходный переход». Внешне эти знаки разные, одинаков лишь рисунок.

В старшей группе знакомим детей с работой регулировщика. В нашем городе на всех основных перекрестках установлены светофоры, поэтому видеть работу регулировщика невозможно. Снова обратились в ДПС с просьбой показать работу регулировщика специально для ребят, рассказать, для чего ему нужен жезл, почему регулировщик стоит в центре, какое движение жезлом он делает, чтобы разрешить движение или запретить его. Чтобы закрепить и расширить знания детей о работе регулировщика, показали им два видеофильма: «А ты знаешь?» и «О профессии регулировщика», читали главы из книги Б.Житкова «Что я видел» и С. Михалкова «Дядя Степа – милиционер».

Дети получили чёткое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их: ходить только по правой стороне, иначе натолкнешься на встречного пешехода, помешаешь его передвижению; переходить дорогу только там, где имеется пешеходный переход, при двухстороннем движении транспорта переходить дорогу, посмотрев сначала налево, а дойдя до середины дороги, - направо, ожидать транспорт только на специальной остановке.

Дошкольники узнали, что пассажирам с детьми, пожилым людям и инвалидам разрешается входить в переднюю дверь транспорта, потому что водитель лучше их видит.

Свои знания о правилах дорожного движения дети отражали в рисунках, играх. Изображая дома, дорогу, они рисовали пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Во время игр ребята не только закрепляют правила дорожного движения, но и учится культуре поведения в общественном транспорте: купить билет, не садиться, если стоит взрослый и т.д.

В подготовительной к школе группе проводится работа по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения, полученных в предыдущих группах (дети решают логические задачи, выполняют игры – упражнения, проводятся викторины). Т.к. вся территория детского сада расчерчена специальными дорожками, изображая улицы города, и наши дети имеют возможность ежедневно упражняться в выполнении правил дорожного движения в соответствии с поставленными дорожными знаками. Площадка, оборудованная действующим светофором, дорожными знаками, детским транспортом, различными постройками, привлекает детей, позволяет играть почти всей группой: водителям надо отремонтировать машины на станции технического обслуживания, заправить их бензином, заехать в пункты медицинской помощи, питания – везде их ждут. Любимая роль детей в этой игре – сотрудник ДПС, который следит за движением транспорта из высокой будки дежурного.

Мы разъясняем дошкольникам, как важно не только знать, но и выполнять правила дорожного движения им, будущим школьникам. Скоро они самостоятельно, без родителей, должны будут ходить по улицам города в школу. После беседы проводим обучающую игру «Мы идем в школу». Играя, дети упражняются в переходе дороги там, где нет светофора, используя «остановки безопасности».

Работу, проводимую по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения, связываем с развитием речи. В подготовительной к школе  группе в течение года несколько раз планируем придумывание детьми рассказов на темы: «Светофор», «Как «Москвич» заблудился», «Алешина дорога в школу» и д.р. Рассказы детей построены на знании правил дорожного движения.

На консультациях знакомим родителей с содержанием работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, в папках – передвижках помещаем практические материалы: стихи, списки литературы. С помощью родителей изготовлены и многие атрибуты: дорожные знаки, плоскостные фигуры, костюмы и др.

В результате проведенной работы родители не только следят за тем, чтобы их дети соблюдали правила дорожного движения, но и сами их выполняют.

Выпуская детей в школу, мы знаем, что наши воспитанники умеют ориентироваться в окружающей обстановке. Результативность нашей работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.