Разработка урока по истории "Хакасия в XVI веке"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель: рассмотреть особенности социально-экономического и политического развития Хакасии в XVI в.

Образовательные ресурсы: Учебник «История Хакасии с древнейших времен до конца XIX века», тетрадь.

Личностно значимая проблема: Каковы были особенности развития территории Хакасско-Минусинской котловины накануне присоединения к России?

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, делать сложные обобщения, давать характеристику историческому периоду.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Познакомить с особенностями социально-экономического и политического развития Хакасско-минусинской котловины в 16 в. Совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся; формирование опыта творческой деятельности.
  • Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
  • Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией.
  • Личностные УУД: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

План урока:

1. Территория и население

2. Устройство и управление

3. Занятия населения. Торговля

Ход урока

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Сообщает, что сегодня изучая новый материал, мы будем работать в группах. Предлагает учащимся разделиться на 5 групп.

Учитель:  На территории современной Хакасии еще в древности проживали различные племена, здесь во многом происходили те же процессы, что и в Российском государстве 16 века. В начале 17 века началось присоединение Хакасии к Российскому государству. Тема нашего урока: Хакасия в 16 веке (учащиеся определяют тему урока, ставят проблему урока)

Проблема урока: Каковы были особенности развития территории Хакасско-Минусинской котловины накануне присоединения к России?

Объяснение учителя: Территория Хакасии в 16 веке на юге доходила до Саянского горного хребта; на севере — до современных городов Томска, Ачинска и Красноярска.

На востоке граница шла по Восточным Саянам; на западе по рекам Кия и Урюп. В 16 веке здесь существовало 4 княжества: Алтырское княжество; Тубинское княжество; Езерское княжество; Алтысарское княжество.

Чтобы рассмотреть особенности устройства государств,  занятия жителей, устройство и управление мы будем работать в группах, и  заполнять таблицу и составлять схему.

Название княжества

Территория расположения

Население

Занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняет задания для работы в группах

1 группа - Алтырское княжество;
2 группа - Тубинское княжество;
3 группа - Езерское княжество;
4 группа - Алтысарское княжество;
5 группа - составить схему устройство и управление княжествами в 16 в.

Группы по очереди представляют ответы на задания. Слушают друг друга, выполняют записи, задают уточняющие вопросы. Ученики определяют, что уже достигнуто. Обсуждают, как осуществлялось управление отдельными категориями населения.

Подведение итога урока: учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: Каковы были особенности развития территории Хакасско-Минусинской котловины накануне присоединения к России?

Дают оценку работы членам группы.

Список учащихся

Взаимооценка работы в группе

Самооценка

Оценка итоговая

 

 

 

 

Рефлексия. Методика светофор. У каждого ученика имеются стикеры 3-х цветов светофора. Учитель просит учащихся в конце урока наклеить стикеры – сигнал обозначающие их понимание или непонимание материала.

Домашнее задание: Написать сочинение от имени путешественника оказавшегося на территории Хакасии 16 в.