Применение технологии проектной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


(слайд 1)

Современному дошкольному образованию требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора. По моему мнению оптимальным методом, отвечающим в полной мере Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, является метод проектов. В своей практике по планированию и  организации воспитательно-образовательного процесса с детьми младшего дошкольного возраста я применяю технологию Л.В.Свирской  «План-Дело-Анализ». Ценность авторской технологии заключается в организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планирования действий. Совместное планирование работы и всю образовательную деятельность определяю как «тематический проект». Работу над проектом выстраиваю поэтапно.

На первом этапе вместе с детьми на утреннем групповом сборе (мы называем его «Детский совет») выбираем тему проекта из инициатив детей.

(слайд 2)

В этой ситуации я стимулирую активность моих воспитанников, высказывания идей какими бы абсурдными они не показались на первый взгляд. Как правило дети предлагают темы, которые близки их практическому, жизненному опыту «Игрушки», «Животные», «Транспорт». В основном темы проектов выдвигаются с моей инициативы способом «культурного продавливания». Для этого я прибегаю к таким приемам, как использование наглядной информации, скомпонованной на рабочей стене.

(слайд 3)

Или размещаю на видных местах в группе, на ковре - картинки, фотографии, книги, (слайд 4) различные предметы (слайды 5,6). В качестве «подводки к теме использую» модель трёх вопросов (слайд 7).

При этом я не сообщаю детям, что обсуждается выбор темы нового проекта, а просто веду с ними разговор о том, что они знают об этом, что хотят узнать по предполагаемый теме, и что нужно сделать, чтобы узнать.

Таким образом я получаю первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируюсь сама и помогаю ориентации детей в способах получения, уточнения знаний. Высказывания детей записываю без адаптации, без «причесывания» фразы с указанием автора.

Заполненную «модель трёх вопросов» вывешиваю в приемной на специальной магнитной доске, чтобы родители её увидели, прочитали, заинтересовались и включились в совместную работу. (слайд 8)

Хорошим подспорьем является письмо родителям, составленное совместно с детьми. (слайд 8)

Родители охотно откликаются на мои просьбы: совместно с детьми собирают информацию в Интернете, смотрят телепередачи, подбирают энциклопедии, книги, фотографии, игры, игрушки, изготавливают поделки, рисуют рисунки. Ребёнок оказывается интересен родителям. У детей появляются новые стимулы, новые информации и ресурсы по теме проекта.

А я получаю подкрепление в организации образовательной деятельности и пополнении ПРС. (слайды 9-15)

Второй этап - планирование. (слайд 16)

Из общего обсуждения с детьми, из «модели трёх вопросов» рождается основа воспитательно-образовательного плана, как содержательная, так и по видам деятельности.

Для этого я заранее на листе бумаги формата А-3 наношу разметку – название центров. Это форма называется «паутинка» (слайд 17). Все идеи детей вношу в общий план наравне со взрослыми. Для фиксации использую два постоянных цвета: синий – для записи идей взрослых, красный – для записи идей детей, для того чтобы можно было проанализировать и  сделать выводы об эффективности моей работы, о динамике развития детей. Все идеи вписываю печатными буквами с указанием автора. Мои малыши понимают, что я записываю их идеи, их мысли, то есть придаю им значение. Это воспитывает у детей чувство собственного достоинства.

Составленную  «паутинку»  вывешиваю на рабочей стене, к которой мы ежедневно возвращаемся: обсуждаем запланированные и выполненные дела. (слайды 18,19)

На этом этапе моя задача помочь ребёнку спланировать свою деятельность, сделать выбор, стимулировать их активность, самостоятельность, инициативу. (слайд 20)

Мы ещё маленькие, учимся только планировать. Но систематическая, планомерная работа в этом направлении дает положительные результаты.

Третий этап – практическая часть (совместная и самостоятельная деятельность в центрах активности).

После того, как дети сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место и партнёров они осуществляют свободную деятельность в центрах активности. (слайды 21,22,23)

Ребёнок по собственной инициативе:

  • экспериментирует (слайды 24,25,26),
  • самозабвенно творит (слайды 27,28,29),
  • играет (слайды 30,31),
  • конструирует (слайд 32).

Для того, чтобы удерживать (направлять, поддерживать) внимание, интерес детей я ежедневно рассказываю, какие материалы в каких центрах подготовлены.

Четвёртый этап – итоговый сбор.

Итоговый сбор организую как в процессе реализации проекта, так и по завершению. На итоговый сбор дети приносят всё, что успели сделать – рисунки, поделки, картинки, книги, карточки с выполненными заданиями. (слайды 33,34)

Те виды работ, которые нельзя перенести, например конструкции из крупного материала, постройки из песка, мы их рассматриваем после того как рассмотрим материалы, доставленные на ковёр.

На этом этапе моя задача – организовать процесс рефлексии, отметить, как многое успели сделать вместе и каждый в отдельности, насколько полученный результат соответствует задуманному, кто помогал, какие были трудности и т.д.

Проект длится столько времени, сколько сохраняется у детей интерес к выбранному содержанию.

Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация проходит в различных формах:

– создание мини-музеев; (слайды 35,36)

– выставка совместных творческих и детских работ; (слайды 37,38)

– оформление фотогазет; (слайд 39)

– выставка любимых книг, альбомов; (слайд 40)

– тематические развлечения. (слайд 41)

Подводя итог всему сказанному, я хочу подчеркнуть, что в моей работе именно проектная деятельность помогает мне связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка. Она позволяет объединить детей, родителей, педагогов, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, обсуждать результаты своей деятельности. (слайды 42-46)

Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит появится уверенность в своих силах. Я считаю, что именно метод проектов дает возможность перестроить воспитательно – образовательный процесс в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.