Элективный курс по краеведению "Моя малая Родина". 9-й класс

Разделы: Краеведение

Класс: 9


Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.

Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Курс региональной географии призван удовлетворять социальные потребности, то есть происходит социализация личности учащихся, он также  имеет подлинно страноведческий характер.

Элективный курс «Моя малая родина» - это курс с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 9 класса. Программа элективного курса рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Задачи курса

I. Общеобразовательные задачи:

  • обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;
  • способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;
  • через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;
  • развивать гибкость мышления и поведения.

II. Предметные задачи:

  • сформировать системное представление о селе Вутабоси как целостном географическом регионе;
  • показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;
  • сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего населенного пункта;
  • развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название тем курса

Всего
часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практические

семинары

1

Введение

1

1

 

 

 

2

Общий обзор села

4

2

1

1

Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе.

3

Природа своего
края

12

5

5

2

Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе.
Оформление краеведческого уголка

4

Общая
характеристика
населения и
хозяйства села

8

4

3

1

Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе. Оформление стенда «Наша гордость»

5

Экологические
проблемы
населенного
пункта

8

2

4

2

Участие в семинаре. Создание и защита проектов. Конкурс сочинений.

6

Итоговое  
занятие

1

 

1

 

Итоговое тестирование.

Содержание программы «Моя малая родина» (34 часа)

1. Введение (1 ч.)

2. Общий обзор села (4 ч.)

Географическое положение.

История возникновения моего села. Первые упоминания о нашем селе. Происхождение названия села, фамилий жителей. История заселения и хозяйственного освоения территории села.

Крестьянство, его роль в становлении и развитии моего села. Годы гражданской войны. Первый колхоз. Великая Отечественная война в жизни села. (2 часа)

Практическая работа (1 час). Площадь территории села, конфигурация.

Составление плана-схемы села. Выделение соседей, главных географических объектов. Оценка экономико-географического положения по картам и типовому плану.

Семинар (1 час)

Творческая работа: «Мое село на карте района, области» (использование историко-литературных источников, музейных экспонатов, воспоминаний местных жителей и т.д.)

3. Природа своего края (12 ч.)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; Климат и агроклиматические ресурсы; Внутренние воды; Почвы, земельные ресурсы; Растительный мир и животный мир (5 часов)

Практическая работы (5 часов)

Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата, составление климатических диаграмм. Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты. Характеристика почв и земельных угодий. Описание экосистемы леса. Выявление степени влияния человека на данный биоценоз.

Семинар (2 часа)

Творческая работа. Составление гербария местных растений. Описание их лечебных свойств. Оформление краеведческого уголка.

4. Общая характеристика населения и хозяйства села (8 ч.)

Население, демографическая ситуация села, социальный состав, обычаи и традиции; АПК села, его особенности (4 часа)

Практическая работы (3 часа)

Характеристика демографической ситуации населения села. Характеристика АПК  колхоза «Гвардеец» Канашского района.

Семинар (1 час)

Творческая работа. Составление сообщения об интересных людях села, о традициях и обычаях. Оформление стенда «Наша гордость»

5. Экологические проблемы населенного пункта (8 ч.)

Виды загрязнений. Экологические проблемы села. Радиационное загрязнение территории. Экология человека, воспитание экологической культуры. (2 часа)
Практическая работы (5 ч.)

Работа над проектами

Творческая работа. Написание сочинений на тему «Экологические проблемы села», «Мое село в будущем». Защита проектов.(1 часа)

6. Итоговое занятие (1 ч.)

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать: 

  • площадь территории села;
  • особенности физико- и экономико-географического положения населенного пункта;
  • основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории края;
  • зависимость рельефа территории села от тектонического строения и действия внешних процессов;
  • основные формы рельефа;
  • факторы, формирующие климат;
  • влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
  • особенности поверхностных вод территории;
  • воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование;
  • основные типы почв, меры по их охране;
  • представители растительного  и животного мира нашей зоны; Красная книга Брянщины;
  • численность населения;
  • особенности демографической ситуации;
  • развитие АПК, ведущие отрасли хозяйства;
  • народные промыслы, их особенности;
  • взаимосвязь сельскохозяйственной деятельности человека с природными условиями, примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
  • основные экологические проблемы, пути их решения.

Учащиеся должны уметь:

  • определять по картам физико- и экономико-географическое положение территории населенного пункта;
  • определять размеры, протяженность территории;
  • работать с различными географическими источниками;
  • устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико-географической, геологической, тектонической картам;
  • определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;
  • оценивать агроклиматические, водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;
  • выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности;
  • оценивать демографическую ситуацию населения;
  • составлять характеристику одного из звеньев АПК;
  • устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;
  • описывать ПТК по предложенному плану;
  • владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА
"Моя малая родина"

В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:

  1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.
  2. Сбор, изучение и обработка устного народного творчества.
  3. Проведение картографического анализа.
  4. Выполнение фотографий.
  5. Составление тезисного плана беседы.
  6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.
  7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.
  8. Проведение экскурсий по школьному музею и селу.

Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:

  1. Учитель, интересующийся историей края и принимающий непосредственное участие в его изучении.
  2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.
  3. Создание для учащихся реальных  условий  для проведения самостоятельных исследований.
  4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.
  5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.
  6. Учащиеся знают и видят, что  их исследования приносят реальный результат:  появление интереса  учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива школьного музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал  используются в учебно-воспитательном процессе.

Список литературы

  1. Козлова Ю.В. Краеведение. Внеклассная работа по географии. Москва,Творческий центр, 2007.
  2. География Брянской области. Учебное пособие для учителей и учащихся 4-х классов // под ред. Афромеева Л.М., из-е тов-во «Дебрянск», Брянск, 1995.
  3. Афромеев Л.М. Природа Брянщины. Изд-во «Дебрянск», Брянск, 1995.
  4. Ефремов Ю.К. Природа моей страны. Москва, Мысль, 1985.
  5. Крашенинников В.В. Взгляд через столетия. Тула, Приокское изд-во, 1978.
  6. Цапенко М.П. Земля Брянская. Москва, Искусство, 1972.
  7. Лонина М.Д. Внеклассная работа по географии, Брянск, 1964.